Несмотря на общемировую тенденцию к снижению доли традиционной копировальной техники в общем объеме продаж устройств hardcopy, российский рынок продолжает уверенно развиваться. Так, по итогам 2007 г. на российском рынке было реализовано около 230 тыс. устройств на общую сумму 300 млн долл. Действительно, в нашей стране при обработке документов копиры (персональные или коллективные) используются почти в каждой организации. При этом одна из наиболее заметных тенденций последних лет – постепенный переход от автономных аналоговых аппаратов (доля которых в продажах уже упала до 35% в штучном выражении) к цифровым многофункциональным устройствам. В связи с массовостью и востребованностью копировального оборудования довольно интересно проанализировать текущую структуру парка установленных копиров, а также выявить предпочтения предприятий-пользователей в отношении политики его обновления. Аналитическая компания ITResearch в конце прошлого года провела такое исследование*, в ходе которого были получены весьма интересные результаты. Некоторые из них и будут обсуждаться в данной статье. Исследование выполнено на основе опроса IT-менеджеров предприятий малого и среднего бизнеса из различных регионов и разного профиля деятельности. Основной акцент в статье сделан на одном из вопросов – на анализе требований пользователей к функциональным и техническим характеристикам современных копиров.
Требования потенциальных потребителей к функциям и характеристикам копиров/МФУ, естественно, зависят от класса устройств, их производительности. В этой статье из всего многообразия копировальной техники мы затронем лишь наиболее массовые цифровые устройства производительностью до 30 стр./мин. У потребителей более мощных устройств структура запросов заметно отличается, но это уже предмет отдельного материала.
Востребованность базовых функций
К дополнительным базовым функциям цифровых копиров/МФУ мы в первую очередь относим функции печати, сканирования и факсимильной связи. А поскольку большинство цифровых копиров предназначено для использования в рабочих группах, к числу основных функций отнесена также и возможность работы в сети.
Наиболее востребованной по результатам опроса оказалась функция печати – на необходимость ее наличия в цифровых копирах указало свыше 90% организаций (см. рис. 1). Это вполне естественно, поскольку значительная часть документов изначально являются электронными и их необходимо печатать.
Следующей по значимости оказалось наличие сетевого интерфейса, в нем заинтересованы три четверти опрошенных компаний. Этому также удивляться не приходится, ведь даже в маленьких компаниях сейчас обязательно организована локальная сеть.
Рис. 1. Востребованность базовых функций в копирах/МФУ производительностью до 30 стр./мин.
Потребность в сканировании отстала совсем не на много, более 70% респондентов считает необходимым иметь в составе копира/МФУ сканер. Несмотря на то что рынок сканеров сокращается, потребность в самой функции сканирования не исчезает, просто она смещается от автономных сканеров в МФУ. А вот функция факса интересует далеко не всех – ее отметили всего около 16% респондентов. Это, видимо, следствие того, что у нас еще очень велика популярность автономных факсов. На что, кстати, указывают и результаты исследования структуры продаж на этом рынке**.
Хотя в некоторых категориях компаний востребованность этой коммуникационной функции значительно выше средних показателей: так, среди крупных организаций (с компьютерным парком свыше 500 ПК) ее отметили около 30% респондентов, среди московских компаний она в среднем также выше – 20%. Таким образом, в более технологически продвинутых компаниях заметен сдвиг в сторону многофункциональных устройств.
Требования к характеристикам устройств и дополнительному оборудованию
Рассматривалось также отношение организаций к наиболее распространенным характеристикам: необходимость печати и копировании документов формата А3, оптимальной емкости автоподатчиков и входных лотков для бумаги и ряду других функциональных возможностей (дуплексная печать/копирование, наличие финишных устройств).
Что касается потребности в печати и копировании документов формата А3, то для аппаратов рассматриваемой производительности менее 15% респондентов указали на необходимость этого формата для всего парка копировальных устройств в организации. У 68,5% компаний такой формат нужен только для части копиров, а почти для 18% «широкие» копиры вообще не нужны. Причем такое отношение характерно для компаний всех типов, однако можно отметить, что относительно меньше копиры формата А3 востребованы в государственных и других бюджетных организациях. Среди потребителей более мощных копиров, однако, формат А3 более востребован.
Автоподатчики также не слишком популярны. Как выяснил опрос, около половины респондентов для низкоскоростных копиров вообще в них не нуждаются. Для большинства организаций, которым автоподатчик требуется, его оптимальная емкость лежит в диапазоне от 20 до 100 страниц (среднее значение – около 50 страниц). Характерно, что это значение емкости хорошо согласуется с показателями размера типовых заданий для копиров/МФУ (размер копируемого документа в листах): для низкоскоростных копиров 50-страничного автоподатчика вполне хватает для выполнения практически всех заданий. Распределение ответов компаний относительно оптимальной емкости автоподатчика приведено на рис. 2.
