Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2011 г.
Компьютеры
В 2011 г. в России было продано почти 12525 тыс. компьютеров: 5040 тыс. десктопов с учетом «самосбора» и 7485 мобильных ПК (включая нетбуки, но не включая планшеты). Таким образом, соотношение продаж мобильных и настольных ПК достигло уровня 3:2.
По отношению к 2010 г. рынок компьютеров показал умеренный рост — на 17%, т. е. вошел в нормальную фазу стабильного развития. Сверхвысокие темпы, характерные для предшествующего периода выхода из кризиса, остались в прошлом.
Наименее динамичное развитие показал настольный сегмент. Однако отрадно, что и ему все же удалось показать небольшой, на 2,5%, рост. Самым динамичным кластером в настольной сфере, да и вообще по всему рынку, выступает подсегмент All-in-one, который за год вырос на целых 80%, но надо учитывать, что растет он фактически с нуля.
Мобильный сегмент в целом увеличился на 28%, при этом стандартные ноутбуки выросли на 34,5%, а вот положение нетбуков сильно ухудшилось — их было продано всего на 5% больше, чем в 2010.
В настольном сегменте лидирующую пятерку по итогам года составили * Acer, Depo, DNS, HP и K-Systems. Новое имя в этом списке — DNS — сверхуспешная дальневосточная компания. При этом суммарная доля иностранных brandname продолжает расти, по итогам года она превысила 19% продаж десктопов.
Среди производителей ноутбуков традиционно лидировали* Acer, Asus, HP, Samsung и Lenovo. В сумме эти компании продали 77% всех мобильных ПК, что на 3% ниже показателя прошлого года. Внутри самой пятерки конкуренция носит все более ожесточенный характер. Пока, по итогам 2011 г., первенство делят Acer и Samsung.
Планшетные компьютеры
ITResearch относит к планшетным компьютерам устройства с цветным сенсорным экраном от 7 дюймов и с операционной системой. Всего за 2011 г. по официальному каналу в Россию поступило около 1,13 млн таких устройств, что оказалось полностью в рамках прогнозов ITResearch. Кроме того, более 200 тыс. планшетов было завезено в Россию в частном порядке, подавляющая часть из них была производства Apple. В деньгах за прошлый год российский рынок планшетов составил около 780 млн долл.
В 2011 г. основными конкурентами iPad стали производители моделей на базе Android — Acer и Samsung. В целом шестерка поставщиков-лидеров* (Apple, Acer, Asus, Samsung, Pocketbook и Viewsonic) заняла 72,5% российского рынка.
Средства визуализации
Мониторы.
В ведущую группу по итогам 2011 г., как и раньше, входят * Acer, BenQ, LG, Samsung и ViewSonic. Но за последние два года их суммарная доля снизилась с 90 до 80%, что указывает на увеличение конкуренции. Если ранее «второй» и «третий» эшелоны были совсем малозначительны, то сейчас все чаще такие компании, как AOC, Asus и др., становятся реальными конкурентами игрокам из ведущей группы.
Информационные панели. Прошлыйгод на российском рынке информационных панелей был лучшим за все время существования данной отрасли в России. Докризисные рубежи давным-давно преодолены, и сейчас эта отрасль продолжает развиваться ударными темпами, уступая по динамике разве что планшетным компьютерам. Всего в прошедшем году было продано почти 29 тыс. панелей на сумму 111 млн долл., что представляет собой уже достаточно большой рынок. В годовом исчислении он увеличился в 2,5 раза в штуках и в 2,25 в деньгах. Наблюдавшееся снижение средневзвешенной стоимости было незначительным, что связано с ростом средней диагонали, увеличением представленности сложных устройств, началом активного внедрения LED. Все это позволило почти компенсировать традиционное удешевление высокотехнологичной продукции.
На рынке продолжалось доминирование Samsung, чья доля вплотную подошла к 50%. Очень приличные объемы традиционно продемонстрировали LG, NEC и Panasonic.
Мультимедийные проекторы. Прошедшийгод приятно удивил участников проекторного рынка: было продано порядка 183 тыс. проекторов, что выше показателей 2010 г. на 54% — показатели роста фантастические, особенно учитывая итак немалый объем рынка. Такой рост стал возможен благодаря ряду факторов. Как всегда, свою лепту внесли тендерные закупки в сферу образования. На этот раз поток продукции по этому каналу был достаточно широк, и по нему шла не всегда самая дешевая продукция. Вместе с тем на общую картину рынка заметно повлияли самые бюджетные проекторы: за 2011 г. было приобретено почти 40 тыс. проекторов стоимостью менее 500 долл., что составляет 22% рынка в натуральном выражении.
