Данная статья является продолжением обзора продуктового предложения на рынке мультимедийных проекторов (ММР) во второй половине 2007 г., публикацию которого мы начали в предыдущем номере нашего журнала (См. статью «Смещение акцентов», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, №1, с. 70). В рамках первой части материала мы также затронули тему модернизации сегментации рынка. Если раньше сегментация по массогабаритным характеристикам устройства была вполне адекватной, то с развитием рынка, дифференциацией оборудования и пр. возникла необходимость пересмотреть методологию, чтобы наша оценка рынка наиболее полно отвечала основным современным процессам. Основным ключевым параметром, положенным в основу новой сегментации, стала потребительская ориентация устройств производителями на базе технических характеристик: проекторы для бизнеса и образования (office), проекторы для развлечения (video) и универсальные (office/home). При этом от массогабаритных характеристик мы ни в коем случае не отказываемся, они, как и прежде, у нас фигурируют, но уже в рамках выше названных групп потребления. Несмотря на смещение акцента сегментации в сторону потребительских групп, массогабаритные характеристики остаются одним из основных критериев выбора проектора, тем более что размер устройства напрямую влияет на ряд других характеристик, которые могут быть в нем реализованы.
Прежде чем приступить к анализу товарного предложения сегментов, не вошедших в первую часть статьи, заметим, что предложенная новая сегментация вызвала дискуссию в профессиональных кругах. Не обошлось и без критики, в основном касавшейся того, что предложенные нами группы не вполне, по мнению некоторых вендоров и дистрибуторов, отражают позиционирование проекторов, и целевых групп значительно больше. Нужно, однако, отметить, что у каждого из производителей своя классификация устройств, и зачастую они не пересекаются. Но нам необходимо было выработать единую сегментацию, в рамках которой мы могли бы наиболее полно и без исключений отождествить устройство с той или иной группой позиционирования. Надеемся, что в какой-то мере нам это удалось. При этом в целом все участники положительно отозвались на изменение сегментации, поскольку это поможет и производителям, и продавцам более корректно анализировать рынок, проводить торговую политику, выстраивать товарное предложение и т. д.
Практически все основные технологические тенденции мы упомянули в первой части, но хотелось бы еще раз остановиться на соотношении устройств, использующих конкурирующие технологии проецирования, - DLP и LCD. Причина в следующем: если в целом по рынку мы уже на протяжении всего прошлого года отмечали паритет устройств (рис. 1), то в целевых сегментах ситуация разнородная. Так, в наиболее массовом сегменте устройств для бизнеса и образования, товарное предложение которого мы рассматривали в предыдущем номере, во втором полугодии 2007 г. лидерами по представленности стали LCD-проекторы, а в кинотеатральном и универсальном сегментах первенство сохраняется за DLP-технологией.
Рис. 1. Соотношение проекторов по технологиям (H2_2007).
Впрочем, данная характеристика более интересна производителям проекторов, чем непосредственно потребителям. Ведь для аудитории, в которой проецируется изображение, абсолютно неважно, на какой технологии разработано оборудование. А уровень развития тех и других аппаратов в настоящий момент примерно одинаков. На наш взгляд, эта техническая особенность постепенно будет терять свою актуальность, тем более что при примерно равных других основных технологических характеристиках и ценовые уровни LCD- и DLP-проекторов оказываются практически одинаковыми. Данная «война» напоминает ситуацию на рынке плоскопанельных телевизоров, где в конечном итоге большинство самих производителей перестали акцентировать внимание потребителей, на какой технологии (плазменной или ЖК) разработан телевизор.
Проекторы для развлечения
По итогам второго полугодия 2007 г. в этом сегменте было отмечено 70 устройств, ориентированных на развлечения, начиная от маленьких домашних устройств и заканчивая «тяжелыми» проекторами для цифровых кинотеатров и развлекательных центров. Продукцию здесь представляли 16 производителей (табл. 1).
Товарное предложение кинотеатральных проекторов было обновлено более чем на 30% (рис. 2). Наибольшему обновлению подверглись самые тяжелые устройства: из 15 переносных и стационарных ММР почти половина была анонсирована в рассматриваемый период времени.
