Мультимедиа-проекторы представляют собой достаточно специфическое оборудование. Условно этот рынок можно поделить на два основных сегмента — специального оборудования (инсталляционные и узкоспециализированные проекторы) и массового оборудования (то, что в большинстве своем покупают в школы, в бизнес и другие подобные сферы). Спрос на специальные проекторы носит довольно устойчивый и неэластичный характер, небольшие объемы продаж компенсируются большой нормой прибыли участников рынка и необходимостью недешевого профессионального обслуживания. В итоге этот рынок, продавая достаточно скромные количества устройств, вполне нормально себя чувствует.
Для массовых проекторов характерно обратное: спрос на них эластичен и подвержен колебаниям в зависимости от цены. Маржа в этом сегменте «убита» уже давно, и общая прибыльность рынка находится в несколько худшем положении, чем у старших собратьев. Прибыльности можно добиться только благодаря наращиванию объемов продаж и снижению стоимости производства устройств. Очевидно, что выход на эту «массовость» возможен только с помощью двух инструментов. Первый — масштабный промоушн с целью повышения информированности потенциальных покупателей и демонстрации привлекательности покупки подобного оборудования. Второй — планомерное снижение цен с целью выхода на ценовые уровни, на которых спрос становится высокоэластичным. Оба эти инструмента предполагают, что участники рынка понесут расходы (во втором случае — недополученную прибыль). Рынок проекторов пошел по второму пути, т. е. снижения цен. И данный процесс мы наблюдаем уже очень давно, проекторы постепенно отвоевывают один ценовой уровень за другим. Еще, казалось, совсем недавно был взят барьер в 1000 долл., а теперь на рынке уже предлагается множество моделей стоимостью менее 500 долл., что раньше казалось просто фантастикой.
Такие устройства массово появились на рынке примерно с полгода-год назад, практически сразу отвоевав заметную часть продаж. Борьба в нижнем ценовом сегменте идет за каждый доллар стоимости продукции — цена становится поистине актуальна, когда речь идет об устройствах стоимостью менее 600 долл. в рознице, и абсолютно критична для проекторов самой нижней ценовой планки — порядка 500 долл.
Целевые рынки
Само собой, покупатели таких проекторов (как и на любом рынке дешевых товаров) объединены одним общим признаком: бюджет на закупку оборудования очень мал. Это не дает покупателю большого пространства для маневра и достаточно жестко его ограничивает, предлагая очень узкий ассортимент устройств, которые, к тому же, имеют очень сходные характеристики. В случае, если пользователь захочет большего, он будет вынужден доплатить весьма заметную сумму денег — принципиальные отличия (от массовых) в характеристиках проекторов начинают проявляться примерно с ценового уровня в 20 тыс. руб. В итоге пользователь зачастую решает выбрать проектор по принципу «чтоб работал». Стоит отметить, что вес подобных проекторов колеблется около планки в 2,2 кг — они достаточно легкие и вполне допускают проведение презентаций на выезде. Хоть они не слишком к ней приспособлены — например, не умеют читать презентации с флэшек, но все же лучше с проектором, чем совсем без него.
Подобные проекторы нередко закупаются в различного рода тендеры, в том числе, — и в систему образования. Вообще образовательные структуры являются ключевым потребителем проекционной техники в России, им принадлежит большая часть государственных закупок. Далеко не факт, что в их число входит только дешевая техника — ведь помимо классных комнат существуют также актовые залы и прочие объемные помещения, а требованиям актового зала проектор с яркостью в 2800 лм никак не удовлетворяет — но она (дешевая техника) составляет весомую часть ото всего объема проекторных тендеров. Также существует некая часть рынка, которая может называться «складские инсталляции» (оборудование было закуплено потому, что «так надо», по указке сверху, для того чтобы осесть на складе, и его использование изначально не предполагалось). В этой категории по большей степени также превалируют наиболее дешевые устройства.
Зачем переплачивать?
