Несмотря на то что результаты первого полугодия 2010 г., о которых в основном будет идти речь в данном обзоре, были очень положительными (а продажи III квартала 2010 г. – еще лучше), до восстановления рынков в основном еще достаточно далеко. Дело в том, что по ряду отраслей продажи опустились ниже уровней 2004 г., и понятно, что в течение одного года такие потери отыграть практически нереально.
К визуальным средствам мы относим настольные компьютерные мониторы, мультимедийные видеопроекторы и профессиональные информационные панели. Все эти отрасли в основном связаны с IT-рынком, за исключением незначительной доли видеопроекторов, предназначенных для домашних кинотеатров. По оценке ITResearch, на физические лица приходится всего около 35% покупателей мониторов и 10% покупателей проекторов, причем для преимущественного использования в жилых домах для частных нужд. Кроме того, существует ощутимая доля закупок оборудования физическими лицами в розничных магазинах для использования в бизнес-задачах, но это уже стоит относить к корпоративному рынку.
Мы не зря акцентируем внимание на этом различии между отраслями, поскольку за ним в основном кроется разница в темпах падения и восстановления. Во время кризиса сильнее всего пострадал спрос в корпоративе, что и предопределило повышенные темпы падения тех отраслей, где выше доля B2B (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика рынков визуальных средств в натуральном выражении.
Соответственно, поскольку при выходе из кризиса спрос в том же корпоративе восстанавливался быстрее, чем в B2C, то и продажи проекторов и, в особенности, информационных панелей, росли быстрее.
Это, конечно, не единственный фактор, обусловивший очень высокие темпы роста продаж проекторов и панелей. Тут дело еще и в том, что мониторы находятся на последнем участке жизненного цикла «плато», предшествующем «падению» (если уже не переступили эту черту). Проекторы же, и, в особенности, панели, находятся на существенно более ранней стадии – «рост». Это означает, что в сегменте мониторов фактически не происходит привлечения новых покупателей, продажи в основном обусловлены заменой уже установленного оборудования. При этом в последнее время значительное число потребителей отказывается от стационарных компьютеров, выбирая мобильные решения. И это касается не только рынка B2C, а уже и на этом целевом рынке доля ноутбуков становится очень значительной.
Рынки проекторов и панелей еще далеки от насыщения, и здесь пока рынок замены относительно невелик. При улучшении общеэкономической ситуации многие корпоративные клиенты, откладывавшие приобретение мобильных проекторов для разъездного бизнеса и реализацию решений на основе стационарных проекторов и панелей, отважились на закупку, что привело к всплеску продаж. Можно с уверенностью предполагать, что рынок мониторов и в дальнейшем будет аутсайдером по темпам роста, хотя в силу своего значительного масштаба он, скорее всего, останется основным по объему сегментом визуальных средств.
Мониторы
В течение первого полугодия 2010 г. в канале первого уровня было продано почти 2,2 млн мониторов, что примерно на 17% лучше прошлогодних показателей. Это достаточно скромный показатель, объясняемый тем, что на протяжение полугодия на рынке мониторов хватало различных проблем, в результате которых в начале года рынок даже снижался в годовом исчислении по сравнению с кризисным 2009 г. Во-первых, это было связано с тем, что в кризисном 2009 г. до конца февраля шел «слив» (весь товар срочно превращался в деньги), а в 2010 г. «слив» был заведомо меньше (только для выравнивания остатков на складах после выполнения плана последнего квартала и года).
Во-вторых, была введена 10%-ная пошлина на все мониторы, а не только на устройства с цифровым входом. В ситуации, когда новые мониторы «на входе» стОят больше, чем ты вчера и сегодня их продаешь, ни у кого не было особого желания заниматься «сливами». Фактор блокировки новых закупок по этой причине фиксировали многие вендоры.
И в-третьих, традиционно на рубеже нового года наша таможня продолжает «радовать» участников рынка, нарушая естественные процессы. Образование ЕТС сопровождалось неразберихой и блокированием поставок. Кроме того, у вендоров вообще наблюдалась нехватка самых ходовых моделей. Однако к лету ситуация несколько выправилась, и уже во II квартале темпы роста составляли 29% в натуральном исчислении и 47% – в денежном.
Рис. 2. Изменение доли форматов на рынке мониторов.
Несмотря на то что рынок мониторов достаточно консервативен, за последнее время на нем произошел целый ряд структурных изменений. Во-первых, важным фактором является введение пошлины на мониторы с аналоговым входом. Следует признать, что сначала мы несколько переоценили влияние этого фактора на рынок, ожидая значительной динамики в приросте решений с цифровым входом. Однако этот тренд хотя и не снят с повестки дня, но все же несколько отложился, так как в ситуации, когда новый монитор подключается к старому ПК, потребители зачастую просто не нуждаются в моделях с цифровым входом. Но поскольку все больше системных плат даже с интегрированной графикой сейчас выпускаются с цифровым выходом, то спрос на соответствующие мониторы все же будет расти, хотя, может быть, и не такими большими темпами (по-прежнему будет довлеть большой парк старых компьютеров).
