Многочисленные данные аналитических компаний, которые можно найти на сайте www.itbestsellers.ru в конце III — начале IV кварталов, подтверждают вступление различных сегментов и, с большой долей вероятности, всего российского ИТ-рынка в фазу активного восстановления. Подтверждается и гипотеза зеркальности кризисных и посткризисных периодов, на которую мы советовали участникам рынка обратить внимание.

Сегодня мы хотим провести новый этап анализа, нащупать новые тренды, их причины, степень стабильности, перспективы. Что же можно отметить, опираясь, в соответствии с нашим форматом публикаций, на фактуру первого полугодия 2010 г.[1]

Прежде всего, практически во всех сегментах эксперты выражают оптимизм, хотя и сдержанный. Да, динамика положительная, да, она неплохая в абсолютном выражении, но просадка рынка в кризис была настолько глубокой (например, в среднем по рынку аппаратных средств продажи в совокупности отошли на уровни 2005 г.), что говорить о быстром восстановлении до докризисных уровней не приходится. Но в целом рынки идут в рамках прогнозов и восстанавливаются довольно уверенно.

Второй момент, по которому имеется консенсус экспертов, — усиление конкуренции практически во всех сегментах рынка. Доля лидирующих групп вендоров (троек, пятерок и т. п.) снова начала сокращаться. Напомним, что в кризис очень сильно упали позиции компаний второго и третьего эшелонов. Во-первых, у них меньше финансовых возможностей в условиях неизбежных потерь удерживать позиции. Особенно на не основных рынках, к коим для многих компаний относится и российский. Да и потребительский спрос в большей степени упал у низкобюджетной части покупателей, которая в значительной степени ориентируется на более демократичных по цене поставщиков второго эшелона.

Исключение составляет, пожалуй, лишь рынок компьютеров, где доля лидирующей группы возросла. Однако это связано, как будет отмечено ниже, с развитием новых технологических подсегментов.

Само по себе непрерывное уменьшение степени монополизации рынка является неизбежным и, можно сказать, «здоровым» процессом. Он был несколько нарушен кризисом. То есть и с этой точки зрения можно говорить о постепенном выздоровлении рынка.

Рынки пытаются вернуться к докризисным параметрам не только по абсолютным показателям, но и по внутренним технологическим распределениям. И основным драйвером здесь выступает достаточно большой накопившийся отложенный спрос, который переходит в статус платежеспособного.

При этом восстановление спроса, так же, как ранее его падение, на разных потребительских рынках неравномерное.

Есть мнение, хотя и не бесспорное, что во время кризиса более всего пострадал спрос в корпоративе. Это логично, учитывая внешний характер нынешнего кризиса и экспортно-сырьевую направленность нашей экономики. Население имело определенные накопления за предшествовавшие кризису неплохие годы, что могло несколько сдемпфировать падение розничного спроса. С другой стороны, он в значительной степени держался на кредитных программах, развративших нашего покупателя. За что все вместе и поплатились.

Так или иначе, но цифры действительно показывают, что корпоративно-ориентированные ИТ-отрасли упали сильнее. Зато, как только вновь появился спрос на сырьевые ресурсы, корпоратив и восстанавливался заметно быстрее. И это было макротрендом первого полугодия 2010 г., вызвавшим определенные структурные изменения как на ИТ-рынке в целом, так и внутрисегментные.

Более высокими темпами восстанавливались в целом корпоративно-ориентированные сегменты, такие как проекторы, информационные панели и др., а внутри сегментов заметно лучше чувствовала себя корпоративно-ориентированная часть продуктового предложения.

Например, можно отметить более высокие темпы восстановления продаж лазерных технологий печати, популярность которых выше именно в корпоративном сегменте. На рынке ИБП динамика денежных показателей заметно превышала рост рынка в натуральном выражении. Это было связано с реализацией значительного отложенного спроса на инфраструктурные решения, активизацией тендеров и, как следствие, — с резким ростом продаж on-line-решений.

Есть основания полагать, что тот относительно небольшой рост, который был показан на переживающем общесистемный кризис рынке настольных ПК, почти полностью был обеспечен оживившимся корпоративным сектором. В большей части — это следствие обновления парка массовых рабочих мест в организациях.

Изменилась и стратегия покупателей. В прошлом обзоре мы отмечали, что политику закупок в кризис можно было описать слоганом «Экономия и рационализм». Сейчас же больше подходит что-то типа «Рационализм и инвестиции». Такой подход способствует как минимум восстановлению докризисных технологических трендов, не исключая и отклик на появляющиеся инновации.

Если раньше мы отмечали, что опережающие темпы роста мобильных устройств в структуре рынка компьютеров в кризис приостановились, то сейчас этот процесс вновь активизировался. И уже даже по данным компании ITResearch, которая оценивает рынок настольных ПК с учетом самосбора, что, естественно, дает более высокие оценки, продажи настольных и мобильных компьютеров сравнялись.

Аналогичный пример можно привести и на рынке hardcopy. В текущем году, после некоторого замедления процесса экспансии МФУ в период экономических трудностей, соотношение между одно- и многофункциональными печатающими устройствами вновь стало быстро изменяться в пользу последних.

Восстановление рынка проекторов сопровождалось сдвигом рынка в сторону самых мобильных, микропортативных решений. Именно здесь удар кризиса привел к наиболее сильному снижению спроса, поскольку жизненно важными такие закупки тогда назвать было сложно. Улучшение общеэкономической ситуации сопровождалось ростом спроса на средства мобильных презентаций.

На рынке информационных панелей падение спроса во время кризиса больнее всего ударило по «мейнстриму» — 42-дюйм панелям и было следствием сворачивания стандартных массовых проектов. В 2010 г. мы увидели не только восстановление продаж, но даже небольшой рост в этом диагональном сегменте. Более того, на роль мейнстрим-решений все активнее начинают претендовать 46-дюйм устройства. Можно привести и другие примеры попыток возврата к старым пропорциям и даже выхода на более высокие уровни.

В первом полугодии в продажах постепенно стали заметны и ощутимы продажи новых типов настольных ПК: неттопов и моноблоков. По рынку в целом они занимают пока небольшую долю и «погоды еще не делают». Однако важно то, что в этих направлениях сильны позиции зарубежных производителей, и это может вызвать определенный передел рынка компьютеров в их пользу со всеми вытекающими последствиями.

Следует, конечно, учитывать, что процессы компенсации отложенного спроса имеют статус переходных, т. е. ограничены во времени, и рынок все время будет стремиться к некой новой равновесной конфигурации, которая будет меняться уже под влиянием технологических инноваций. Некоторые из них уже обозначаются. Например, активное внедрение планшетов может сильно перекроить карту мобильного сегмента на рынке ПК, да и весь сегмент в целом (частично мы об этом говорили в прошлом номере[2]). Активная маркетинговая игра идет на рынке 3D-технологий и в других направлениях.

Но об устойчивости этих процессов можно будет говорить, когда мы сможем присвоить рыночным процессам статус «стабильный». Вполне возможно, что это произойдет уже при анализе итогов 2010 г.


[1] Данный материал акцентирован главным образом на рынок аппаратных средств, по которому у редакции имеется наиболее полная информация.

[2] «Планшеты ищут свой рынок», «Бестселлеры IT-рынка» № 3, с. 24

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.