Под рынком средств визуализации мы понимаем пять отраслей: компьютерные мониторы, ЖК-телевизоры (LCD TV), «плазменные» телевизоры (PDP TV), информационные панели (PD — publiс panels); мультимедийные проекторы (MMP). Несмотря на различные технологии и целевые рынки, эти разные отрасли объединены между собой общим назначением — данные продукты созданы для отображения визуальной информации для индивидуального пользователя или относительно небольшой аудитории.

Всегда приятно писать о быстрорастущих рынках (как это было все предыдущие годы), но данный обзор, к сожалению, посвящен скорее фиксации убытков и разочарований. За последний год практически все отрасли экономики (не только высокотехнологичные) понесли колоссальные убытки. На рынке визуальных средств объем продаж в натуральном выражении в первой половине 2009 г. в годовом исчислении снизился более чем на треть [см. рис. 1, на диаграмме не приводятся PD (public displays) вследствие малости сегмента]. В денежном исчислении падение было еще более масштабным — почти наполовину. И, несмотря на то что уже несколько месяцев наблюдается уверенная коррекция, «дно» оказалось столь глубоким, что полного восстановления придется ждать еще достаточно долго.

Рис. 1. Динамика российского рынка визуальных средств.

Мониторы

После первого удара кризиса, в I квартале 2009 г. падение рынка мониторов продолжилось и усугубилось. При этом если в IV квартале 2008 г. рынок упал на 30% в штуках и 39% в деньгах по отношению к Q4 2007, то Q1 2009 по отношению к Q1 2008 упал на 41% в штуках и 53% в деньгах. После такого казалось, что хуже уже быть не может. Но второй квартал показал, что может: в нем было зафиксировано рекордное падение — на 52% в натуральных показателях и на 69% — в денежных!

В результате, в первой половине текущего года было продано всего 1,88 млн мониторов на сумму 354 млн долл. В годовом исчислении падение натуральных показателей составило 47%, а денежных — 65%. Игроки рынка понесли прямые убытки, исчисляемые многими десятками миллионов долларов, и восстановление займет годы, ведь рынок откатился на уровни ниже 2004 г.

Рис. 2. Динамика продаж и средневзвешенной стоимости на рынке мониторов.

Падение объемов продаж сопровождалось масштабным снижением средневзвешенной стоимости мониторов (см. рис. 2). На «дне» данный параметр опускался ниже уровня 180 долл., в то время как многолетним и очень стабильным для нашего рынка показателем была отметка в 270 долл.

Мониторы и раньше непрерывно дешевели, но параметр «средневзвешенная стоимость» учитывает и структуру рынка. Все предыдущие годы структурные сдвиги в сторону бОльших диагоналей практически точно компенсировали физическое удешевление продукции, но сейчас этого, видимо, не произошло (ценовые движения были запредельными).

Рис. 3. Динамика структуры российского рынка мониторов.

По логике во время кризиса наиболее востребованными должны были быть low-end-решения, и 17- и 19-дюйм мониторы стандартного формата действительно показывали некоторое увеличение доли (хотя в годовом исчислении и снизились — см. рис. 3). Корпоративная ориентированность рынка мониторов не дает ему сдвигаться в сторону больших диагоналей. Несмотря на желание вендоров избавиться от данных типоразмеров, 17- и 19-дюйм устройства стандартного формата остаются крайне востребованными.

Основным технологическим трендом прошедшего полугодия на рынке мониторов все же следует считать появление и массовое начало продаж нового формата: с соотношением сторон не 16:10, а 16:9. В июне их доля выросла уже почти до четверти рынка и в последующие месяцы продолжила активно расти.

Сложная экономическая ситуация еще больше ускорила процессы консолидации зрелого рынка мониторов. На данной стадии жизненного цикла «третьему эшелону» уже давно нужно было покидать рынок, и кризис только подтолкнул их к этому решению. Лидирующие вендоры пострадали меньше, чем компании второго и третьего эшелона. В результате продолжала расти концентрация рынка (рис. 4).

