Согласно аналитическим выводам компании European Communications, показатель экономической эффективности работы оператора связи — ARPU (Average Revenue per User — средний доход на абонента) уходит в прошлое. Сегодня его заменяет новая метрика — средний доход на учетную запись (Average Revenue per Account, ARPA).
Аналитики подчеркивают, что показатель ARPU появился и широко использовался в те времена, когда основными сервисами операторов были речевые услуги, а тарифы учитывали время разговора или использования иной сопряженной с телефонией услуги. Активное использование передачи данных, рост трафика данных, появление реально широкополосных сервисов и снижение доли речевых услуг изменило рынок. Главным источником доходов операторов становятся сервисы передачи данных, а основным типом договоров с абонентами — договор с предоплатой.
Сегодня для рынков развитых стран характерно 100%-ное проникновение беспроводной связи, что однозначно указывает на тенденцию потребителей использовать множество устройств, поддерживающих такой вид связи, а также разнообразные сервисы. В таких условиях ARPU как метрика теряет свое конструктивное значение, поскольку описывает всего лишь одну грань взаимодействия потребителя услуг с оператором.
Новый показатель экономической эффективности деятельности оператора — средний доход на учетную запись (ARPA) был предложен оператором Verizon в 2012 г. Этот показатель учитывает реальный доход от всех услуг, которыми пользуется данный абонент мобильной связи.
Но такой подход имеет важную особенность: оператор должен выйти из привычных рамок оценки своей деятельности по традиционным источникам возврата инвестиций (таким, как транспорт в сети) и найти новые источники дохода, т. е. изменить парадигму получения дохода. А чтобы эти новые источники приносили деньги, требуется всестороннее изучение характеристик работы пользователя, его профилей и агрегированных запросов информации разного типа (например, тех, которые используются внутри компании для улучшения управления восприятием пользователя — customer experience management, CEM). Важно также передать эти знания разработчикам приложений и сервисов, что позволит монетизировать эти знания. Тогда оператор сможет не только предложить абоненту сервисы, настроенные по его желаниям и предпочтениям, но и обеспечить лояльность пользователей и прогнозировать его запросы.