Рынок
Цифровые фоторамки на российском рынке представлены относительно недавно. Его зарождением можно считать начало 2006 г., когда с данным продуктом вышла компания Philips. Временем появления цифровых фоторамок в мире считают 2000 г. Нет ничего удивительного, что отсрочка старта в России отразилась на ударных темпах роста.
По данным компании ITResearch, которая в 2007 г. провела пилотное исследование этого рынка, уже к осени того года на российском рынке была представлена продукция более двух десятков производителей*. К сожалению, регулярные исследования компании возобновились только в 2009 г., но даже по косвенным данным видно, что 2008 г. прошел не зря. Рынок развивался, был момент, когда на нем насчитывалось более 60 брендов.
Последние исследования компании ITResearch показывают**, что и в I, и во II кварталах 2009 г. было продано больше цифровых фоторамок, чем ранее за полтора года (весь 2006 г. и первая половина 2007-го).
Постепенно отечественный рынок консолидировался, и на первые места стали выходить компании, хорошо известные по другим сегментам рынка потребительской электроники: Kodak, Philips, Rekam, Samsung, Sony (перечисление в алфавитном порядке). Неплохо чувствуют себя и местные бренды, например, Novex, продвигаемый торговой сетью «М.Видео». Достаточно заметны и производители компьютерных комплектующих, известных потребителю по сегментам компьютерной памяти, видеокарт, жестких дисков и оптических запоминающих устройств: Lite-On, Sapphire, Transcend и др.
В настоящее время на российском рынке насчитывается более двух десятков успешных брендов. Так, на нем присутствуют бренды федеральных розничных сетей, дистрибьюторов, что уж говорить о производителях ЖК-мониторов, цифровых фотоаппаратов и другой электронной продукции. Удивительно, но в стороне оказалось несколько именитых производителей, например Canon, Olympus, Panasonic и пр., добившихся успеха в других сегментах.
Интересно отметить, что узнаваемость торговых марок в сегменте цифровых фоторамок гораздо ниже, чем в большинстве других сегментов рынка средств визуализации. Фактически, в большинстве случаев для покупателя марка, под которой выпускается цифровая фоторамка, не важна. Пожалуй, единственный бренд, который для него важен – это Sony. По крайней мере, такое впечатление складывается по отзывам продавцов магазинов электроники и вендоров. Возможно, именно это повлияло на средневзвешенную цену продаж рамок Sony – она самая высокая на рынке.
Имидж
Говорит ли вышеизложенное о радужных перспективах отечественного рынка фоторамок? На этот вопрос ответить нелегко, ибо абсолютный объем рынка все-таки весьма невелик, а сам он носит нишевой характер.
Многие игроки рынка утверждают, что подавляющее большинство цифровых фоторамок покупаются в качестве подарка. Об этом же в прошлом говорили сухие цифры продаж. Основная их доля приходилась на IV предновогодний квартал и I квартал, который включил в себя 14 февраля, 23 февраля и 8 марта. Следующие два квартала показывали некоторое затишье. Во II квартале текущего года у большинства вендоров в канале первого уровня действительно наблюдался спад продаж относительно первого. Исключение составляет Kodak, чья продукция в канале заметно больше продавалась именно во II квартале. Возможно, из-за этого общая сумма II квартала оказалась больше первого. В принципе, можно констатировать – сезонный фактор, несмотря на кризис, в некотором смысле устоял, хотя он выражен не так ярко, как в прошлые годы.
Даже при обширных возможностях конкретной модели владелец «персональной» фоторамки вероятнее всего быстро придет к выводу, что в некоторых случаях ее не так уж удобно использовать. Например, фильмы гораздо удобнее смотреть на телевизоре и с помощью компьютера, да и фотографии удобнее пересматривать на мониторе. Также к минусам можно отнести не самое интуитивное управление, но это относится к продукции лишь некоторых вендоров.
С другой стороны, в такой рамке можно хранить и просматривать большое число фотографий, проигрывать аудио-видео файлы (не во всех моделях), имеются портретный и ландшафтный режимы просмотра, часы и пр. Но самое главное, на наш взгляд, — это качество картинки: изображение с разрешением, к примеру, 800×600 (примерно 0,5 Мп) в ней смотрится интереснее, чем на привычной фотографии, напечатанной с кадра в несколько мегапикселов.
Основной минус цифровой рамки – это не самое большое число мест, где можно было бы эффективно использовать этот недешевый продукт. Вообще, как и традиционная фоторамка, цифровая является, прежде всего, предметом интерьера. Учитывая то, что цифровая рамка стоит намного дороже своей неэлектронной предшественницы (здесь имеются в виду широко распространенные типы, а не из дорогих материалов), ей нужно выделить место лучшее, чем просто на прикроватной тумбочке.
Что на полках магазинов и что реально покупается
В нашей таблице товарного предложения на рынке цифровых фоторамок представлены модели, активно продававшиеся в первом полугодии текущего года. Было бы не очень правильно сопоставлять ширину модельных рядов по количеству представленных компаниями моделей, поскольку у разных производителей разные способы давать названия моделям: у одних после названия моделей явно указан цвет (например, Sony), у других цвет или форма багета однозначно связаны с названием модели (например, Rekam).