Рис. 2. Оптимальная емкость автоподатчика оригиналов для низкоскоростных копиров/МФУ.
Мнения респондентов относительно оптимальной, с их точки зрения, емкости входных лотков для бумаги имеют значительный разброс – от 200 до 2000 страниц, хотя наибольшая доля ответов (около одной трети) пришлась на значение 500 страниц. Анализ товарного предложения копиров данного класса показывает, что среднее значение емкости входных лотков у устройств этой группы составляет около 600 страниц, т. е. имеется хорошее совпадение пожеланий пользователей и политики производителей.
Необходимость режима дуплексной печати/копирования отметили почти 80% опрошенных компаний. Для определенной части организаций важным качеством копира является возможность установки дополнительных входных лотков для бумаги. На это указали 35% пользователей low-end-копиров.
Из финишных устройств, составляющих значительную часть рынка опций копировального оборудования, степлеры для низкоскоростных аппаратов хотят иметь лишь около 16% респондентов-пользователей. Наверное, это закономерно, степлер все же элемент более мощных систем. А из электронных опций (помимо модулей базовых функций) наиболее востребованы средства администрирования/ограничения доступа (см. рис. 3). Это можно объяснить стремлением руководства организаций экономно использовать копировальную технику, особенно расходные материалы к ней.
Рис. 3. Востребованност некоторого дополнительного оборудования и функций для низкоскоростных копиров/МФУ.
Особенности подходов у различных организаций
В зависимости от размера предприятия (который мы определяем по величине парка ПК) и профиля его деятельности отношение к базовым функциям, как показало исследование, разнится. И это нужно учитывать поставщикам при разработке своей маркетинговой и сбытовой политики.
Так, в небольших компаниях (с парком ПК до 100 единиц) заинтересованность в функции принтера меньше, чем в крупных (более 500 ПК), где за нее ратуют 95% респондентов. Потребность функции факса в составе копира в крупных организациях также втрое выше, чем в малых и средних, видимо, в последних пока преобладают автономные аппараты. При этом в плане необходимости сетевого интерфейса и малые, и большие предприятия выступили «единым фронтом» – за него проголосовали три четверти респондентов. Действительно, концепция сетевой печати стала уже общепринятой.
Если сравнивать ответы, полученные из разных городов, то выясняется, что компании, базирующиеся в средних и малых городах (менее 1 млн жителей) стопроцентно желают функцию принтера в составе устройства, в больших городах уровень положительных ответов по этой позиции снижается до 93%, а в Москве – и вовсе до 77%. Возможно, что в малых региональных компаниях не было продвинутой печатающей техники, так что сейчас им интереснее покупать «все в одном».
Из организаций, относящихся к разным областям деятельности, максимальная востребованность по таким базовым функциям, как печать и сетевой интерфейс, выявлена у компаний промышленной сферы. Так, о необходимости функции принтера заявили все 100% производственных предприятий-респондентов, а сетевого интерфейса – более 92%.
Врезка: Мнение эксперта
Александр Шалаевский, менеджер по маркетингу продукции, «Ксерокс Россия».
По мере того, как МФУ превращаются в ключевой продукт рынка hardcopy, все важнее становится вопрос оптимизации их функциональности. Если раньше для большинства пользователей функция печати была чуть ли не самодостаточной, то сейчас, при значительном увеличении электронного документооборота, все более необходимыми становятся функции локального и сетевого сканирования документов. Растет востребованность возможности сканирования в электронную почту, стремительно замещающая функции факса. Также большое значение для многих заказчиков имеют простота и удобство установки и настройки МФУ. И конечно же, важную роль при выборе оптимального офисного многофункционального устройства, помимо технических характеристик, играет такой эксплуатационный параметр, как стоимость копии или отпечатка.
Если отдельно рассматривать устройства, которые позволяют работать с документами формата А3, то, несмотря на распространенное мнение о достаточно ограниченных объемах печати в данном формате, в последние два года в этом сегменте наблюдается увеличение объемов продаж на уровне 20-30% в год. Эти показатели позволяют сделать вывод, что аппараты формата А3 востребованы пользователями, и мы ожидаем здесь сохранения тенденции роста.
Особо стоит отметить появление нового сегмента цветных МФУ формата А4 с "психологически важной" низкой ценой, доступной не только компаниям и предпринимателям, но и частным покупателям - физическим лицам. Этот сегмент, очевидно, имеет очень большой потенциал роста в ближайшем будущем.
* «Копиры/МФУ на предприятиях: структура установленной базы, использование и требования к характеристикам. Опрос IT-менеджеров организаций рынка SMB». Отчет компании ITResearch, Москва, октябрь 2007 г.
** См. «Структура продаж на российском рынке факсов». Годовой аналитический отчет, компания ITResearch, 2007 г.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.