Как и в прошлом году, на рынке разворачивается острейшая борьба между тремя крупнейшими игроками — компаниями* Acer, BenQ и Epson. Их совокупный объем продаж составляет 60% всего рынка в натуральном выражении, за год этот показатель практически не изменился. Совокупный объем продаж вендоров второго эшелона — Hitachi, NEC, Optoma, Sanyo, Viewsonic — составил еще 30% рынка. Остальные 10% делят порядка 15 компаний, преимущественно торгующих дорогими нишевыми решениями, средневзвешенная цена которых составляет 2350 долл. за аппарат.
Устройства hardcopy
Принтеры и МФУ. В целом за 2011 г. количественный объем рынка устройств печати составил 4.36 млн шт., превысив показатель 2010 г. почти на 14%. В денежном выражении рост продаж принтеров и настольных МФУ показал более умеренную динамику, всего около 7%, что можно объяснить прежде всего усилившейся ценовой эрозией, хотя в некоторых категориях устройств отмечалось также смещение спроса в сторону менее дорогих моделей.
По темпам роста, как и в 2010 г., лидировали настольные лазерные МФУ, продажи которых увеличились на 20%, что привело к росту их рыночной доли. Несколько меньшими темпами (около 15%), но все же более активно, чем годом раньше, росли продажи лазерных принтеров. В сумме эти два сегмента заняли почти две трети рынка.
В струйном сегменте наоборот, наблюдалось снижение темпов роста в категории настольных МФУ, а однофункциональных струйных принтеров в 2011 г. было продано примерно столько же, что и годом раньше.
Пятерка лидеров печатающих устройств с общей рыночной долей около 93% включает компании* Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.
Фотобумага. Рынок фотобумаги появился одновременно со струйными фотопринтерами, т. е. примерно 30 лет назад. Как и любой рынок расходников (тем более — настолько зрелый), он подразумевает относительное постоянство объемов товаропотока. За 2011 г. рынок упал относительно 2010 г. на 1,1%, составив 314 тыс. пачек бумаги в натуральном выражении. Средневзвешенная цена фотобумаги при этом немного поднялась, поэтому в деньгах рынок не потерял, а даже немного выиграл — 2,6%. За прошедший год несколько подросла доля бумаги формата A4. Наиболее значимые участники* рынка — Epson, HP, Lomond, Profiline — контролируют около 76% рынка в натуральном выражении.
Сканеры. В целом за 2011 г. объем рынка планшетных сканеров вырос против 2010 г. на 11%, составив 253 тыс. шт., что является лучшим показателем с докризисного 2007 г. Почти такими же темпами росли продажи и в денежном выражении — почти до 34 млн долл.
Что касается документ-сканеров, то за весь 2011 г. было продано 40 тыс. документ-сканеров на общую сумму почти 52 млн долл.
Как и по итогам 2010 г., основной объем продаж планшетных сканеров пришелся на продукты компаний* Canon, Epson и HP, а на рынке документ-сканеров лидировали компании* Canon, HP и Fujitsu.
Картриджи. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ в 2011 г. составил 19 млн штук на сумму почти в 1 млрд долл. По сравнению с 2010 г. рынок увеличился на 5% в штуках, и 10% в деньгах. Данный рынок, зависящий больше от установленной базы, чем от текущих продаж устройств печати, показал несколько более скромную динамику, чем печатное оборудование (принтеры и МФУ).
Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon и Epson было продано 2.5 млн шт. на сумму около 11.5 млн долл. Это примерно на 6% меньше в штуках и на 8% в деньгах, чем в 2010 г. Тренд к уменьшению рынка продолжился, но существенно замедлился по сравнению с предыдущими годами.
ИБП
Несмотря на зрелость и стагнацию на связанном рынке десктопов, российский рынок ИБП продолжил уверенно расти. Всего по итогам 2011 г. продажи ИБП составили 2,33 млн устройств на сумму около 519 млн долл. В натуральном выражении рынок вырос на 10,9%, а в денежном — на 20,7%, что оказалось очень близко к прогнозам. Продолжается опережающий рост денежных показателей, обусловленный сдвигом рынка в сторону инфраструктурных решений. Основным драйвером роста является сегмент ИБП для ЦОДов, но и «обычные» инфраструктурные решения также пользовались существенным спросом.
Бренд APC by Schneider Electric по-прежнему контролирует около половины всего рынка в денежном выражении. Основными конкурентами данного производителя на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. На рынке инфраструктурных решений ощутимы позиции компаний* Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta, GE DE, Inelt, Newave и Socomec UPS.
* Компании перечислены в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы мож
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.