Осенью 2009 г. компания ITResearch провела исследование среди предприятий из сферы малого и среднего бизнеса (СМБ) на тему «Потребительская политика корпоративных пользователей серверов». На выборке компаний, принадлежащих 15 различным отраслям экономики, было детально исследовано текущее состояние инсталлированной базы серверов, ближайшие планы по обновлению парка, принципы и методы которыми руководствуются компании при выборе серверного оборудования.
Рис. 1. Распространенность серверов различных производителей.
В результате опроса было, в частности, установлено, что 33% компаний имеют серверы, собранные собственными ИТ-службами (см. рис. 1). (Естественно, компании могут параллельно использовать продукцию различных производителей — сумма долей на диаграмме больше 100%.) Понятно, что в некоторых случаях под серверами респонденты понимали, фактически, обычные рабочие станции, исполняющие те или иные некритичные серверные задачи. Однако большая часть компаний использует и вполне серьезные решения «собственного производства», чаще всего собранные на серверных платформах Intel или SuperMicro.
Конечно, частота применения самосборных решений различается в компаниях разного размера. И если среди компаний с общим числом компьютеризированных рабочих мест до 20 частота использования самосбора соизмерима с включениями продукции зарубежных брендов, то среди компаний с парком ПК от 500 и выше, таковые используют 10% организаций. Но, заметим, 10% для компаний такого уровня — сумма также весьма существенная. И конечно, использование самосбора у региональных фирм повыше, чем в Москве, но выше некритически.
В общем можно заключить, что практика самостоятельной сборки серверов ИТ-службами различных организаций так или иначе развита практически во всех сегментах рынка, и уж точно не является уникальным атрибутом небольших частных фирм из удаленных регионов, как о том зачастую принято судить.
Рис. 2. Относительная важность основных критериев выбора серверного оборудования.
Также принято считать, что главным аргументом выбора самосборного решения является цена, очевидно, более низкая в сравнении с продуктами именитых компаний. Однако, анализируя значимость различных факторов, которыми компании из сферы СМБ руководствуются при выборе серверного оборудования (рис. 2.), мы убеждаемся, что цена является лишь пятым по значимости критерием. В целом по выборке она уступает по важности параметрам надежности, производительности, совместимости с используемым ПО и качеству сервиса. Причем влиятельность ценового аргумента оказывается сильнее как раз для заказчиков большего размера, а вовсе не малого предпринимательства. Это объясняется тем, что для крупных заказчиков речь чаще идет о закупке большого количества серверов, добавляемых в уже сложившуюся ИТ-инфраструктуру. И роль закупочной цены одного юнита здесь возрастает.
Но в кризисных условиях логично предположить, что стоимостной фактор как раз кардинально увеличивает свою значимость, что становится дополнительным стимулом для распространения самосборного подхода. И, как видим, этот ценовой, уже сам по себе неслабый, фактор здесь работает даже не на первичное возникновение направления, а скорее подстегивает уже вполне сложившееся. Сложившееся, во многом, и благодаря той ассортиментной ситуации на рынке серверов, что описана в статье «Спрос на самосбор по-прежнему есть».
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.