Рис. 4. Динамика индекса концентрации рынка мониторов.

Небольшое усиление интенсивности конкуренции (см. рис. 4), имевшее место в 2006 г., было связано с продвижением такой привлекательной продукции, как ЖК-мониторы (напоминаем, что других уже на рынке и не осталось) и с усилением компании Acer, образовавшей вместе с LG и Samsung устойчивую тройку лидеров. Сейчас же продолжается концентрация рынка — на ведущую тройку по итогам второго квартала приходилось уже 78%. Второй эшелон чувствует себя более-менее нормально, но «хвост» отмирает.

Плоскопанельные телевизоры

Рассматриваемое в данном обзоре первое полугодие 2009 г. следует разделить на две половины, особенно в аспекте розничного рынка. И если в первом квартале, когда пользователи избавлялись от стремительно дешевеющих рублей, рынок плоскопанельных телевизоров даже рос в годовом исчислении, то во втором кризис проявил себя в полную силу.

В первом квартале плазменные телевизоры выросли на впечатляющие 32%, ЖК-устройства тоже росли очень хорошо (для того времени) — почти на 6%. Вместе с тем мы считаем, что такой отличный рост плазменного рынка во многом обусловлен более сильным влиянием кризиса на рынок ЖК-телевизоров и «отъеданием» у сегмента ЖК-ТВ малобюджетных пользователей.

Но во втором квартале, с наступлением традиционного сезонного спада, усугублявшегося потрясающим снижением ВВП, на рынке телевизоров воцарился тотальный пессимизм. В результате в годовом исчислении «плазма» упала на 38,5%, а ЖК-телевизоры — на 32%. Если же взять денежные показатели, то вследствие значительного падения цен снижение превысило 50%.

По итогам полугодия было продано 1,56 млн ЖК-телевизоров и 200 тыс. «плазм». Суммарно это оказалось на 10% хуже уровней предыдущего года (для примера, 2008 г. показал рост по отношению к 2007 г. на 108%).

Помимо падения натуральных показателей наблюдалось ощутимое снижение средней стоимости устройств, и в результате за полугодие в денежном выражении рынок плоскопанельных телевизоров сократился почти на 40% (см. рис. 5). Как видно, «плазма», несмотря на относительно небольшие объемы в штучном выражении, продолжает контролировать ощутимую долю рынка плоскопанельных телевизоров. Однако, к сожалению, прогноз по ней не очень утешителен. На рынке плазмы также стоит отметить рост до четверти рынка 32-дюйм устройств. Но это очевидно связано с повышенной востребованностью самых дешевых решений.

Рис. 5. Динамика продаж плоскопанельных телевизоров (в денежном выражении).

Что же касается рынка ЖК-телевизоров, то эта отрасль еще молода и очень привлекательна, так что здесь пока интенсивность конкуренции только растет.

Среди технологических трендов главный тот, что ЖК-ТВ со стандартным (4:3) соотношением сторон все увереннее уходят в нишу — на кухню, на дачу. За год их доля уменьшилась вдвое и к лету еле превышала 6%. По-прежнему доминируют 32-дюйм ЖК-аппараты, чья доля составляет около 45%.

Информационные панели

Несмотря на отличные перспективы*, рынок информационных панелей в первом полугодии 2009 г. показал, пожалуй, наихудшие результаты из всех отраслей средств визуализации. Это на 100% корпоративно-ориентированное оборудование приобреталось лишь на замену и в случаях, когда это было абсолютно неизбежно. Фактически полностью были прекращены программы по развитию Digital Signage основными торговыми сетями вследствие катастрофичного финансового состояния у последних. В отличие от других отраслей здесь не было покупателей-консьюмеров, что могло бы хоть частично сдемпфировать схлопывание спроса. Кроме того, в ситуации резкого сокращения бюджетов еще сильнее проявлял себя «бич» рынка информационных панелей — замена их более дешевыми телевизорами.

