Согласно недавно проведенному исследованию ITResearch[1], инсталлированная база ноутбуков на крупных предприятиях — от 1000 служащих — сейчас составляет порядка 25% (!) от общего компьютерного парка. А ведь еще пару лет назад цифры были совсем иными —
Основой текущего прироста доли ноутбуков в парке организаций, очевидно, является начавшееся применение этих устройств на рабочих местах, скажем так, среднего менеджмента и рядовых сотрудников. Если раньше ноутбук был атрибутом ограниченной части офисного штата, понятно, топовой его части, то сейчас рядовой сейлс, выезжающий к клиенту с мобильным ПК, уже никого не удивляет. Активно растут и отраслевые спецприменения блокнотов.
Традиционно, корпоративное потребление ноутбуков по целевому применению принято делить на несколько типовых задач.
- Личный компьютер топ-менеджера, руководителя. Здесь, в числе прочего, важна имиджевая составляющая.
- Компьютер разъездного по роду деятельности менеджера: сейла-демонстратора, командировочного персонала. Специалиста, работа которого связана с понятием «пребывания на объекте», скажем так, офисного типа, — аудиторы, консультанты и т. п.
- Спецприменения. Тут можно перечислять до бесконечности — от члена корреспондентской ТВ-бригады до инженера по каратажному обмеру нефтяной скважины. Тут же и силовики, офицеры ведомств госконтроля. Тут часто можно встретить вариант совмещения ноутбука с различным спец-оборудованием, скажем, RFID-сканеров у складских контролеров или камер с радарами в машине ГИБДД. Особое место занимают и так называемые промышленные ноутбуки. Эти блокнотные компьютеры рассчитаны на использование в жестких условиях эксплуатации, имеют сертификаты по пыле-, влаго-, ударо- и виброзащите. На российском рынке среди устройств такого класса можно встретить модели от Panasonic, Getac, Desten, спецверсии Dell Latitude c префиксами ATG и XFR.
- Персонал, назовем так, временных филиалов компании в местах массового скопления — точки присутствия банков в торговых центрах, промоутерские стенды, сетевые компании, предоставляющие услуги разного рода в аэропортах, вокзалах, тех же торгово-развлекательных комплексах, наконец, выставочные активности и пр. Здесь часто важны быстрота развертывания программно-аппаратной инфраструктуры на ноутбучной базе и пространственные ограничения.
- Стационарное офисное рабочее место с возможностью временного перемещения компьютера — на дом, на митинг, в переговорную. Переход на ноутбуки тут естественен. Как, впрочем, естественна в ряде случаев и субституция блокнотных ПК общего применения со смартфонами, планшетами, в случае спецприменений с использованием сопрягаемого оборудования, — с embedded-решениями сетевого плана в самом этом оборудовании.
Таким образом, круг устройств, которые маркетинговые службы вендоров относят к бизнес-продуктам, исходя из разнообразных бизнес-задач, весьма широк. И есть соблазн, которому подвержены маркетологи большинства компаний, называть их корпоративными.
Однако даже беглый взгляд на совокупность технико-экономичных параметров этих моделей позволяет говорить о перспективе их более глубокой сегментации.
В большинстве случаев это бюджетные универсальные (в том числе и для домашних задач) по изначальной направленности решения. Существует и понятие так называемых тендерных моделей — обычно это наиболее бюджетные решения в линейке, часто построенные на основе отработанной компонентной базы предшествующего по отношению к актуальному поколения. В принципе, они и призваны поставляться под контракты сотнями и тысячами юнитов. С другой стороны, эти решения так же активно продаются и в розничном канале, как продукт для непритязательных потребителей, что замутняет картину их распространения.
Далее можно выделить так называемые серии для СМБ — Dell Vostro, Acer TravelMate, Lenovo ThinkPad SL/L/Edge, HP ProBook s-series, Asus P/B, Toshiba Satellite Pro. Такие решения в той или иной степени учитывают чувствительность малого бизнеса к цене, но предлагают более высокий уровень оснащенности средствам безопасности, имеют более строгий дизайн, естественно сбалансированный под офисные приложения конфигурационный набор по сравнению с универсальными и домашними машинами. В среднем, в рамках СМБ-линеек, разработчики уделяют больше внимания вопросам снижения веса и увеличения времени автономной работы.
