Планшетные ПК — самый молодой компьютерный сегмент. Его формирование находится в активной фазе; естественно, что с этой товарной категорией возникает масса вопросов как у производителей, так и у канала и потребителей. Причем круг вопросов здесь весьма разнообразен. Есть момент, связанный с базовой сегментацией этого рынка, который явно далек от полной унификации. Стартовавший как рынок одного продукта, сегмент быстро оброс альтернативными вариантами.
Один из самых острых вопросов — конкурентная ситуация между вендорами, и даже шире — между группами вендоров. Бытует мнение, что достойной конкуренции Apple пока никто не составил. Мнение спорное, но тем не менее подтвержденное цифрами продаж в мировых масштабах. При этом на рынке можно выделить несколько типов игроков — это значимые компьютерные бренды, крупные игроки рынка телефонов и прочих портативных гаджетов, масса noname-компаний, операторы связи и private labels крупных торговых структур, розничных и дистрибьюторских. Все они каким-то образом делят данный сегмент, и опора для конкурентной борьбы у всех своя. Общим остается лишь то, что до текущего момента борьба эта была однонаправленная — «отъесть» долю у прародителя рынка. Пока, заметим, рынка очень узкого и недооформленного.
Главный же, на наш взгляд, момент связан сегодня с тем, что сегмент Tablet PC образца прошлого, а во многом и текущего года — рынок «пионеров»: сегодня планшеты покупает довольно узкая прослойка продвинутых гаджетоманов и представителей элитарных, во всех смыслах слова, групп населения. В такой момент плохо работает главный из экономических факторов — цена. Есть и иные особенности, связанные с тем, что массовый потребитель, тот, настроения которого оцениваемы статистически, на рынке был еще малозаметен.
Но это временное явление. Перспективы же у сегмента явно обширные, и чем дальше происходит его развитие, тем многонаправленней становится конкурентная борьба и ассортиментная картина.
Сегодня обо всех этих проблемах мы говорим с Александром Фроловым, менеджером по продукции компании ViewSonic. Один из ведущих игроков на рынке средств визуализации компьютерным направлением занялся сравнительно недавно. Тем весомее факт, что именно планшетную тематику компании удалось развить, пожалуй, настолько, насколько в существующих сверхжестких условиях это возможно сделать игроку, пришедшему со смежного рынка. Пожалуй, именно проект ViewPad можно считать первым заметным успехом мониторной компании в сегменте компьютеров.
Сформировалась ли уже структура рынка планшетов? Есть ли понятие оптимального товарного портфеля?
«Структура рынка» — довольно расплывчатое понятие, но на рынке планшетов явно сформировалась основная сегментация — по типоразмерам устройств. Именно с ней и связаны прочие вопросы — ценовые, конкурентные, потребительские и сбытовые. Картина же с форм-факторами весьма четкая: на наш взгляд, явно выделяются три отдельные подкатегории — планшеты с диагональю
Сегменты 7 и 10 дюймов уже оформлены вполне четко. А вот планшеты с диагональю
Существует ли конкуренция между обозначенными сегментами? На данном этапе — скорее да. Но по мере развития рынка — все меньше и меньше. Ведь сегодня сознание потребителя в направлении планшетов только формируется — пользователь действительно сопоставляет между собой все устройства на рынке и выбирает один из форм-факторов. Но на самом деле 5-, 7- и
В линейке ViewSonic уже присутствуют модели всех обозначенных сегментов — ViewPad 4 (4,1″), ViewPad 7 (7″) и ViewPad 10 и 10s (10,1«). Сейчас мы активно обновляем модельный ряд во всех сегментах и выводим новые модели во всех перечисленных типоразмерах. Так что у нас есть возможность работать на всех рынках, и это дает определенные конкурентные преимущества.
Каковы шансы альтернативных производителей в деле конкуренции с Apple?
Шансов немало, а вот конкретная реализация зависит уже от политики каждой конкретной компании. Что касается ViewSonic, для нас главная опора в конкурентной борьбе заключается в том, о чем я говорил чуть выше, — в богатстве ассортимента предлагаемых на рынке моделей разных диагоналей. Ведь iPad — это лишь одна из планшетных категорий, а у нас — полная линейка.
Второй важнейший момент касается уже всех производителей — это конкуренция открытых программных платформ и приложений с окружением iOS и сервисов Apple. В данном направлении также есть «два мира, две политики» — это мир Android и мир Windows. Первый быстр, фактически бесплатен и уже имеет богатейший спектр ПО. Второй на текущий момент привлекает главным образом как платформа для привычных приложений ПК и, что, может быть, даже важнее, работы с уже имеющимися файлами и данными в их исходных форматах. Последнее особенно важно как раз в форм-факторе
Если же говорить об основной силе компании Apple — мощи ее бренда, тут, как ни странно это прозвучит, также есть опора для конкуренции. Есть множество людей, которые купят «яблочный» продукт просто потому, что он «яблочный», но есть и много тех, кто ровно по той же причине его не купит принципиально. Чем большей масштабностью обладает маркетинг этой уникальной компании, тем больше потребителей, составляющих, если хотите, системную оппозицию «яблочной» империи.