В результате, в первом квартале рынок профессиональных панелей показал падение на 63% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. Только благодаря размораживанию тендеров во второй половине второго квартала темпы падения несколько замедлились и составили «всего» около 45%. В итоге, за первое полугодие было продано 2,23 тыс. устройств, что на 56% меньше уровня 2008 года. В денежном исчислении цифры чуть более впечатляющие — 7,3 млн долл., и динамика практически та же благодаря сохранению достаточно высокой средней стоимости устройств. Сейчас рынок очевидно «оттаивает», но уже понятно, что итоги 2009 г. будут существенно хуже года предыдущего.

На этом фоне в целом не радует и наблюдающийся сдвиг рынка профессиональных панелей в сторону больших диагоналей (см. рис. 6).

Рис. 6. Динамика структуры рынка информационных панелей.

Поскольку это не сопровождается ростом продаж, это только указывает, что существует относительно узкая прослойка покупателей, которые ни при каких обстоятельствах не могут заменить требующиеся очень большие панели телевизорами.

Не способствует росту рынка и весьма узкий круг участников, которые обращают на него более-менее серьезное внимание. Пока можно выделить только компании* LG, NEC, Panasonic, Samsung, да, пожалуй, Sony. Суммарно на них приходится около 90% рынка профессиональных информационных панелей.

Мультимедийные проекторы

Мультимедийные проекторы стоят особняком в ряду визуальных средств, поскольку не обладают фиксированным экраном, давая таким образом возможность пользователям получать нужный размер изображения. Это, плюс мобильность проекторов, делают их достаточно уникальным продуктом, находящим своего покупателя (к сожалению, пока не массового). Несмотря на все усилия вендоров, ММП до сих пор являются преимущественно корпоративным продуктом, — на рынок домашних кинотеатров и развлечений попадает всего около 10% устройств (экспертная оценка). При этом большая часть проекторов продавалась именно через тендеры (преимущественно, в сферу образования), и именно потому первая половина 2009 г. была для этой отрасли просто катастрофичной.

Если в IV квартале 2008 г. (когда закрывались бюджеты) продажи проекторов снизились на 17% в годовом исчислении, то в Q1 2009 рынок упал по отношению к Q1 2008 почти на 40% в штуках и во втором квартале проекторы показали объемы продаж, примерно равные уровню первого квартала. Однако, поскольку в 2008 г. первый квартал был откровенно неудачным, наблюдалось увеличение темпов падения — до 55%.

В целом за первое полугодие 2009 г. было продано всего около 28 тыс. устройств на сумму менее 33 млн долл. В годовом исчислении рынок сократился на 48% в штуках и на 57% в деньгах. Различие в данных темпах падения обусловлено снижением средневзвешенной стоимости проекторов, причем, оно произошло еще в IV квартале 2008 г., и в течение кризиса ММП уже далее не дешевели.

На рынке проекторов продолжают доминировать ультрапоративные устройства весом 2,25–4,5 кг, на которые теперь приходится почти 80% продаж (рис. 7). Такие устройства самые универсальные, при этом не требуют особых технических ухищрений, что позволяет выпускать наиболее дешевые аппараты — особо востребованная сейчас характеристика. Более легкие (микропортативные) устройства занимают 12,5% рынка, и их доля за год уменьшилась на 3,5%. Однако отмеченные структурные сдвиги на рынке проекторов оказались довольно незначительными.

Рис. 7. Динамика структуры рынка проекторов по массогабаритному признаку.

Из самых последних новостей следует отметить отказ от продвижения проекторов компанией Toshiba. Данное решение было очень неожиданным и достаточно необъяснимым, поскольку вендор всегда входил в лидирующую группу производителей проекторов.

Больше пока никто не покинул российский рынок проекторов. Группа лидеров прежняя: Acer, BenQ, Epson, NEC. Также стоит выделить компанию Sanyo, которая продает несколько меньше, но благодаря внушительному ценовому индексу входит в группу лидеров по обороту.

* См. статью Особенности российского рынка инфопанелей. Актуальное интервью с отраслевым экспертом, «Бестселлеры IT-рынка», №1 2009.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.