В конце прошлого года Национальная ассоциация контактных центров (НАКЦ) России при поддержке Сообщества Call Center Guru завершила первую перепись отечественного рынка контактных центров. В ходе работ были проанализированы данные по более чем 611 КЦ, оборудованных свыше 37413 рабочих мест операторов и обслуживающих вызовы клиентов на территории Российской Федерации. На результатах этого исследования и базируются две статьи по контакт-центрам (КЦ) в данном издании. В первой статье мы проанализировали степень распространенности КЦ в РФ, их территориальное размещение, отраслевая структура рынка иряд других аспектов. Попробуем теперь взглянуть на феномен КЦ с технологической точки зрения, опираясь на данные вышеуказанного исследования.
Возникнув как чисто телекоммуникационные предприятия, основанные на расширенном использовании функции автоматического распределения вызовов ACD (Automatic Call Distribution) в учрежденческо-производственных АТС (PBX в английском написании), за последние годы КЦ решительно шагнули в сторону информационных технологий, что проявляется прежде всего в виде их оснащения приложениями, поддерживающими различные сервисные функции. Сегодня софтверная составляющая КЦ доходит до
Нынешние КЦ в своих технологических возможностях уже далеко ушли от первых call-центров. Здесь широко используется интеграция контактных каналов (голос, eMail, чат, Web и пр.), системы самообслуживания, в частности автоматизированные системы речевого взаимодействия IVR. Начинают внедряться видеотехнологии, контекстные решения. Ожидается новый виток автоматизации КЦ за счет внедрения WorkForce Management (WFM) и т. д.
Способы распределения вызовов между операторами
Call-центры как промышленное явление явственно обозначились лишь в
Рис. 1. Способы распределения вызовов между операторами КЦ
Источник: НАКЦ
Из данной диаграммы видно, что рынок неоднороден, и наряду с устаревшими технологиями здесь применяются и самые современные, причем более половины КЦ уже действуют на основе последних достижений.
Способы идентификация абонентов в КЦ
Наиболее распространенный способ идентификации абонентов в КЦ — по автоматическому определителю номера (АОН), который охватывает 46% респондентов (рис. 2). В этом случае абонента идентифицируют без участия оператора по номеру телефона.
Рис. 2. Способы идентификация абонентов в КЦ.
Источник: НАКЦ
Второй по распространенности способ — по ключевому вопросу (31%): оператор задает абоненту ключевой вопрос и в случае правильного ответа идентифицирует его. Как правило, данный способ идентификации является наиболее гарантированным и применяется в банковской отрасли. В 6% случаев абонента идентифицируют без участия оператора, посредством IVR и запроса индивидуального PIN-кoда.
Распределение обслуживаемых вызовов по категориям
Типы вызовов, обслуживаемых в КЦ, весьма разнообразны (входящие, исходящие, SMS, E-mail, чат, факс), хотя подавляющую долю составляют именно входящие вызовы. Сегментация типов вызовов приведена на диаграммах рис. 3, причем отдельно по аутсорсинговым и корпоративным КЦ.
Рис. 3. Сегментация типов вызовов в КЦ двух видов.
а) аутсорсинговый КЦ, б) корпоративный КЦ
Источник: НАКЦ
Использование в КЦ технологий «второго уровня»
В отрасли КЦ существует понятие «решения второго уровня», т. е. решений, оптимизирующих бизнес-процессы, работу оператора и обслуживание клиентов.
По оценке НАКЦ, использование систем записи характерно для 95% всех функционирующих в России КЦ, систем интерактивного речевого ответа IVR — 76%, приложений Customer Relation Management (CRM) — в 64% КЦ. Служба мониторинга постоянно использует систему записи и контроля качества работы операторов контакт-центра Quality Monitoring (QM) для контроля качества в 56% КЦ (см. рис. 4).
Рис. 4. Степень оснащенности отечественных КЦ решениями «второго уровня».
