Первый кризис (1998 г.) на российском рынке ИБП уже давно забыт, тем более что сам рынок тогда еще был в зачаточном состоянии. Значительное (тогда) в процентном выражении падение продаж, в абсолютном выражении сейчас бы никого не впечатлило. Но кризис конца 2008 — начала 2009 гг. был существенно масштабнее. В годовом исчислении падение продаж в первом полугодии 2009 г. составило более 600 тыс. устройств: сравните с 200 тыс. штук, которые составлял весь российский рынок ИБП в 2000 г. (см. рис. 1). В годовом исчислении падение составило 52% в штуках и 50% — в долларах, рынок снизился до уровней 2004 г. Уже тогда стало очевидно, что как бы успешно ни развивалась ситуация в дальнейшем, восхождение рынка на докризисные уровни будет долгим и небезболезненным.
Рис. 1. Динамика продаж на российском рынке ИБП (в натуральном выражении).
Второе полугодие 2009 г. было достаточно успешным, а в последнем квартале прошлого года наблюдалось уже всего 10%-ное снижение по сравнению с уровнями 2008 г. Однако здесь не стоит обольщаться, поскольку в том квартале позапрошлого (уже) года кризис уже нанес мощный удар по рынку, и данная динамика не столь показательна. При этом стоит отметить, что в конце 2009 г. многие крупные клиенты восстанавливались медленнее, чем розница и мелкие компании, что обуславливало опережающие продажи массовых ИБП.
Уверенное восстановление рынка продолжилось и в текущем году, и всего в течение первого полугодия 2010 г. было продано 785 тыс. источников бесперебойного питания, что означает 31%-ный рост в годовом исчислении (см. рис. 2). В деньгах рынок чуть-чуть недотянул до 150 млн долл., показав при этом рост в 41% в годовом исчислении. Такая разная динамика у натуральных и денежных показателей была следствием роста средневзвешенной стоимости ИБП, обусловленного сочетанием нескольких факторов.
Рис. 2. Динамика темпов роста рынка ИБП (в годовом исчислении).
В течение полугодия рост продаж шел по нарастающей, в частности, во II квартале было продано на 37% устройств больше, чем в аналогичном квартале 2009 г. В денежном выражении рост во II квартале был еще более значительным — на 50%. Это было связано с активизацией тендеров и, как следствие, — с резким ростом продаж on-line-решений. Поскольку данная продукция существенно более дорогая, чем массовые ИБП для защиты обычных компьютеров, это было основной причиной роста средневзвешенной стоимости устройств в целом по рынку: 204 долл. по сравнению с 174 долл. в I квартале. Очевидно, что в корпоративном сегменте накопился и реализовывался значительный отложенный спрос на инфраструктурные решения, в то время как рынок массовых рабочих мест, где потребляется легкое оборудование, пока хотя и не стагнировал, но и не показывал подобных темпов роста.
В целом же, как видно из рис. 3, несмотря на различные катаклизмы, на российском рынке ИБП продолжается планомерный рост средневзвешенной стоимости ИБП, что связано, повторяем, со сдвигом рынка в сторону более дорогих инфраструктурных решений, а также с увеличением себестоимости производства, обусловленного ростом цен на commodities.
Рис. 3. Динамика средней стоимости ИБП.
К перспективам массового рынка ИБП мы по-прежнему относимся достаточно скептически. Пока мы еще наблюдаем коррекцию к падению, и для этого есть основания — огромный парк установленного оборудования (в первую очередь — в организациях), которое устаревает и нуждается в замене. Да и зачастую с индивидуальными ИБП никто «не заморачивается» заменой батареек, и просто приобретают новые аппараты. Но при этом «консьюмерский» сегмент потребителей все выраженнее ориентируется на мобильные решения, и этот тренд будет только усиливаться. «Облачные» вычисления снижают требования к локальному вычислительному оборудованию и, соответственно, к его защите, поскольку оно уже имеет встроенные батареи, а все самое ценное хранится на удаленных серверах.
Рис. 4. Технологическая структура рынка ИБП (в деньгах), H1’2010.
Кризис, а затем процессы восстановления рынка сопровождались достаточно выраженным различием в спросе в основных целевых рынках ИБП. Однако, поскольку данная отрасль остается все же преимущественно корпоративно ориентированной, каких-либо кардинальных изменений в технологической структуре рынка не произошло. Как и раньше, около 92% рынка в натуральном выражении составляют самые доступные индивидуальные решения, реализованные по топологии off-line и line interactive AS. На on-line-аппараты средней и большой мощности приходится менее 0,8% продаж. Но в денежном выражении ситуация кардинально иная (см. рис. 4).
ИБП средней и большой мощности при мизерной доле в натуральном выражении формируют около 30% денежных поступлений, причем «кормят» не только вендоров, но и значительное число интеграторов, и не только в момент продажи и установки, но и многие годы потом, за счет сервисных работ.
Неизменным лидером рынка остается компания APC by Schneider Electric, контролирующая около 47% продаж в денежном выражении. В первую пятерку также входят Eaton, Emerson Liebert, Ippon и Powercom, и на долю этих пяти вендоров в сумме пришлось 89% рынка в деньгах.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.