Ну и, чтобы совсем уж распрощаться с этой «скользкой» темой, стоит напомнить о ценах. До сего времени мы все же имели дело с начальной фазой развития рынка, потребителями-энтузиастами, для которых ценовой вопрос не стоит столь остро. Это явно проявляется в структуре продаж и сейчас, но уже чуть в меньшей степени. То есть на рынок начинают выходить рациональные покупатели. Понятно, что в реальности, при развитии производственной и сбытовой базы, планшеты обладают великолепным потенциалом по снижению цен. И на фоне этого растущего массового рынка доля дорогих имиджевых продуктов будет снижаться.
Последние месяцы в оценках некоторых игроков прослеживается определенная степень разочарования — от планшетов ожидали большего. Каково Ваше мнение?
Это связано исключительно с «эффектом бума». Если кто-то ожидал, что планшеты сразу станут must have во всех потребительских группах, естественно, сейчас такой «эксперт» чувствует разочарование. Те, кто переоценил текущий спрос и затоварил склады, сегодня не испытывает радости, как иначе?
Вообще, это привычная схема развития большой части технологических сегментов — от бума к определенному разочарованию, а потом уже — к нормальному поэтапному развитию.
При этом, безусловно, роль планшетов еще полностью не осознана. Действительно, сейчас есть много потребителей, не понимающих, зачем такое устройство нужно.
Сценарии же использования планшетов известны, удобство самого форм-фактора, средств управления им — очевидно. Массовый потребитель придет на этот рынок. Я полагаю, уже в следующем году планшеты станут вполне привычной позицией ассортимента. По крайней мере мы делаем на это серьезную ставку.
Конкуренция планшетов с ноутбуками — это реальность или выдумка?
Тут я, наверное, не скажу ничего нового. Планшеты — дополнительный гаджет к основному компьютеру. А этот компьютер, в свою очередь, все чаще мобильный, пусть и ограниченной мобильности. И с полноразмерными ноутбуками конкуренции тут быть не может. Но с нетбуками и компактными моделями она есть. Возможно, что-то в этой области изменит акцентирование Intel на новой категории ultrabook, но в долгосрочной перспективе планшеты все же более интересный вариант именно для выездного использования. Мы это явно почувствовали по себе — ведь компания ViewSonic именно с ноутбуков и нетбуков вообще вышла на компьютерный рынок. Мы вовремя решили акцентироваться на планшетах и не прогадали.
Не секрет, что большинство планшетов в России продается в версии с 3G. Это действительно драйвер данного рынка?
Может быть, мое мнение покажется консервативным, но мне не кажется, что развитие широкополосного доступа так уж сильно влияет на рынок именно планшетов. Тем более мне представляются спорным мнение о том, что именно мобильный доступ дал старт этому форм-фактору. Рынки компьютеров и коммуникационных технологий, конечно, в значительной степени влияют друг на друга, но все же их развитие происходит параллельно. У каждого направления существуют свои внутренние мотивы для технологических инноваций.
Что касается продаж 3G-планшетов, то лично мне кажется, что зачастую текущее приобретение российскими пользователями комплектаций именно с 3G — это просто имиджевое стремление к приобретению старшей по цене модификации. Как уже говорилось выше, сегодняшний рынок — во многом еще рынок энтузиастов.
Все сказанное в большей степени касается частного потребителя. А каковы перспективы данного направления для бизнеса?
Интерес к планшетам как бизнес-продуктам явно возрастает, и это надо учитывать. В нашем ассортименте недавно появилась как раз профессиональная модель — ViewPad 10Pro на базе энергосберегающих процессоров Intel Atom Oak Trial. Планшет оснащен одновременно Windows 7 Professional и Android. Кроме свободы выбора платформы для самого пользователя данный поход обладает неоспоримым преимуществом и с точки зрения ИТ-службы компании. Ведь это позволяет разделить рабочие и личные дела пользователя, обезопасив, таким образом, информационную систему предприятия. Здесь стоит упомянуть рыночный тренд, вызывающий сегодня все больший интерес, — концепция BYOC — bring your own computer. Ведь зачастую сотрудники работают с собственными, а не с казенными ноутбуками и активно используют их в рабочих задачах. Еще в большей степени это касается использования личных смартфонов. Но тут возникают проблемы безопасности при подключении таких устройств, постоянно выходящих за пределы «милитаризованной зоны», к корпоративной сети. «Двухосный» подход способен в значительной мере упростить решение этой проблемы.
Вообще планшеты — идеальное средство для выездной работы, презентаций, удаленной работы с почтой или видеоконференций. Это тот продукт, который вполне может заместить собой такой атрибут делового человека, как выездной ноутбук. Кстати говоря, развитие бизнес-применения планшетов может притормозить переход рабочих мест в организациях на ноутбуки. На столах сотрудников останутся полноценные десктопы либо же это будут стационарные терминалы типа «тонких» клиентов, а выездные задачи будут решаться с помощью планшетов.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.