Среди «тяжелых» кинотеатральных устройств выделяются две новинки от компании NEC - NC1600С и NC2500S с разрешением 2048x1080 и с возможностью проецирования изображения шириной до 20 и 25 м соответственно. Кроме того, эти проекторы поражают яркостью светового потока – 17000 и 23000 ANSI-лм. Непосредственно сам вендор позиционирует такие устройства как профессиональные ММР для больших кинокомплексов с несколькими демонстрационными залами. Справедливости ради стоит отметить, что такие проекторы на рынке не экслюзивны, профессиональные кинотеатральные решения периодически предлагаются и другими вендорами.
Стоит отметить, что тема цифрового кинотеатра (не домашнего уровня) в последнее время начинает звучать все чаще. И сами вендоры проявляют интерес к «цифровому кинематографу», что вполне понятно, учитывая потенциальную емкость этого рынка и финансовый аспект. Но основная проблема тут даже не в отсутствии таких кинотеатров (в России их можно пересчитать по пальцам), а в сложившемся прокатном бизнесе, который по ряду причин для премьерного показа новых кинокартин использует аналоговые носители. Демонстрация же «старых» фильмов не является таким уж прибыльным бизнесом.
Также достаточно активно обновлялись товарные ряды в ультрапортативном и портативном массогабаритных сегментах – 25 и 30% соответственно. А вот в микропортативном осталась только одна модель,что в принципе вполне объяснимо. В большинстве своем такие проекторы конструируются с расчетом на инсталляцию или по крайней мере нечастую переноску с места на место (это в первую очередь касается комбипроекторов со встроенной акустикой и DVD-плеером и бюджетных устройств, которые между «сеансами» можно убрать на полку, чтобы они не мешали в повседневной жизни). И для таких устройств вес не играет той ключевой роли, как для офисных проекторов.
Рис. 2. Динамка обновления проекторов для развлечения (video) в H2_2007.
Лидером сегмента по широте товарного предложения и по числу новинок стала компания Epson с 11 аппаратами, из которых 4 были анонсированы во втором полугодии. Стоит также отметить компании, предложение которых незначительно уступает фавориту сегмента: Panasonic и InFocus представили линейки из девяти и восьми кинотеатральных проекторов соответственно.
Средняя стоимость устройств по итогам второго полугодия (без учета «сверхтяжелых» моделей) составила почти 3070 долл.. При этом чуть больше 30 моделей продавались ниже отметки в 2000 долл., - более чем доступно, учитывая и качество, и размер изображения для домашнего кинотеатра.
Универсальные проекторы
В сегменте универсальных проекторов (под которыми понимаются многоцелевые ММР, предназначенные для проецирования смешенного типа контента - статичного и динамичного) во второй половине года присутствовало 54 устройства также от 16 производителей. В настоящий момент это самый малочисленный класс по широте товарного предложения.
Лидером сегмента по количеству моделей стала компания Optoma с 12 устройствами, из которых 6 – новинки полугодия. За ней следует компания Acer с семью моделями (четыре новинки).
Основная проблема универсальных проекторов заключается не столько в их техническом несовершенстве (практически трудно разработать универсальный аппарат, который качественно воспроизводит все типы контента), сколько в том, что непосредственно само позиционирование проектора в качестве универсального/многофункционального размывает целевую группу потребления. Да к тому же у нас в стране сложился стереотип, что универсальное устройство - это в большинстве своем «не очень хорошо». Хотя, если сравнить «универсальный» проектор по основным техническим характеристикам с его специализированным аналогом того же ценового диапазона, то принципиальных отличий мы не увидим. А вот насколько качественно он будет проецировать изображение – это надо уже смотреть и оценивать в конкретных условиях и с конкретным контентом.
Вместе с тем универсальные ММР действительно являются наилучшим решением для отображения смешанного контента и оказываются наиболее адекватными в сфере образования, в госучреждениях, домах культуры, библиотеках и т. д. И, несмотря на условно малочисленную номенклатуру сегмента, выбор более чем удовлетворительный: от легких мобильных устройств до переносных и стационарных.
Стоит также отметить, что в характеристиках таких устройств производители стали, кроме всего прочего, указывать совместимость со стандартом высокой четкости (HD Ready и Full HD), что еще год назад было редкостью и было характерно только для проекторов для развлечения.
Основная масса предложения находится в микропортативном и ультрапортативном массогабаритных сегментах. На их долю приходится почти 90% актуальных устройств второго полугодия, из которых более трети – это новинки.
Средняя стоимость универсальных проекторов варьируется в диапазоне 625–31000 и по итогам полугодия составила 1515 долл.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.