Рынок средств визуализации, который объединяет большое количество разнообразных как по типу, так и по целевому назначению устройств, продолжает активно развиваться. Не отстает в развитии и его традиционно один из самых небольших по объемам продаж сегмент — мультимедийные проекторы (MMP). За последние два года они стабильно показывают весьма высокие для них1 темпы роста (30—40 % в натуральном выражении), и пока резкого снижения темпов не предвидится. Тем более что потенциальный рынок данного типа оборудования чрезвычайно велик и в ближайшее время вряд ли мы достигнем его предела.
Тем не менее не все так радужно в данном сегменте, и многие проблемы, которые мы обозначали в своих предыдущих материалах2, так и остались нерешенными. Как это зачастую бывает, нерешенные проблемы продолжают негативно влиять на сегмент и не дают ему полноценно развиваться, тормозя проникновение относительно новой технологии в те сферы человеческой деятельности, где она может эффективно использоваться. Несмотря на объективные потребительские достоинства, мультимедийные проекторы так и не получили той популярности, которую могли бы, выйдя на массовый потребительский рынок.
В свое время мы уже поднимали тему каналов сбыта мультимедийных проекторов, в их списке ведущие федеральные розничные сети практически отсутствовали. А без них этим устройствам крайне трудно получить статус массового сегмента и качественно увеличить объемы продаж. Несколько лет назад этот вопрос активно обсуждался основными игроками этого рынка. Тогда главными точками преткновения, которые объективно ограничивали популярность проекторов, являлись высокая стоимость и непонимание этой технологии рядовым покупателем. Но тогда же появились и так называемые коробочные решения, которые вполне могли реализовываться через розницу без дополнительных услуг, свойственных этому сегменту.
Как же изменилась ситуация по прошествии нескольких лет? Может ли простой обыватель приобрести себе домой кинотеатральный проектор в обычном магазине?
Для ответов на эти вопросы мы решили провести исследования в крупнейших федеральных розничных сетях Москвы, поскольку готовность именно этого канала может служить показателем приближения сегмента к массовому рынку. Исследование охватило розничные сети различного типа, специализирующиеся на продаже широкого спектра товаров народного потребления (Metro, «Ашан»), бытовой электроники («Эльдорадо», «Техносила», «М. Видео», «Мир») или преимущественно ИТ-продукции («Белый Ветер», Polaris, StartMaster). Наше исследование не ставило перед собой задачу провести мониторинг всех торговых площадей перечисленных выше сетей на предмет наличия в них ММР. Понимая, что проекторы, в отличие от телевизоров или мониторов, остаются не самым популярным товаром розничных сетей, мы построили свое исследование на точечном зондировании конкретных магазинов. Предварительно обзвонив справочные службы сетей, мы выяснили, в каких из них присутствует данная товарная группа и в каких конкретно магазинах наибольший выбор этой продукции. К сожалению, таких торговых точек набралось не так много, как хотелось бы.
Не будем лукавить и заранее скажем — мы проводили исследование не только ради того, чтобы получить некую новую информацию о представленности проекторов в рознице. Основной целью было подтвердить нашу гипотезу, что ретейл, несмотря на большой потенциал, продолжает оставаться не самым распространенным каналом сбыта для данного типа оборудования. И увеличения продаж проекторов через сети широкого профиля в ближайшее время ждать не приходится. Наиболее оптимальными путями сбыта, как и прежде, остаются традиционный «проекционный» и ИТ-каналы, которые, кроме всего прочего, успешно оказывают дополнительные услуги по инсталляции, созданию инфраструктурных решений и т. д.
В целом наше предположение, увы, подтвердилось. Хотя даже для нас результаты мониторинга оказались не столь однозначными, как ожидалось.
Проектор на полке
Проведенное исследование показало удручающе малое товарное предложение мультимедийных проекторов в рознице, а их размещение на полках магазинов было, мягко говоря, крайне неудачным… Но давайте обо всем по порядку.
