В последнем номере «Бестселлеров» за прошлый год мы обсудили возможные типы классификаций рынка видеокамер и остановились на сегментации по типу носителей1, а также в первом приближении рассмотрели продуктовое предложение. Данный материал продолжает серию обзоров формата «Анализ товарного предложения на рынке цифровых видеокамер» и охватывает второе полугодие 2007 г. Основой для включения в обзор моделей служили уровень их предложения в рознице и данные о реальных продажах.
Основные тенденции
Несмотря на то что доля продаж видеокамер с носителем mini-DV в IV квартале прошлого года уменьшилась относительно результата I квартала более чем вдвое, их доля в товарном предложении все равно пока осталась наибольшей. Далее в порядке убывания следуют камеры с компьютерными носителями (DVD, HDD, Memory) – 23, 21 и 15% соответственно (рис. 1).
Рис. 1. Распределение товарного предложения видеокамер по типам носителя.
На российском рынке в рассматриваемый период была представлена продукция восьми брендов, наибольшую активность среди них проявляли Canon, JVC, Panasonic, Samsung, Sony.
Технические новшества
Если сравнить технические характеристики продуктов вендоров, выпущенных в разное время (например, линейка MD и MV от Canon, новые и предшествующие им камеры с разными цифровыми индексами от Sony, Panasonic, JVC и Samsung), сразу бросается в глаза увеличение оптического и цифрового зума. Во втором полугодии 2007 г. уже продавались модели с факторами 40х и 2000х соответственно (в начале текущего года были объявлены видеокамеры с еще большими показателями). Интересно, однако, что новые видеокамеры с поддержкой HD, а также любительские модели с улучшенными характеристиками (например, с системой трех матриц, с матрицей большего размера или разрешения), имеют зум порядка 10х, т. е. этот показатель – не главный. Вероятнее всего из-за сильной конкуренции в классе моделей начального уровня производители загнали себя в положение, когда при выпуске новых линеек необходимо вносить заметные изменения, не отставая при этом от конкурентов, а фактор оптического приближения внешне как раз весьма заметный параметр. При всем этом практически все производители отмечают, что при съемке с большим приближением необходимо зафиксировать камеру на штативе или иным способом, так как даже малейшее дрожание руки усложнит попытку поймать интересующий предмет или заставит картинку «прыгать» в случае съемки удаленного пейзажа.
Остальные измеряемые цифрами характеристики, притягивающие внимание потребителя, (размер и разрешение ЖК-дисплея, характеристики светочувствительной матрицы и пр.), меняются скорее в зависимости от класса камеры, чем в процессе эволюции, как, например, разрешение матриц цифровых фотокамер при замещении одной модели другой. Связано это в частности с тем, что, в конечном счете, все упирается в разрешение современных телевизоров (в том числе и HD). В частности, дисплей видеокамеры при съемке играет скорее вспомогательную роль (для проверки, что вошло в кадр, а что нет), в то время как в фотоаппаратах он зачастую используется и для контроля качества полученных фотографий.
Один из важных факторов, влияющих на качество, – физический размер матрицы: чем он больше, тем меньше шумов возникает при съемке. Считается, что разрешение матрицы не влияет на качество видео, то есть камеры с разрешением 0,8 и 1,07 Мп при прочих равных будут снимать практически одинаково. А вот такие показатели, как количество матриц (одна и три), их размер и тип (CCD и CMOS) – определяются принадлежностью видеокамеры к тому или иному классу: бюджетные, HD, профессиональные и т. д., и в совокупности с прочими характеристиками прямо отражаются на цене. И можно считать трендом появление новых, более функциональных и, соответственно, дорогих камер. Следует также отметить появление в большем числе видеокамер следующих особенностей: оптический стабилизатор изображения, поддержка широкоформатной записи 16:9, функция быстрого старта, диодная подсветка при съемке, HDMI-выход, возможность использования фильтров и насадок, запись многоканального звука и пр.
Правда, не всегда указанные в спецификации функции являются истинными. Например, зачастую производители заявляют о возможности съемки 16:9 в бюджетных моделях, в то время как матрица имеет соотношение сторон 4:3. В действительности в этом случае широкоформатный режим достигается простым вырезанием кадра, истинный формат 16:9, как правило, встречается в дорогих моделях.
В последнее время очень многие вендоры стали позиционировать свои видеокамеры как устройства с улучшенным качеством съемки фото. Действительно, по сравнению с моделями прошлых лет качество фотоснимков возросло – увеличилось разрешение и уменьшились шумы. Стоит отметить, что до сих пор некоторые производители хитрят, указывая разрешение снимков, получаемых в процессе интерполяции. То есть даже от дорогой видеокамеры, уровень матрицы которой не выше, чем у бюджетного фотоаппарата, не стоит ожидать фотоснимков высокого качества.
Все остальные изменения в видеокамерах можно охарактеризовать как обновления ранее существовавших аппаратных реализаций, характерных для каждого бренда: очередные редакции процессоров обработки видеоизображения, новые модели объективов, функции энергосбережения, различные режимы съемки для получения более естественных цветов, повышенная яркость экрана, более широкий угол обзора и т. д.
Новинки
В отличие от рынка цифровых фотокамер, пик продаж которых в течение года приходится на IV квартал, в сегменте видеокамер гораздо ярче выражен сезонный фактор – лидером является II квартал. К примеру, на рынке цифрового фото в товарном предложении второго полугодия 2007 г. было более 40% новинок (т. е. моделей, которые начали продаваться в этот период), а на рынке видеокамер в тот же период новинок – всего около 10%. Кроме того, в большинстве своем это не смена устаревших моделей с чуть улучшенными характеристиками и новыми функциями, а скорее пополнение товарных линеек вендоров принципиально новыми устройствами (например, с ранее не существовавшим для определенного вендора носителем).
