В 2009 г. на рынке цифровых фотокамер было продано 3,7 млн устройств на общую сумму 861 млн долл. Относительно 2008 г. рынок уменьшился в натуральном исчислении на 26%, в долларовом эквиваленте — на 38%. В отличие от поквартальной динамики 2008 г. относительно
Рис. 1. Поквартальная динамика продаж фотокамер, 2009/2008 гг.
Как видно из рис. 1, наибольшая отрицательная динамика наблюдалась во втором квартале, уже в третьем квартале ситуация стала немного выправляться. В деньгах первые три квартала 2009 г. рынок падал значительно сильнее, чем в штуках.
Тройка лидеров рынка по числу проданных фотокамер осталась прежней — Canon, Samsung, Sony*. Правда, в данной тройке произошли некоторые перестановки. Впервые за много лет сменился лидер по числу проданных фотокамер — теперь им стала компания Samsung. Во второй тройке расположились Kodak, Nikon, Panasonic. Годом ранее вместо Nikon здесь присутствовала компания Olympus. Практически не изменилась суммарная доля рынка первых двух троек, она увеличилась чуть больше, чем на 0,5%. Подтвердилось наше предположение о потенциале фотокамер компании Fujifilm, — а именно, что доля этого бренда будет расти. Так оно и произошло — в IV квартале 2009 г. их продажи оказались больше, чем у Olympus’а. В результате бренд Fujifilm, ранее не попадавший в первую десятку, теперь оказался в ней. Из вендоров, и прежде присутствовавших в Топ-10, наибольшее увеличение доли продемонстрировали Panasonic, Samsung, Sony.
В прошедшем году лидером рынка стало разрешение 10 Мп (см. рис. 2). Таким образом, разрешение 9 Мп было обделено лидерством. 10 Мп заняло меньшую долю, чем 8 Мп в 2008 г., а в 2007 г. доля тогдашнего лидера (7 Мп) была еще больше. При этом наблюдается ежегодное увеличение доли разрешения, которое метит в лидеры следующего года.
Рис. 2. Динамика продаж фотокамер с различным разрешением матрицы (2009/2008 гг.)
Товарное предложение текущего полугодия на момент написания статьи, вероятнее всего, окончательно еще не сформировано. Однако уже заметно, что у некоторых лидирующих на рынке вендоров стали активно появляться камеры с разрешением 14 Мп. Вообще это не первые, даже если рассматривать сегмент компактных камер, модели с подобным разрешением. Но если в прошлом это больше было похоже на прощупывание рынка, то теперь это воспринимается, как его логичное развитие.
Немало
Мы уже упомянули о том, что в деньгах рынок упал сильнее, чем в штуках. Следовательно, снизился показатель средневзвешенной цены продаж, которая в 2009 г. упала на 16% относительно 2008 г. и составила 231 долл. Поскольку эти 16% меньше той цифры, на которую снизился курс рубля относительно доллара, то можно считать, что средневзвешенная рублевая цена фотокамер выросла.
Единственной компанией, у которой средневзвешенная цена в 2009 г. оказалась выше, чем в
Зеркальные камеры
Негативные показатели рынка цифровых фотокамер коснулись и сегмента камер со сменным объективом. Однако этот сегмент падал не так сильно, как рынок цифрового фото в целом. Вероятнее всего влияние кризиса компенсировалось потенциалом этого сегмента, в докризисные годы показывавшего ошеломляющие темпы роста, и который, если бы не кризис, продолжал бы расти быстрее рынка в целом. Рынок зеркалок просел на 14% в натуральном исчислении. При этом I квартал 2009 г. практически повторил результат годичной давности, а четвертый квартал превысил на 5% результат IV квартал 2008 г., который, правда, уже был затронут кризисом.
Средневзвешенная цена зеркальной камеры в долларовом эквиваленте снизилась на 13%. Эта цифра впечатляет даже больше, чем 16% в целом по рынку, если учесть, что продажи вендоров были сдвинуты в сегменты более дешевых классов зеркалок (к примеру, Nikon большие продажи сделала на модели низшего ценового сегмента D3000). И это отличие данного сегмента кажется закономерным, если вспомнить, что в докризисные времена устаревающие модели зеркалок дешевели медленнее, чем компакты. Более того, на некоторые модели цены даже росли от квартала к кварталу, если обнаруживалась их нехватка на полках магазинов.
Изменений в позициях основных вендоров в этом сегменте не произошло. Как и раньше, Canon — лидер, далее идут Nikon и Sony.
В 2009 г. стали продаваться фотокамеры со сменным объективом, которые по своей сути не являются зеркальными и принадлежат к стандарту Micro 4/3. Этот формат был разработан совместно компаниями Olympus и Panasonic, именно этими брендами подобные камеры сейчас и выпускаются, хотя в настоящее время таковых продается немного.
* Здесь и далее по тексту без соответствующего замечания компании перечисляются в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.