В нынешнем году компания IDC решила выпустить ежегодный аналитический материал о российском рынке ИТ-услуг в виде двух частей. В одной из них, озаглавленной “Russia IT Services 2009-2013 Forecast and 2008 Analysis” и появившейся в конце августа, представлена информация о состоянии данного рынка с точки зрения типов предоставляемых услуг и потребляющих их отраслей и его прогноз развития на ближайшие пять лет, а во второй — “Russia IT Services Competitive Analysis” — анализируется деятельность основных поставщиков ИТ-услуг. Двухчастный формат отчета был задуман авторами с целью более оперативной публикации материала, поскольку в условиях продолжающегося кризиса они отмечают повышение спроса на экспертную информацию о рынке.
Согласно отчету IDC, объем российского рынка ИТ-услуг в 2008 г. превысил 5,22 млрд долл. Несмотря на то что этот результат свидетельствует о росте рынка по отношению к 2008-му (в долларовом выражении на 18,7%; в рублевом — на 15,4%), темпы его развития по сравнению с предшествующими годами заметно снизились. В частности, как зафиксировано в предыдущем отчете IDC, объем российского рынка ИТ-услуг в 2007 г. в долларовом исчислении увеличился на 47,2% и превысил 4,4 млрд долл. (Напомним, что 2007-й оказался рекордным для данного рынка и отмечен самыми высокими за год темпами роста среди всех локальных рынков, анализируемых экспертами IDC).
Крупнейшим сегментом российского рынка ИТ-услуг по итогам 2008 г. продолжает оставаться системная интеграция: в структуре типов предоставляемых услуг ее доля составила 31,9%. Второе место занял сегмент разработки заказного ПО и сопутствующего ей консалтинга (28,6%), а на третьей позиции — установка и поддержка оборудования и ПО (17,5%). Сравнение с предшествующим годом показывает, что картина распределения рынка по типам ИТ-услуг не изменилась как с качественной точки зрения, так практически и в количественных оценках (см. рисунок).
Структура российского рынка ИТ-услуг, 2006-2009 гг.
Если проанализировать динамику развития отдельных сегментов, можно обнаружить, что в 2008-м системная интеграция, так же как и в предшествующем году, развивалась более динамично, чем другие сегменты, однако темпы ее годового прироста упали — примерно с 80% в 2007-м до 25% в прошлом году.
В 2008 г. изменилась структура российского рынка ИТ-услуг и в разрезе потребителей: крупнейшими из них впервые оказались государственные организации (на их долю пришлось 19,2% от общих затрат на ИТ-услуги в стране), за которыми расположились финансовые (16,9%), телекоммуникационные (13%) и энергетические (12,9%) компании. В 2007-м ведущим потребителем ИТ-услуг был финансовый сектор (18,2%), а второе и третье места по объемам потребления занимали государственный (16,2%) и телекоммуникационный секторы (13,1%) соответственно. Выход на лидирующие позиции государственного сектора обеспечили гораздо более высокие — в сравнении с финансовым сектором — темпы его прироста за 2008-й г.: 41% против 10% в финансовом (для справки: по итогам 2007 г. годовой прирост потребления ИТ-услуг в финансовом секторе составлял 27%).
Как отмечает IDC, качественная картина российского ИТ-рынка сохраняется в неизменном виде: он остается недостаточно зрелым, хотя доля услуг в общей структуре рынка информационных технологий медленно увеличивается. По информации IDC, в 2007 г. эта доля составила около 20% (при том, что объем российского ИТ-рынка в целом вышел на уровень примерно 21 млрд. долл.).
Отечественный рынок ИТ-услуг по-прежнему характеризуется высокой степенью фрагментации, несмотря на то что в последнюю пару лет на данном рынке активизировались процессы консолидации. Один из наиболее активных в этом смысле игроков — компания “ТехноСерв А/С”, входящая наряду с фирмами IBS и “Крок” в традиционную тройку лидеров российского рынка ИТ-услуг, состав которой сохранился и в 2008 г. Не все поставщики ИТ-услуг ощущают в полной мере тяжелый пресс кризиса: например, разработчики, занятые в сфере оффшорного программирования, чувствуют себя, по словам Александра Прохорова, неплохо из-за благоприятного соотношения доллара и рубля, поскольку, получая доходы в долларах, зарплату своим сотрудникам они платят рублями.
Традиционно острым в последнее время остается вопрос подбора кадров, особенно высококлассных специалистов. С началом кризиса у кого-то могли возникнуть определенные ожидания по поводу появления на рынке “свободных” ИТ-специалистов, связанного с закрытием предприятий или сокращением персонала. Однако в целом эти ожидания не оправдались, хотя, по словам Александра Прохорова, некоторые фирмы, специализирующиеся на внедрении банковского софта, смогли для себя решить проблему кадрового голода благодаря прошедшим в некоторых банках увольнениям ИТ-специалистов.
В IDC считают, что пока не сбывается также прогноз о том, что в кризисные времена должен существенно повысится спрос на услуги аутсорсинга. “ Наверное, когда нет своих ИТ-специалистов или их попросту уволили из-за кризиса, у предприятия возникает необходимость обращаться к сторонним организациям. Однако вовсе не все то, для чего компания приглашает сторонних специалистов, можно назвать аутсорсингом, как это часто делают у нас, — заметил Александр Прохоров.
Оценивая влияние нынешнего кризиса на рынок ИТ-услуг, IDC отмечает также, что наименьшее влияние кризис окажет на те услуги, без которых заказчики просто не могут обойтись, и те, которые способны принести им ощутимую экономию затрат в краткосрочной перспективе или будут содействовать расширению бизнеса. К таким услугам Александр Прохоров относит, в первую очередь, ИТ-аудит и ИТ-консалтинг. В особенности предприятия интересуют аспекты, связанные с оценкой эффективности затрат на ИТ-инфраструктуру и обеспечение ее безопасности. Для поставщиков же, по мнению Александра Прохорова, кризис – подходящее время для пересмотра содержимого портфеля предоставляемых ими услуг.
Что касается перспектив, то, как считают в IDC, в настоящее время российский рынок ИТ-услуг переживает заметный спад: эксперты компании прогнозируют примерно 50%-ное уменьшение объема поставленных услуг по итогам 2009 г. по сравнению с прошлым, причем некоторые виды услуг сократятся даже более радикально. Однако в следующем году российский рынок начнет понемногу восстанавливаться, хотя, по оценкам IDC, только в 2013 г. его объем (4,73 млрд долл.) превзойдет показатель докризисного 2007 г.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.