Обращает на себя внимание то, что во время кризиса и на выходе из него на рынке наблюдались значительные изменения ранее достаточно стабильного показателя – средневзвешенной стоимости, что приводило к различным темпам изменения натуральных и денежных показателей рынка (см. рис. 3).
Рис. 3. Относительная динамика натуральных и денежных показателей рынка мониторов.
Связано это было с тем, что во время кризиса компании-игроки были вынуждены «сливать» мониторы фактически по любой стоимости, лишь бы освободить склады. В принципе и это слабо стимулировало продажи, поскольку эластичность рынка по отношению к цене была минимальной. Фактически компании просто конкурировали ценой между немногочисленными покупателями. Восстановление рынка сделало ненужной эту порочную практику, и прибыльность рынка в целом восстановилась.
Важный тренд последнего времени – значительное усиление продаж мониторов формата 16:9 (см. рис. 2). «Квадратные» мониторы уже достаточно давно утратили лидерство на рынке, и в основном востребованы только на тендерном рынке: они приобретаются для массового оснащения офисных мест, где цена критична. Именно поэтому, кстати, до сих пор в достаточных количествах продаются устройства с диагональю 17 дюймов: полно приложений, где этого вполне достаточно. Несмотря на давление со стороны широкоформатных устройств, за год доля стандартного формата уменьшилась всего на 10%, в то время как внутри широкого формата произошли кардинальные изменения. Формат 16:9, запущенный в производство в конце 2008 г., ощутимый вклад в продажи начал вносить только в начале 2009 г., но его доля быстро росла, и по итогам II квартала 2009 г. составила уже около 20%. Такие мониторы по сравнению со своими собратьями формата 16:10 имели существенное ценовое преимущество, что и предопределило каннибализацию последних.
Наконец, еще одним трендом на рынке мониторов стал выход на массовые продажи устройств со светодиодной подсветкой. Год назад на LED-мониторы приходились крайне незначительные продажи (в основном, в устройствах представительского класса). Однако понемногу LED-технология внедрялась уже и в массовые аппараты, и сейчас их доля превысила 10% рынка. В целом можно отметить, что тренд здесь слабее, чем на рынке ноутбуков, где на LED-экраны приходится уже более половины рынка, но очевидно, что, начиная со следующего года, мы увидим уверенный переход отрасли на данную технологию. Вместе с тем пока, как нам представляется, участники рынка «недорабатывают» данную тему: за редким исключением, переход на светодиодную подсветку не сопровождается реальным улучшением качества изображения и эргономики, хотя оно все же есть.
Восстановление рынка мониторов закономерно привело к увеличению интенсивности конкуренции. На ведущую тройку по итогам полугодия приходилось уже «всего» 73%. Бессменным лидером рынка осталась компания Samsung, далее следуют Acer и LG. Однако, если раньше компании «второго эшелона» (в первую очередь, BenQ и Viewsonic) были малозаметны на их фоне, то сейчас их доли вполне неплохи. Компания NEC фактически монополизировала рынок high-end-решений, где кроме нее только бренду Eizo иногда удается периодически отгружать в тендеры осязаемые объемы.
Проекторы
Рынок мультимедийных проекторов по итогам первого полугодия 2010 г. показал хорошие результаты, прибавив к результатам того же периода 2009 г. 65% в единицах и 59% – в деньгах.
По итогам первого полугодия было продано 45,8 тыс. мультимедийных видеопроекторов, что на 65% больше, чем в тот же период 2009 г. В деньгах – около 46 млн долл. и рост по сравнению с аналогичным периодом – на 59%. Небольшое различие в темпах роста данных показателей в первую очередь связано с перманентным процессом ценовой эрозии в этом продуктовом сегменте.
Восстановление рынка проекторов сопровождалось ощутимым изменением структуры продаж и сдвигом рынка в сторону самых мобильных, микропортативных решений (весом до 2,25 кг). И очевидно, что здесь не естественный рыночный тренд в сторону мобильности, а как раз изменения, связанные с общим восстановлением спроса. Удар кризиса привел к наиболее сильному снижению спроса именно в сегменте микропортативных устройств (см. рис. 4).
Рис. 4. Динамика структуры рынка проекторов (по массогабаритному признаку).
