Мобильные ПК продолжают стремительно завоевывать симпатии потребителей и активно распространяются по городам России, особенно крупным. И закупают их далеко не только компании для своих сотрудников, но и частные лица, обращаясь в магазины розничной торговли. Поэтому интересна не только временная динамика распространения этой продукции по розничным сетям, которую на примере Москвы мы достаточно подробно описали в предыдущем номере1, но и «география» ее распространения по наиболее крупным промышленным регионам.
В этой статье мы проанализируем ситуацию по розничной продаже ноутбуков еще в двух крупнейших городах – Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – и сравним ее с положением в Москве. Материал базируется на результатах соответствующих исследований компании ITResearch2.
Естественно, это срез в один и тот же период времени – декабрь 2007 г. Отметим также, что соблюдался единообразный подход к отбору обследуемых магазинов – обследовались наиболее крупные торговые сети городов, и в выборку попадало примерно 40% магазинов от каждой сети. Поскольку в Петербурге и Екатеринбурге хорошо развиты локальные торговые сети в ущерб некоторым федеральным, то список сетей и количество магазинов по городам различаются: если московскую десятку3 мы неоднократно перечисляли, то в Петербурге исследование базируется на данных девяти сетей, причем кроме пяти федеральных там включены "Компьютерный мир", "Компьютерный центр КЕЙ", "Телемакс" и "Техношок", а в Екатеринбурге это также была десятка, в которую вошли такие локальные сети, как "АСМ Электроника", "Буква", "Парад" и "Трилайн".
В итоге в Москве всего обследовано 72 магазина, в Петербурге – 42, а в Екатеринбурге 30 магазинов. Хотя больше всего магазинов охвачено в Москве, но при этом максимальное количество моделей ноутбуков зафиксировано в северной столице – 1927 (против 1705 в Москве и 954 в Екатеринбурге). Соответственно и среднее количество моделей мобильных ПК, приходящихся на один магазин, в северной столице оказалось существенно выше, чем в Москве (подробнее об этом ниже).
Схема сравнения ассортимента предлагавшихся ноутбуков в трех городах повторяет типовую схему нашего розничного исследования по этой товарной группе: по типам процессоров, по диагонали дисплея, по вендорам, по ценовым диапазонам, по продуктовому предложению и усредненным ценам в различных сетях.
Процессор
Сопоставление розничного товарного предложения по городам начнем с распределения моделей по типам процессора. Естественно, что главным ЦП к концу прошлого года уже повсеместно был Core 2 Duo, однако степень его доминирования была разная: если в Москве на его долю приходилось 68%, то в Петербурге – лишь 58%, а в Екатеринбурге и вовсе менее 52% (вероятно, сказалась удаленность от границ, ведь этот ЦП и соответственно системы на его базе в тот период еще только появлялись). Соответственно вне столицы несколько большей оказалась доля следущего по представленности процессора, Turion 64 X2: в Петербурге она составила 11,5% (против 10,2% в Москве), а в Екатеринбурге – 13,3%, причем там он был даже не вторым, а третьим по распространенности в ноутбуках (рис. 1). Вторую же позицию на полках магазинов уральского города уверенно заняли мобильные системы на базе Core Duo, в то время как в столице этот ЦП был на третьем месте. А вот в Питере он что-то был «не в чести» – шестое место и всего порядка 5%. Системы на демократичном по цене Celeron M в обоих «бургах»встречались чаще, чем в Москве: примерно по 10% против 6%. Объяснить это, скорее всего, можно более высокой обеспеченностью москвичей (и приезжающих за покупками гостей столицы).
Рис. 1. Структура розничного рынка ноутбуков по процессорам.
Что касается соотношения систем на Intel и AMD, то ситуация следующая: В Екатеринбурге, как и в Москве, на ЦП ведущего производителя, пришлось 87% предлагавшихся систем, в Петербурге – 82.
Диагональ экрана
Теперь о размере матрицы дисплея – во всех городах абсолютно доминировали модели с диагональю 15,4 дюйма, причем максимальное ее присутствие – 57% – выявилось в Екатеринбурге, а минимальное – 47% – в Москве. Второй по представленности стала диагональ 14 дюймов, и в Москве системы такого формата предлагались существенно шире: 20% против 14% в двух других городах. Ну а доля 13- и 17-дюйм машин во всех трех городах была примерно одинакова – соответственно порядка 7,5-8 и 10%.
