Российский рынок мониторов на протяжении последних лет активно развивается и претерпевает изменения как в технологическом плане, так и в области структуры в целом. По итогам первого полугодия 2008 г.1 можно говорить о практическом исчезновении из товарной номенклатуры вендоров мониторов на базе ЭЛТ. И хотя поставки такого типа оборудования еще продолжаются, их объемы ничтожно малы.
В то же время на рынке средств отображения информации ожидается появление новых типов устройств. Например, на телевизионном рынке производители уже продолжительное время говорят о приближающейся эпохе LED-дисплеев и назначают даты анонса новинок, которые будут обладать значительными техническими преимуществами перед своими жидкокристаллическими конкурентами. И это происходит на рынке, где доля «устаревших» ЭЛТ-аппаратов остается более чем значительной. В мониторной же отрасли данная тема не поднимается, видимо в связи с тем, что коммерческий потенциал ЖК-мониторов еще не реализован и производители пока не видят смысла вкладывать ресурсы в развитие новых технологий. Хотя с выходом на массовый рынок LED-телевизоров по доступной цене можно ожидать появления и аналогичных мониторов.
Рис. 1 Динамика проникновения мониторов широкого формата в товарном предложении вендоров.
Наиболее глобальным событием на рынке мониторов стало чрезвычайно агрессивное проникновение широкоформатных устройств в структуру продаж и в товарную номенклатуру всех вендоров. Только за полтора года доля широкоформатников в продуктовом предложении возросла с 16 до 60 % и продолжает увеличиваться (рис. 1).
При этом количество моделей на российском мониторном рынке в целом на протяжении нескольких лет практически не меняется и варьируется в среднем от 470 до 500 моделей, в зависимости от периода. Так что увеличение предложения широких мониторов в основном происходит за счет уменьшения доли других типоразмеров. Например, происходит значительное снижение доли 17-дюйм SXGA-мониторов, интерес к которым по ряду объективных причин (размер экрана, рабочая область, величина точки, ценовая политика и пр.) падает как со стороны производителей, так и потребителей. Справедливости ради стоит отметить: несмотря на такую динамику в номенклатуре, в структуре продаж заметное преимущество остается за мониторами со стандартным соотношением сторон (4:3), которые в подавляющей своей массе представлены 17- и 19-дюйм SXGA-мониторами. Но их главенство уже далеко не так бесспорно, как это было несколько полугодий назад, когда их доля в продажах превышала 90 %.
Широкоформатные тенденции
Мониторы с соотношением сторон 16:10 (wide) уже достаточно продолжительное время присутствуют на рынке, но до конца 2006 г. их число оставалось крайне незначительным, и они воспринимались в качестве нишевого решения. Это объяснялось их завышенной стоимостью, спорными, на тот момент, потребительскими преимуществами и, конечно же, «успехом» их стандартных собратьев. Но в результате массированных маркетинговых акций вендоров и дистрибуторов вектор развития мониторного рынка сместился, и сейчас уже никто не оспаривает то факт, что широкоформатные мониторы более эргономичны, обладают большей производительностью, универсальны для различных целевых групп (для работы и отдыха), более престижны и т. д. Немаловажно и то, что стоимость данного типа оборудования с каждым полугодием становится все более привлекательной (ну, если не учитывать нишевые, узкоцелевые устройства, цена которых практически не меняется).
Таблица. Широкоформатные мониторы
Не стоит также забывать, что реальный рынок мониторов уже вплотную приблизился к своей потенциальной емкости и основные закупки осуществляются в связи с заменой устаревшей/вышедшей из строя техники. И, выбирая из существующего предложения, компании, вероятно, будут отдавать предпочтение более современной и производительной технике.