Улучшение общеэкономической ситуации, очевидно, сопровождалось увеличением активности бизнеса вообще, и, соответственно, ростом спроса на средства мобильных презентаций. По итогам первой половины текущего года микропортативные проекторы заняли уже более 20% рынка (в III квартале 2010 г. их доля выросла уже до 26%). Вместе с тем мы не ожидаем дальнейшего резкого развития данного сегмента. Возможно, пикопроекторы и сверхкомпактные проекторы на светодиодах преодолеют определенные технические ограничения и из разряда игрушки перейдут на уровень конкурентных решений для мобильных презентаций.
Еще один значимый структурный срез – разделение проекторов на LCD- и DLP-устройства. Как видно из рис. 5, на данном показателе влияние кризиса фактически не ощущалось, разве что незначительное увеличение доли в целом более дешевых DLP-проекторов в первом полугодии 2009 г.
Рис. 5. Динамика технологической структуры рынка проекторов.
Наиболее быстро на проекторном рынке растет сегмент Full HD-решений. Например, в Q2’2010 продажи таких устройств были почти в 2,5 раза выше, чем годом ранее. Однако пока этот сегмент настолько мал, что, несмотря на такие темпы роста, он составляет всего несколько процентов всех продаж.
В целом лидирующая группа остается прежней[1] (Acer, BenQ, Epson, NEC, Sanyo). Консолидация рынка даже несколько выросла. Соответствующий индекс повысился за год с 0,13 до 0,144, что показывает рост доли лидеров и снижение интенсивности конкурентной борьбы.
Хороший рост показывает компания Samsung, которая перешла с продаж десятков устройств на сотни. Учитывая повышенное внимание производителя к данному рынку и его общую силу, возможно, в будущем Samsung займет крепкие позиции на проекторном рынке. Из отчета исчезла компания LG, которая уже достаточно давно не осуществляла отгрузок. Впрочем, данный вендор обещает вернуться на рынок. Посмотрим.
Информационные панели
Итоги первого полугодия на рынке информационных панелей следующие: 4,1 тыс. штук, что на 83% лучше того же периода 2009 г. Данный рынок восстанавливается почти так же быстро, как рушился в прошлом году вследствие своей 100%-ной корпоративной ориентированности. По итогам года объемы продаж информационных панелей могут (одними из первых) сравняться с уровнями 2008 г.
В I квартале 2010 г. отмечалось падение доли 50–54-дюйм аппаратов и рост долей 40–42- и 46-дюйм, что расценивалось как дополнительный индикатор выздоровления рынка. Ведь именно рост доли мейнстрим-решений означает, что начали оживать «массовые» заказчики, способные обеспечить «вал». Однако во II квартале данная тенденция не была подтвержена.
Общий тренд, объединяющий компьютерные мониторы и инфопанели, – это непрерывный сдвиг в большие диагонали. Однако не всегда данный процесс является «здоровым». На рынке инфопанелей, и так небольшом в абсолютном выражении, падение спроса во время кризиса больнее всего ударило как раз по «мейнстриму», т. е. по 42-дюйм панелям (рис. 6).
Рис. 6. Динамика диагональной структуры рынка инфопанелей.
Резкое снижение их доли означало сворачивание стандартных проектов, в то время как нишевые решения на больших диагоналях просто не могли быть столь эластичны. Восстановление рынка в 2010 г. сопровождалось даже небольшим ростом в сегменте 42 дюйма, хотя уже стало очевидным, что на роль мейнстрим-решений все активнее претендуют 46-дюйм устройства. Значительным спросом пользуются и панели с диагональю 60”+. Обращает на себя внимание и сокращение продаж в 50-дюйм сегменте.
В деньгах рынок за первое полугодие 2010 г. составил почти 17 млн долл., что уже довольно внушительная сумма. По этому показателю уровни 2009 г. были превышены в 2.2 раза! Примечательно, что по деньгам рынок еще во II квартале 2010 г. превысил уровни 2008 г. Это очень благоприятный (для рынка в целом) фактор, связанный с ростом средневзвешенной стоимости панелей. В первую очередь за этим стоит значительный рост продаж устройств с большой диагональю, а также окончание эпохи демпинга, когда игроки продавали по любой стоимости, лишь бы продать. Второй фактор: сдвиг рынка в сторону более дорогой ЖК-технологии. И третий: очень успешный квартал для NEC, чья продукция достаточно дорога, что «вытягивает» вверх все рыночные показатели.
Продолжается довольно высокая концентрация рынка. Всего четыре вендора* (LG, NEC, Panasonic, Samsung) контролируют подавляющее число проектов и поставок. Их суммарная доля приближается к 90% рынка, однако можно ожидать, что с ростом привлекательности рынка (а это неизбежно) их доля будет размываться.
* Компании перечислены в алфавитном порядке.
[1] Компании перечислены в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.