Интересна степень представленности моделей малых форматов, которые становятся все более востребованными. И тут несколько более продвинутым оказался Петербург, где на системы с диагоналями 12 и 11 дюймов приходилось соответственно 6,3 и 1,8%, в то время как в Москве – 6,2, и 2,5%, а в Екатеринбурге – 6,2, и 1,5%. Доля моделей с диагональю матрицы 10,6 дюйма в Москве составила менее 1%, в двух других городах их практически не было обнаружено (рис. 2).
Рис. 2. Структура розничного рынка ноутбуков по диагоналям экрана.
Вендоры
В розничных сетях всех обследованных городов предлагалась продукция 14 вендоров (везде одни и те же, и все 14?). В магазинах Москвы и Екатеринбурга преобладали модели марки Asus, правда, во втором случае с минимальным (порядка 0,5%) перевесом. В Петербурге же первенствовали ноутбуки бренда Acer, но также с малым, примерно в 1,5%, отрывом от основного преследователя. На третьей по популярности позиции в двух столицах оказалась марка Sony, а в Екатеринбурге это место заняла продукция Toshiba. Четвертое место тоже разнится: если в Москве это НР (вероятно, за счет успешного продвижения марки Pavilion), то в Питере – Toshiba, а в Екатеринбурге – Samsung. В то же время в Москве и Питере бренд Samsung на пятом месте с долей порядка 8%. Отечественная марка Rover ближе седьмой позиции (в Москве) нигде не заняла, – в Питере она на 10-м месте с долей порядка 2%, а в Екатеринбурге и вовсе на 11-м, после ноутбуков от Apple (рис. 3).
Рис. 3. Структура розничного рынка ноутбуков по вендорам.
Продуктовый ассортимент и средние цены в сетях
Как уже было сказано, самый богатый выбор мобильных ПК (в расчете на один магазин) зафиксирован в Петербурге. Его продемонстрировала локальная розничная сеть «Компьютерный Центр КЕЙ», за которой почти вплотную следовала сеть «Компьютерный мир». Далее – Екатеринбург, где с большим отрывом от конкурентов, первенствовали магазины Polaris. А Москва, где самой успешной была сеть MediaMarkt, в этом смысле оказалась позади. Этот, несколько странный на первый взгляд, факт можно объяснить, например, тем, что в Москве ноутбуки уже перестали быть суперуникальным товаром массовой в рознице. Поэтому и выкладывать абсолютно всю номенклатуру в условиях конкуренции товаров за место на полках не представляется возможным. Хотя это только предположение.
В столице наибольшая часть – 22,5% – предлагавшихся машин попадала в ценовой интервал 36–42 тыс. руб., далее идут системы стоимостью от 30 до 36 тыс. руб., доля которых – 18,5%. (Вообще розничные цены в декабре 2007 г. начинались с диапазона 12–18 тыс. руб.) В магазинах Петербурга примерно такая же картина: самым массовым был этот же ценовой диапазон (36–42 тыс. руб.), в него попала практически пятая часть всего предлагаемого массива мобильных ПК, совсем ненамного меньше доля машин стоимостью от 30 до 36 тыс. руб. 19%. В Екатеринбурге максимум предложения сдвинут по ценовой шкале «влево» – в интервал 30–36 тыс. руб., в котором предлагалась без малого четверть всего продуктового массива, а диапазон 36–42 тыс. руб. здесь был вторым по популярности – 19,6%.
Как видно, в Екатеринбурге были зафиксированы более низкие средние цены на ноутбуки, что вполне объяснимо: ведь там комплектация систем была явно сдвинута к уровню low-end, например, по процессорам – было меньше моделей на базе Core 2 Duo и больше – на Core Duo. При сравнении цен в этом городе по различным сетям выяснилось, что самая низкая средняя цена была в магазинах Sunrise – всего 27 909 руб. В Петербурге наиболее низкую среднюю цену предоставили магазины местной сети «Телемакс», где она составила 30 460 руб. Ну а в столице таковой оказалась сеть Metro со средней стоимостью предлагавшихся моделей 31 246 руб. Очередной раз Москва подтвердила статус самого дорогого города.
1См. статью «Богатый выбор», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 1, с. 14.
2См. аналитические отчеты «Ноутбуки в розничных сетях. Исследование структуры товарного предложения в крупнейших розничных сетях Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга». Компания ITResearch, Москва, декабрь 2007 г.
3Это «Ашан», «Белый Ветер», «М.Видео», «Мир», «МедиаМаркт», «Техносила», «Эльдорадо», Metro, Polaris, StartMaster.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.