Кроме того, что проектор — достаточно редкий гость на полках розничных сетей, выяснилось, что даже если он заявлен в товарной номенклатуре, это не значит, что он присутствует в каждой торговой точке. Если «повезло» и вы, предварительно позвонив в справочную службу сети, узнали, в каком магазине можно его приобрести, то опять не факт, что вы его там найдете: либо по причине сложности обнаружения в торговом зале, либо услышав банальный ответ консультанта, что «…только недавно закончились». Это может и не значить, что они на самом деле были. Как правило, проекторы размещены на стеллажах или на торговых полках и снабжены достаточно лаконичными информационными ценниками, что не способствует их привлекательности и популярности среди посетителей магазина. «Скучающий» покупатель, который пришел в поисках чего-нибудь новенького, или ожидающий оформления своей покупки и пр., проходя мимо таких стеллажей, не всегда сможет понять, что это такое, и вряд ли заинтересуется этим «нечто».
Встречаются и инсталлированные проекторы (правда, это громко сказано, просто закрепленные на специальной полочке и подключенные к источнику сигнала), но в выключенном состоянии. Чисто по-человечески позиция магазина понятна. Зачем тратить и так небольшой ресурс лампы, если потенциальных покупателей не так много? Но есть и обратная сторона. Откуда этот потенциальный покупатель появится, если посетитель не видит потребительские свойства проектора и не может сравнить между собой разные устройства? И еще один момент: практически нигде не предлагались экраны для проекторов. В лучшем случае на прямой вопрос — «А есть ли экран?» — консультант озадаченно начнет искать его по номенклатурной базе.
Рис. 1. Структура розничного предложения мультимедийных проекторов по позиционированию.
Что нас обрадовало, так это, как правило, неплохой уровень подготовки консультанта-продавца. Он если и не вполне профессионально владеет темой, тем не менее на приличном уровне может ответить на вопросы и порекомендовать проектор для дома или офиса, предложив из неширокого ассортимента оптимальный вариант.
В поисках домашних проекторов
Пожалуй, достаточно перечислять все те недочеты, которые мы увидели в розничных магазинах, перейдем к технологической структуре зафиксированной нами номенклатуры.
Откровенно говоря, обследуя розничные сети, мы ожидали увидеть проекторное предложение, ориентированное в большинстве своем на коробочный вариант, т. е. законченное решение, которое не потребует дополнительных услуг со стороны магазина и соответственно дополнительных расходов со стороны покупателя. Таковыми, на наш взгляд, могут являться, во-первых, домашний аппарат бюджетного уровня, требующий минимальной самостоятельной инсталляции, во-вторых — data-проекторы, которые по своему назначению также не требуют установочных процедур и используются, например, в мобильных презентациях. Во всех остальных случаях проектор не может считаться коробочным решением, так как необходимы дополнительные услуги.
Если с мобильными проекторами все достаточно понятно — это устройство с минимальным количеством входов и с небольшим весом, то с бюджетными кинотеатральными положение сложнее. На такую роль в первую очередь подходят так называемые комбайны — проекторы со встроенным DVD-плеером, акустикой и не требующие сложной инсталляции. Ряд производителей в описании к таким устройствам предлагают на время «простоя» убирать их на полку в шкаф и использовать, например, как стереосистему. Учитывая, что розничные магазины в первую очередь ориентированы на домашнего потребителя, мы ожидали доминирования в товарном предложении проекторов для домашнего использования (т. е. в основном бюджетных кинотеатральных и универсальных проекторов) и относительно небольшой доли проекторов для сектора SOHO. Именно эти два типа ММР, на наш взгляд, являются очевидными претендентами на продажу в рознице, конечно при адекватном их продвижении и поддержке.
Рис. 2. Структура розничного предложения мультимедийных проекторов по массогабаритному признаку.