Хотя, несомненно, обновление линеек происходит непрерывно. И у ряда вендоров даже некоторые камеры, поддерживающие запись высокого разрешения, уже снимаются с производства. Но, как уже сказано, подавляющая часть моделей, начавших активно продаваться во втором полугодии 2007 г., явились заполнением пробелов в продуктовом портфеле вендоров. У Canon это первые DVD-видеокамера HR10, записывающая HD-видео, и HDD-видеокамера HG10, также поддерживающая запись высокого разрешения (ранее Canon не производила устройства на базе жесткого диска). Компания JVC в дополнение к камере GZ-HD7ER с оптическим стабилизатором и другими высокими техническими характеристиками начала продавать более простую модель GZ-HD3EK с электронным стабилизатором и за меньшую цену. Panasonic HDC-SD5 не стала первой видеокамерой этой марки, записывающей на флэш-память с высоким разрешением, но зато стала первой подобной камерой, пишущей Full HD с разрешением 1920x1080. Компания Samsung и в прошлом выпускала видеокамеры с записью на флэш-память, но потом был некоторый перерыв. И именно во второй половине прошлого года компания стала продавать модели VP-MX10 и VP-HMX10 со встроенной памятью 4 и 8 Гб соответственно. Вторая модель способна также записывать HD-видео с разрешением 1280х720. Sanyo также выпустила свою первую модель Sanyo Xacti VPC-HD1000 с возможностью записи Full HD. Sony, благодаря выпуску в прошлом году модели Sony HDR-SR8E со 100-Гб жестким диском, стала единственнымвендором, имеющим видеокамеры с таким большим винчестером. Кроме того, в III квартале начались продажи первой камеры Sony, пишущей на карты памяти Memory Stick – это модель HDR-CX7EK.
Цены
Рис. 2. Средние цены по mini-DV (HDV)-видеокамерам для различных вендоров.
В сегменте miniDV средние цены на продукцию Sony и Panasonic выше, чем на камеры других марок (рис. 2). Кроме влияния на стоимость знаменитых брендов ситуация объясняется еще и тем что, в модельном ряду Panasonic присутствует несколько видеокамер с тремя матрицами, а в линейке Sony есть модель DCR-HC96E с матрицей с высокими характеристиками. (При расчете средних цен не учитывались профессиональные камеры от Canon - XH A1, XH G1, XL H1, XL2 и XM2, а также от Sony - DCR-VX2100E, HDR-FX1 и HDR-FX7E).
Рис. 3. Распределение видеокамер по ценовым диапазонам в сегменте mini-DV-HDV.
В классе miniDV-HDV, как и ранее, пик предложений приходится на диапазон цен 301-350 долл. (рис. 2). Если раньше в этом сегменте присутствовало несколько моделей стоимостью от 700 до 1000 долл., то во втором полугодии 2007 г. видеокамер по ценам в этом интервале не предлагалось. Отчасти это связано с тем, что некоторые модели подешевели, поскольку перестали являться новинками. Какие-то модели исчезли с рынка, и другие на замену им не пришли, так как, если год-два назад покупатель, имевший 800-1000 долл. на приобретение цифровой видеокамеры, мог искать желаемое в сегменте mini-DV, то в последнее время подобная сумма будет, скорее всего, потрачена на видеокамеру с более современными форматами записи.
Рис. 4. Средние цены по DVD-видеокамерам для различных вендоров.
В сегменте с DVD-носителем из общего ряда видеокамер без HD-записи относительно низкой ценой выделяется продукция компании Samsung (рис. 4). Стоимость HD-видеокамер в этом сегменте сравнивать пока нет особого смысла, так как у Canon и Panasonic лишь по одной подобной модели.
Рис. 5. Распределение видеокамер по ценовым диапазонам в сегменте DVD.
Выборка моделей при написании предыдущей статьи по видеокамерам происходила по другому принципу (по присутствию моделей на сайтах производителей и без учета реальных продаж), тем не менее по большинству статистических выкладок данные в обеих статьях совпадают. Отличие наблюдается в ценовом распределении предложений DVD-видеокамер. Если ранее пик предложений этого сегмента приходился на диапазон 451-500 долл., то в декабре 2007 г. (рис. 5) он пришелся на 401-450 долл. Нужно, конечно, понимать: чтобы попасть из одного диапазона в другой иногда достаточно изменения цены на 1 долл., а снижение цен могло быть связано и приближающимся новым годом. Но на примере отдельных моделей заметно снижение цены. Так, Sony DCR-DVD106E, бестселлер рынка прошедшего полугодия в данном сегменте, подешевела с 488 до 447 долл. По смещению пика предложений, однако, еще рано говорить об общем снижении цен на видеокамеры сегмента, так как снижение цен на некоторые модели может быть продиктовано сменой модельного ряда.
Сравнение средних цен на продукцию в носителях HDD и Memory мы считаем нецелесообразным, так как, кроме всего прочего, стоимость видеокамеры зависит от объема жесткого диска и встроенной памяти (если таковая имеется).
Из-за установленных временных рамок обзора не вошли в таблицы и не были проанализированы модели, представленные в начале 2008 г., а также некоторые модели, анонсированные в конце 2007 г., продажи которых так еще и не начались. В частности, у Canon появились модели в тех сегментах, где раньше этот бренд не был представлен. Более подробно все эти видеокамеры будут рассмотрены в нашем следующем обзоре.
1См. статью «Видеокамеры стали доступнее», «Бестселлеры IT-рынка», 2007., № 4, с. 76.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.