В первом полугодии 2008 г. товарная номенклатура широкоформатных мониторов насчитывала почти 340 устройств, что составило 60 %-ный рост относительно второго полугодия 2007 г. и более чем 170 %-ный рост за год (почти утроение предложения (!). Такая динамика совсем не характерна для развитого рынка, где на смену устаревшим, уходящим с рынка устройствам приходит примерно аналогичное число новых, с улучшенными техническими характеристиками. Но в отличие от других сегментов мониторного рынка, широкоформатники продолжают активно развиваться, и на данный момент устаревание и последующее исчезновение моделей из актуальных линеек вендоров практически отсутствует. Таким образом, по итогам первого полугодия продуктовое предложение широкоформатных мониторов сформировано более чем внушительным числом моделей от 18 компаний.
Лидером по широте товарных линеек стала компания Samsung с 59 устройствами, из которых 30 — новинки, на втором месте с минимальным отрывом — Acer (51 устройство, 38 новинок). Отличительная черта товарной линейки компании Acer — наличие крайне большого числа модификаций базовой модели, причем различия в их ключевых технических характеристиках может быть весьма значительным, что в свою очередь сказывается на цене.
Средняя стоимость широкоформатного монитора в первом полугодии составила 530 долл., практически не претерпев изменений относительно предыдущего периода.
Появление большого числа новинок (по итогам полугодия оно составило половину всего предложения) побудило нас провести сравнение средней стоимости новых и «старых» устройств (т. е. тех, которые присутствовали на рынке во второй половине 2007 г.) (рис. 2). В результате получилось, что новые модели как в целом по рынку, так и в диагональных сегментах, поставляются по более привлекательным ценам, чем их «старые» собратья. Максимальное снижение стоимости мы наблюдаем в наиболее популярном и перспективном 22-дюйм диагональном сегменте — почти 19 %. А минимальное снижение у широких «девятнашек» — менее 2 %.
Данный феномен красноречиво показывает «кухню» вендоров и поставщиков мониторов, когда эрозия стоимости затрагивает не столько конкретные модели мониторов, сколько весь сегмент. Отпускные цены на «старые» модели практически не претерпевают изменений на протяжении всего срока поставки, тогда как новинки предлагаются по более привлекательной цене, но и их стоимость зафиксирована на весь срок поставки. Таким образом, получается, что дистрибутор вынужден работать с «устаревшим» товаром, который, кроме всего прочего, и дороже новых устройств. Казалось бы, нонсенс. Но в результате этой странной, на первый взгляд, ситуации мы получаем достаточно эффективно работающий механизм: продавец заинтересован реализовать в первую очередь «устаревшие», «дорогие» устройства, чтобы снизить складские издержки и работать с новым, более привлекательным товаром. И чем быстрее «старые» мониторы будут уходить с рынка, тем большее падение стоимости мы будем наблюдать, пока не достигнем оптимального ценового уровня для каждой из диагоналей. В случае с широкоформатными 19-дюйм мониторами мы, судя по всему, уже приближаемся к такой отметке. А в ближайшем будущем все это в основном ожидает и мониторы остальных диагоналей.
Ситуация по разным диагоналям
Несмотря на относительно короткий срок присутствия широкоформатных мониторов на массовом рынке, можно говорить о вполне сформированной товарной номенклатуре в основных диагональных сегментах. Безусловно, это не касается 15-, 16- и 17-дюйм устройств, которые уже сейчас являются маргинальным/нишевым решением, зачастую с не типовым разрешением. Такие аппараты вряд ли получат широкое распространение, их удел — оставаться в узкой нише тендеров или целевых ограничений.
Первое место с долей не менее 33 % продолжительное время занимали «девятнашки», но в течение последнего года рост предложения 22-дюйм мониторов сначала превысил динамику роста своих конкурентов с диагональю 20 дюймов, а теперь настал черед и 19-дюйм моделей. В результате по итогам полугодия наиболее широкое предложение — у 19- и 22-дюйм мониторов — по 30 % (рис. 3). Не отстают по темпам роста от фаворитов и мониторы с диагональю 24 дюйма, — только за последнее полгода они вдвое увеличили свое присутствие.