В итоге мы получили структуру розничного предложения, которая по всем основным технологическим показателям очень похожа на структуру предложения на рынке в целом (хотя по объему почти на порядок меньше), но которая абсолютно не коррелировала с нашими теоретическими представлениями. Например, по позиционированию (данную сегментацию рынка ММР мы ввели относительно недавно, пересмотрев и модернизировав предыдущую в соответствии с современными рыночными реалиями и тенденциями) основное число устройств, представленных в рознице, как и в целом по рынку, относится к сегменту офисного использования (рис.1). То есть производители позиционируют их в качестве проекторов для бизнеса, образования и других аналогичных применений, где в основном требуется воспроизведение статичного контента. Чуть больше пятой части предложения относится к универсальным многоцелевым аппаратам, которые могут эффективно демонстрировать смешанный контент. Оставшиеся примерно 10 % являются кинотеатральными проекторами. Причем среди последних попадаются и достаточно «тяжелые», дорогие устройства, для которых после покупки нужны дополнительные услуги по инсталляции и встраиванию в систему домашнего кинотеатра, хотя на их оказание розничный магазин не «заточен».
По массогабаритному признаку структура предложения в рознице также повторяет общую картину рынка: более двух третей относится к классу ультрапортативных MMP, а около 22 % — к микропортативным (рис. 2).
В технологическом срезе ситуация также крайне близка к общерыночной, где в последнее время в результате конкуренции между проекторами на основе DLP-чипов и LCD-матриц их доли почти сравнялись. В рознице с небольшим преимуществом по представленности впереди DLP-устройства.
Выводы и обобщения
Подведя итоги технической части исследования, мы поняли, что ситуация на московском розничном рынке крайне неоднозначна, она не дает внятного ответа на поставленные нами вопросы.
На наш взгляд, в рамках данной публикации нет смысла в очередной раз поднимать вопрос о конкурентных преимуществах проекторов по сравнению с другими технологиями. В ряде случаев у них вообще нет прямых и полноценных товаров-заменителей. Но эту тему мы уже много раз обсуждали на страницах ... «Бестселлеров».
Положение с проекторами в рознице — это какой-то замкнутый круг: сети не торгуют этими изделиями, потому что их почти не покупают, а не покупают их потому, что в рознице их почти нет. И без вмешательства третьей стороны изменить ситуацию кажется нереальным.
При этом мы уверены, что сети могут предоставить необходимые специально оборудованные площади. Ведь под большие плазменные и ЖК-панели для домашних кинотеатров в торговых залах, например, бытовых сетей выделяются затемненные области. Там же можно разместить и несколько инсталлированных кинотеатральных проекторов. Мобильные устройства с большим световым потоком можно разместить недалеко от компьютерной секции и демонстрировать изображение по просьбе покупателя. Например, «коробочные» проекторы присутствуют на рынке и успешно продаются, но через другие каналы. То есть с местом и предложением проблем вроде нет.
Камнем преткновения, на наш взгляд, как и прежде, остается массовый потребитель, и даже не потому, что он зачастую мало осведомлен в этой области, основная причина в его неготовности к созданию в домашних условиях кинотеатра на базе проекторов. Происходит это из-за того, что плазменные и ЖК-телевизоры с большой диагональю еще в недостаточной мере проникли на рынок домашнего видео. Только после его насыщения плоскими панелями, на наш взгляд, можно ожидать переключения потребителя на новую технологию. А это произойдет еще не скоро.
В то же время, наверное, можно утверждать, что производители и поставщики проекторов сами не вполне готовы выйти на массовый рынок и обеспечить соответствующие объемы поставок и сервиса. В настоящий момент они используют розничные сети скорее для промоушна своих брендов, не тратясь на массированную рекламу в СМИ, на билбордах и пр. К такому выводу нас подталкивает актуальное предложение проекторов в рознице, для данного канала неадекватное. Продажи, которые проходят через розничные сети, можно считать случайными, осуществляются они не благодаря, а вопреки сложившейся ситуации.
1 Ранее сегмент мультимедийных проекторов показывал крайне скромные темпы роста в натуральном выражении, которые усугублялись весьма нестабильными закупками оборудования в рамках федерального тендера «Дети России».
2 См. статью «Стратегии в новых условиях», «Бестселлеры IT-рынка», 2006, №3, с. 74.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.