На что покупатели обращают внимание – это внешний вид фоторамки, ее обрамление – ведь это, прежде всего, предмет интерьера. Но проводить исследование по цвету или виду – задача бессмысленная, даже он не задается однозначно, что уж говорить о резных багетах «под картину», о красном дереве, кристаллах и пр.
Но есть и достаточно формализуемые параметры. На выбор покупателя, несомненно, влияет матрица фоторамки – размер ее диагонали и разрешение. Именно они являются основными сегментирующими параметрам в наших отчетах***.
Самый популярный в товарном предложении размер диагонали 8 дюймов (чуть менее 40%), затем с небольшим отставанием менее идет размер 7 дюймов. 10-дюймовые рамки занимают в товарном предложении чуть больше 17%, а доли других диагоналей были незначительны (рис. 1).
Рис. 1. Структура товарного предложения и продаж фоторамок по размеру диагонали, Н1’2009.
Иная ситуация по продажам. С заметным отрывом лидируют 7-дюйм рамки (более 60% рынка в штучном измерении по результатам первого полугодия). 8 дюймов имеют долю почти 25%, 10 дюймов – менее 10%. Неплохими были продажи 9-дюймовых рамок, особенно если учесть, что в товарном предложении их мало.
Самое популярное предложение в товарном ассортименте – 800х600 (или 800х640) пикселов (36%), затем идет 800х480 (28%). Понятно, что здесь зашиты разные соотношения сторон – 4х3 и 16х9 соответственно. Разрешение 480х234 имеет долю 23%, 640х480 – 4% (рис. 2). Разрешения больше 800х640 в виду малого присутствия в товарном предложении (и еще более скромными показателями в продажах) выделены как «выше 800х640», на них приходится 6,4%.
Рис. 2. Структура товарного предложения и продаж фоторамок по разрешению матрицы, Н’12009.
В структуре продаж по разрешениям (как и в случае диагоналей) наблюдается смещение в сторону продукции с более слабыми техническими характеристиками: почти половина продаж приходится на разрешение 480х234 пиксела, более четверти рынка составляет 800х480 и примерно пятую часть – 800х600(640).
Другие характеристики и дополнительные возможности
Еще одна характеристика рамки, задаваемая численно (помимо размера диагонали и разрешения), – это объем встроенной памяти. Как видно по таблицам, в первом полугодии этот показатель лежал в пределах от 0 до 2 ГБ, но очевидно, что верхняя планка будет расти. С нашей точки зрения, рост встроенной памяти необходим не столько для того, чтобы разместить большое число фотографий и других файлов (2 ГБ для этого более чем достаточно), сколько для того, чтобы помочь какой-то модели выделиться и попасть в разряд дорогих (или даже элитных) товаров.
По поводу возможности просмотра видео и проигрывания аудио есть различные мнения. Кому-то данные функции не нужны вообще, кому-то надо, чтобы даже дешевая noname-рамка имела данные функции.
Большинство фоторамок имеют только USB-порт для совместимости с ПК. Какие-то оснащены Wi-Fi, для некоторых фоторамок можно дополнительно купить адаптер Bluetooth. Компания Sony оснастила свои фоторамки HDMI-выходом для того, чтобы фотографии можно было просматривать на телевизорах, имеющих такой видеовход.
Кроме всего прочего, фоторамки можно поделить по наличию/отсутствию аккумулятора. Насколько он нужен, каждый решает сам. Некоторые производители заявляют 1 ч автономной работы, что совсем не много.
К особенностям фоторамок можно отнести функции автоматического ретуширования, устранение эффекта красных глаз без участи ПК. Некоторые продукты оснащены таймером выключения, который позволяет экономить энергию (и ресурс рамки) во время, когда работа устройства не требуется (ночью или днем, когда дома никого нет). У некоторых рамок имеется диммер, который автоматически понижает яркость экрана при нахождении в затемненном помещении. Периодически в прессе появлялись новости о появлении моделей со встроенным датчиком движения, который обеспечивает работу рамки только в присутствии человека. Идея, в принципе, неплохая, только в России как-то подобные рамки не продаются, по крайней мере, массово.
Про функции часов, будильника, про наличие в некоторых комплектах пультов дистанционного управления мы здесь говорить не будем, это все уже достаточно известно всем, кто мало-мальски сталкивался с данным продуктом.
Как будет дальше развиваться эта продукция и соответствующий рынок, можно попытаться предугадать. Скорее всего, с удешевлением LCD-панелей увеличится предложение фоторамок с большей диагональю и более высоким разрешением. Вероятно, будут усовершенствоваться технологии обработки изображения для получения более естественных цветов. Все это, при условии повышения покупательской способности населения, возможно, будет способствовать росту потребительского интереса.
* См. статью «Фото в новых рамках», «Бестселлеры IT-рынка», 2007, № 3, с. 52.
** См. «Структура продаж на российском рынке цифровых фоторамок», ежеквартальные аналитические отчеты компании ITResearch, 2009г.
*** См. «Структура продаж на российском рынке цифровых фоторамок», аналитический отчет компании ITResearch, Q1, Q2 2009, Москва.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.