В качестве целевого использования для п. 1 идут еще и дорогие имиджевые решения, типа Sony Vaio, Apple Macbook, HP Envy, Asus U, Lamborghini и Acer Ferrrari, Toshiba Portege. И ряд источников почитает эти линейки как раз корпоративными.
Но в нашем понимании корпоративный и дорогой, элитный — вещи абсолютно разные. Мы говорим о корпоративных устройствах, подразумевая возможность включения их в ИТ-среду организации и получения возможности снижения ТСО, усиления безопасности и управляемости. Их доля в поставках в бизнес-среду относительно невелика (по нашим подсчетам в среднем — не более 2% от российских поставок ноутбуков в целом). Что неудивительно, ибо это дорогостоящая продукция, по закупочной цене отличающаяся от универсальных продуктов аналогичной базовой конфигурации процентов на
Однако, даже несмотря на небольшой объем этого сегмента, он вполне достоин индивидуального рассмотрения. Хотя бы потому, что перетекание со временем высоких технологий в сегменты более низкого уровня является универсальной тенденцией развития практически всех IT-продуктов.
Анализ особенностей истинно корпоративных (будем их так называть) моделей ноутбуков на примере современного модельного ряда ведущих производителей ноутбуков и является темой данной статьи.
Так что же выделяет именно корпоративные модели из общего ряда продуктов, позиционируемых как «ноутбук для бизнеса»? Безусловно, есть серии (торговые марки) железно ассоциирующиеся с понятием «корпоратива» — модели, к таким относящиеся, и приведены в табл. 1. Некоторые их особенности зачастую реализуются и в СМБ-ноутбуках, и в имиджевых устройствах. А вот другие уже можно считать отличительным, что называется, сегментационным признаком, выделяющим корпоративные ноуты из общего ряда.
В идеале, выбор конкретной модели или серии как основы мобильного парка должен исходить из особенностей бизнес-процессов на уровне конкретных пользователей и оценки общих затрат — ТСО. Неважно, закупает организация такие устройства сама или устанавливает политики включения в инфраструктуру собственных ноутбуков сотрудников. В конечном счете, все сводится к деньгам. Суммируются следующие затраты:
- Закупочная стоимость. Она у корпоративных моделей выше, чем у универсальных серий.
- Затраты на регламентное и инцидентное техническое сопровождение. Они могут быть снижены за счет использования средств удаленного администрирования, а также за счет использования виртуализованных сред, хотя для последних это далеко не единственная сфера применения. Важна в этом вопросе и унификация помодельного состава парка ПК на предприятии.
- Оценка рисков утраты как самого ноутбука, так и ценных данных на его накопителе. Тут все определяется сутью деятельности организации, наличию требований по безопасности, декларированных как внутренне, так и, в случае с органами госуправления, медициной, финансовым сектором, извне, в рамках законов и отраслевых правил. Естественно, тут возникает тема средств обеспечения безопасности во всем их многообразии, плюс, опять же, вариант создания изолированных виртуализованных сред.
- Прогнозируемые затраты на ремонт или подмену юнитов, вышедших из строя. Тут очевидны требования по общей конструктивной надежности мобильного ПК, установленным срокам гарантийного обслуживания, а также унификации запасных частей в рамках всего модельного ряда. Здесь же следует упомянуть такой вопрос, как длительность жизненного цикла моделей и срок гарантированной доступности сервисных компонентов.
- Теоретически вычисляемые, если задаться такой целью, моменты, связанные с экономией временных затрат пользователя и эффективности его работы, связанной с эргономическим удобством, возникающим при наличии возможностей расширения функционала и подключения ноутбука к стационарному рабочему месту. Тут можно вспомнить об универсальных отсеках для накопителей и батарей, разъемах подключения к докстанциям, двойственных системах позиционирования курсора, возможности обращения к отдельным сервисам без загрузки ОС и прочих «приятных мелочах».
- Наконец, совсем трудно исчислимые, тем не менее, наиболее обсуждаемые вопросы, скажем так, представительской тематики — внешний вид устройства и имидж торговой марки. Да что греха таить, «понты» часто — тоже деньги, причем большие.
[1] См. «..................», Москва, сентябрь 2010.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.