С точки зрения рядового пользователя или лица, принимающего решение о закупке оборудования, который уже уверен в необходимости иметь проектор, но еще не определился с требуемым функционалом, работает заветная мантра: не переплатишь — не пожалеешь. Этот справедливый подход характерен для людей, впервые сталкивающихся с проекционной техникой и не знающих, что можно ожидать от проектора. Ведь по-настоящему незаменим только функционал проектора «показывать картинку на стене», все остальное (сетевое управление, обилие входных и выходных интерфейсов, беспроводная передача сигнала, чтение документов с флэшкарт и прочее), т. е. то, что добавляет к стоимости самого проектора весомую сумму — вторично и востребовано опытными потребителями, которых не так много. Особняком, конечно, стоят такие параметры, как разрешение, яркость лампы и вес, с которыми покупателю, как правило, легко определиться сразу, и которые однозначно задают сценарий использования проектора: размеры помещения, его освещенность и возможность дополнительного затемнения, необходимость перемещать проектор в процессе эксплуатации и т. д.
В этой ситуации дешевые проекторы играют на руку рынку, давая возможность большему числу пользователей приобщиться к технике, не отпугивая ценой в 30 тыс. руб. и более. Ведь расстаться с
Ассортимент дешевых устройств
Ассортимент проекторов нижней ценовой категории разнообразием не блещет. Из продававшихся во втором квартале 17 моделей проекторов стоимостью менее 500 долл. все представляют собой DLP-устройства с минимально «приличным» для 2011 г. разрешением — SVGA. Разброс яркостей — от 2400 до 2800 лм, разброс по показателю массы — от 1,9 до 2,6 кг. Все эти проекторы с текущими ценами и базовыми характеристиками представлены в таблице.
В этом сегменте рынка участвуют семь брендов проекционной техники, все они в большей или меньшей степени олицетворяют собой массовый рынок. Наибольший ассортимент в данном классе предлагает компания Acer (четыре модели), наименьший — NEC (одна модель), что в целом согласуется с позиционированием брендов.
Самым различающимся показателем в официальных спецификациях проекторов является время работы лампы до замены, определяющее, по сути дела, длительность эксплуатации устройства как такового. В номинальном режиме разброс составляет от 2 до 5 тыс. ч.
Также стоит заметить, что 10 из 17 представленных в таблице моделей поддерживают 3D-проецирование. Фактически это означает, что некогда «недорогой» 3D-функционал для DLP-проекторов сейчас превратился в «бесплатный», и в дальнейшем выпуск проекторов, не способных отображать объемную картинку, будет неуклонно сокращаться. Это, правда, не касается
Подведем итоги. При покупке проектора стоимостью менее 500 долл., основываясь на официальных характеристиках, стоит ориентироваться прежде всего на производителя, срок службы лампы и поддержку 3D-проецирования. Последнее вряд ли очень необходимо, но обладать таким устройством приятно. Ключевые же характеристики проекторов — технология, разрешение, яркость, вес — практически у всех одинаковы, или даже полностью идентичны.
Вендоры и канал
Бюджетные проекторы продаются с минимальной маржой, что невыгодно ни каналу, ни вендору. Закупки такого оборудования ведутся достаточно активно, при том что их покупатели зачастую могли бы потратиться на более совершенное (и дорогое в том числе) устройство. На чем же заработать, если продажи самих устройств осуществляются практически «в ноль»? На том же, на чем зарабатывают и на остальных проекторах — инсталляция, «расходники» (в данном случае — лампы), обслуживание (замена ламп), дополнительное оборудование — экраны, кронштейны. Как мы видим, каналу заработать намного проще, чем вендору — все эти пункты так или иначе к нему относятся, в то время как в ведении вендора остается только производство и продажа в канал ламп. Массовость рынка дешевых проекторов оставляет надежду на то, что хотя бы часть этих самых экономных покупателей будет обращаться за подобными услугами.
Характеристики проекторов низшей ценовой категории, как мы говорили выше, разнообразием не блещут: это аппараты с разрешением 800×600, со световым потоком порядка
Раз уж подобные проекторы появились, вендорам будет очень трудно отказаться от них в дальнейшем — покупатели будут недовольны, да и ниша сразу окажется заполнена конкурентами. Единственный способ отказаться сейчас от дешевых проекторов, в целом невыгодных производителям, — прямой картельный сговор — вряд ли возможен, да и вряд ли он необходим.
Сергей Денисов, эксперт ITResearch
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.