Рис. 2. Сравнение средней стоимости новых и «старых» широкоформатных мониторов основных диагоналей и в целом по рынку.
Группа широких мониторов с диагональю 19 дюймов по итогам первой половины 2008 г. насчитывала свыше 100 устройств, среди которых более 50 — новинки полугодия. Лидером по широте товарного предложения стала компания Samsung (20 моделей), Asus — 15 и далее — компания Acer 14, которая кроме того стала лидером по числу новинок — более 10. Если сравнивать нынешнее число моделей со вторым полугодием 2007 г., то предложение в данном сегменте увеличилось на 46 %.
Средняя стоимость 19-дюйм мониторов составила 275 долл., что всего на 3 долл. ниже, чем в предыдущем периоде. Несмотря на минимальную стоимостную эрозию, в распределении предложения по ценовым диапазонам произошли значимые изменения. Например, почти половина моделей предлагается в диапазоне 200-249 долл. (полгода назад их доля была порядка трети).
В сегменте 20-дюйм мониторов, — одном из бывших фаворитов среди широкоформатников, также произошли существенные изменения. Из более чем 60 моделей, представленных в первом полугодии, половина — новинки. Лидерами этой диагональной группы стали компании Acer и Samsung, представившие по 11 устройств.
Средняя стоимость монитора в данном сегменте достигла 380 долл., снизившись за полгода на 7 %. Такая значительная (хотя и не рекордная) ценовая эрозия сопровождалась и изменениями в распределении устройств по ценовым диапазонам. В анализируемый период уже более половины моделей предлагалась в диапазоне 250-349 долл., тогда как полгода назад в этом интервале находилось менее 45 % предложения.
Группа мониторов с диагональю 22 дюйма в первом полугодии была представлена более чем 100 устройствами от 15 вендоров. Лидерами по широте товарной линейки в очередной раз стали Acer и Samsung, которые предложили по 18 моделей (15 и 11 новинок соответственно). У компании ViewSonic также широкое предложение (12 устройств), 40 % которых были анонсированы в рассматриваемый период.
Средняя стоимость 22-дюйм мониторов достигла отметки 485 долл., что соответствует 10 %-ной эрозии. Стоит отметить появление пяти устройств по цене ниже психологического уровня в 300 долл. Но основное количество 22-дюйм мониторов предлагалась в диапазоне 300-400 долл. Отметим также продолжающийся рост числа престижных аппаратов, стоимостью более 500 долл. В основном это мониторы с привлекательным дизайном, мультимедийными возможностями и дополнительным функционалом. Например, модель Samsung SyncMaster 2263DX оснащена встроенной камерой и колонками и дополнительным 7-дюйм монитором, который подключается через USB 2.0.
И последняя по порядку (но не по значимости) большая группа мониторов — с диагональю 24 дюйма. По итогам полугодия количество предложений таких устройств на российском рынке приблизилось к 40, из которых более 40 % — новинки. Лидерами по товарному наполнению стали компании Acer (7 моделей), BenQ (7) и Samsung (6). В этом диагональном сегменте продолжается фаза активного формирования предложения, и хотя существующие модели уже дают потребителю возможность выбора как по ценам, так и по техническим характеристикам, но, на наш взгляд, предложение остается не вполне достаточным.
Рис. 3. Динамика товарного предложения широкоформатных мониторов по полугодиям.
Средняя стоимость таких мониторов по итогам полугодия составила 900 долл., что почти на 100 долл. ниже, чем в предыдущий период.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование товарной линейки широкоформатных мониторов в основном завершилось, и по представленности они уже опередили своих стандартных конкурентов. В то же время в структуре продаж их «звездный час» еще впереди, хотя достижения последних полутора лет уже впечатляют.
1 Данный материал продолжает цикл статей, посвященных анализу актуального товарного предложения широкоформатных мониторов , в нем рассматривается ситуация в первом полугодии 2008 г.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.