Источник: НАКЦ
Интеллектуальная маршрутизация вызовов с учетом приоритетности вызова, времени ожидания в очереди, дня недели, времени суток, квалификации оператора имеется в 51% КЦ. «Одно окно» на рабочем месте оператора с интегрированными приложениями применяется в 30% КЦ. Рабочие места операторов-надомников оборудованы только в 5% и средства распознавание речи в IVR используют лишь 3% контакт-центров.
При анализе использования систем записи разговоров по объему записи выяснилось, что тотальная запись разговоров ведется в 86% всех КЦ, тогда как выборочная запись — только в 14%.
На российском рынке в основном используются зарубежные системы записи разговоров и работающие на их основе приложения контроля качества обслуживания (QM, Quality Monitoring) (рис. 5), на отечественные продукты приходится немногим более 10%.
Рис. 5. Структура рынка систем записи в КЦ по поставщикам.
Источник: НАКЦ
Системы интерактивного речевого ответа
Уже несколько лет наблюдается растущая тенденция по использованию в КЦ возможностей интерактивного голосового ответа IVR и различных автоматизированных услуг. Эти технологии являются эффективным инструментом сокращения издержек и расширения спектра предоставляемых услуг без увеличения числа операторов.
Управление знаниями оператора и использование CRM-приложений
Качество интеграции приложений на компьютерах операторов и, соответственно, количество окон приложений, открытых у них во время работы, в разных call-центрах сильно разнится. (Понятно, что если оператору приходится переключаться между окнами, эффективность его работы меньше.) Так, в 8% КЦ у оператора на компьютере во время работы открыто больше 10 окон приложений, а одно окно с интегрированными приложениями используется только у 32% операторов. Максимальная доля — 60% — приходится на промежуточный вариант КЦ, где на рабочем месте используется от 2 до 10 окон приложений.
Новейшие технологические тенденции в области КЦ
Вообще же процесс модернизации контакт-центров идет столь стремительно, что многие актуальные в прошлом году технологии теперь уже явно отступают на второй план под натиском новых веяний и трендов. Например, сегодня уже недостаточно объединить КЦ и службу CRM предприятия. Сейчас ощущается потребность заказчиков всесторонне интегрировать бизнес-системы, развернутые в компании (CRM, ERP, аналитические решения), с телекоммуникационными технологиями. В частности, отмечается рост интереса бизнеса к видеоканалу как инструменту взаимодействия с клиентом. Если раньше о видеосервисах только говорили, то сегодня уже имеются работающие, готовые к масштабированию решения.
Точно так же продолжает уделяться большое внимание автоматизации рабочего места агента КЦ и созданию у него на экране компьютера так называемого единого окна.
Продолжается разворот компаний в сторону клиента. Не секрет, что раньше клиентское обслуживание, в том числе и через КЦ, воспринималось исключительно сквозь призму расходной части бюджета, а соответствующие подразделения были ничем иным как центром затрат. Сегодня же все большую популярность приобретает сервисная модель управления. Здесь работа с клиентом встроена в систему бизнес-целей, и у процесса взаимодействия с клиентом появляются четкие критерии оценки эффективности.
КЦ и социальные сети
В итоге компании начали генерировать активность, при которой основным полем деятельности становятся социальные сети, а узловыми точками — контакт-центры. Ведь то, что происходит в социальных сетях, вполне можно анализировать и там находить потенциальных клиентов. Люди все чаще делятся негативной информацией о работе банков, магазинов, тех или иных служб. Банки теперь начинают интересоваться не только оценками в Сети их собственной деятельности, но и следить за записями по работе конкурентов. При этом появляются хорошие шансы продать недовольным потребителям свой продукт.
Лидеры рынка КЦ говорят об автоматизации поиска, процессов обработки и управления относящимися к делу сообщениями клиентов путем интеграции контакт-центров и социальных сетей, расширении взаимодействия с социальными сообществами через мультиканальные контекстно-ориентированные виджеты, а также о том, что обработка обращений из социальных медиа должна происходить в рамках существующей инфраструктуры КЦ.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.