Структура продаж на рынке периферийных устройств

Наиболее заметным итогом развития рынка периферийных устройств (принтеров, настольных МФУ и сканеров) в 2011 г. является замедление темпов роста в его наиболее активно развивающихся сегментах и общее выравнивание динамики.

В целом за год количественный объем рынка печатающих устройств составил 4.36 млн шт., превысив показатель 2010 г. почти на 14%. В денежном выражении рост продаж принтеров и настольных МФУ показал более умеренную динамику, всего около 7% (852 млн долл.), что можно объяснить прежде всего усилившейся ценовой эрозией, хотя в отдельных категориях устройств (в частности, струйных МФУ) отмечалось также смещение спроса в сторону менее дорогих моделей. По сравнению с динамикой предыдущего, 2010 г., темпы роста рынка существенно замедлились, что неудивительно, поскольку более высокий показатель количественного роста рынка в 2010 г. (около 20%) был связан с активным восстановлением спроса после спада в предыдущий период.

В принтерном сегменте темпы роста продаж оказались такими же, что и год назад (11%), а в более динамично развивающихся сегментах настольных МФУ и документ-сканеров они существенно замедлились, что может означать постепенное насыщение спроса ввиду уже достаточно высоких абсолютных цифр продаж.

Обращает на себя внимание возобновление роста продаж планшетных сканеров, которые еще в докризисный период относились к депрессивным сегментам, и даже в период восстановления рынка в 2010 г. показали весьма слабое оживление спроса. Скорее всего, интерес к ним связан с общим трендом «цифровизации» контента и достаточно умеренной стоимостью большинства моделей.

Лазерный сегмент

Как показывают итоги прошлого года, лазерные принтеры и МФУ остаются основой российского рынка печатающих устройств, причем за этот период их количественное преимущество над струйниками возросло еще больше. В 2011 г. лазерные устройства составили почти две трети рынка в штучном и свыше 80% — в денежном выражении. Всего было продано 2.76 млн лазерных принтеров и настольных МФУ, на 18% больше, чем в 2010 г. Объем лазерного сегмента в деньгах превысил 850 млн долл.

В обеих категориях лазерных устройств спрос на принтеры и МФУ продолжал смещаться в сторону более производительных монохромных устройств, а также на цветные модели, что заметно изменило структуру продаж в лазерном сегменте по сравнению с докризисным периодом (рис. 2).

В обоих сегментах доминирующими остаются персональные устройства начального уровня производительности, хотя их доля и уменьшается. В принтерном подсегменте теряют позиции и устройства производительностью 21–30 стр./мин, вытесняемые быстрорастущей категорией МФУ для малых рабочих групп. В более скоростных категориях монохромных устройств для средних и больших рабочих групп принтеры пока не испытывают сильного давления со стороны МФУ, хотя и уступают последним по темпам роста продаж.

На рынке цветных устройств соотношение продаж между принтерами и настольными МФУ также менялось в пользу последних. И в первой и во второй половине 2011 г. темпы роста цветных принтеров соответствовали среднерыночным (около 17%), в то время как продажи цветных многофункциональников выросли за год более чем на 40%. По итогам 2011 г. в тройку лидеров лазерного сегмента вошли компании[1] Canon, Hewlett-Packard и Samsung, на долю которых пришлось около 80% рынка.

Струйный сегмент

Российский рынок струйных устройств по-прежнему продолжает уступать лазерному как по абсолютным цифрам продаж, так и по темпам роста. За весь 2011 г. было продано немногим более 1,5 млн струйных принтеров и МФУ, что всего на 8% превышает показатель предыдущего года (против роста в лазерном сегменте почти на 18%). Такая, весьма скромная, годовая динамика объясняется, в частности, менее активным, чем обычно, сезонным повышением спроса на струйники в последнем квартале. В отличие от 2010 г., когда был отмечен рост продаж как принтеров, так и МФУ, весь прирост рынка обеспечили многофункциональные устройства, а струйных принтеров было продано примерно столько же, что и годом раньше. Соответственно доля МФУ возросла еще больше и в целом за год составила почти 75%.

Одной из тенденций, более заметно проявившейся в 2011 г. в струйном сегменте, стал опережающий рост продаж устройств, ориентированных на интенсивную работу в офисе. За последний год все вендоры расширили такими моделями свои продуктовые линейки. В группе офисных струйных устройств продолжается интенсивный рост продаж универсальных четырех- и пятицветных устройств формата А3.

Так и не смогли завоевать популярность у пользователей портативные принтеры для печати фотографий формата 10×15 см. Вслед за струйными мини-фотопринтерами, продажи которых прекратились еще год назад, уменьшился спрос и на сублимационные устройства. В текущем году на рынке осталось лишь несколько моделей Canon с весьма незначительным объемом продаж.

По итогам 2011 г. в целом по рынку струйников половину всех проданных устройств составили продукты Hewlett-Packard, при этом, несмотря на возросшую конкуренцию со стороны Canon, компания имеет солидное преимущество в категории наиболее массовых устройств начального уровня.

Сканеры

После почти незаметного роста продаж планшетных сканеров в послекризисном 2010 г. (в котором можно было ожидать гораздо лучших показателей из-за накопившегося отложенного спроса), результаты прошлого года, особенно второй его половины, можно было бы назвать настоящим бумом. Всего в 2011 г. было продано свыше 250 тыс. устройств, что соответствует годовым темпам роста почти в 11% (а если сравнивать вторые полугодия, то динамика будет еще выше — 20%). Несколько более высокими темпами, несмотря на ценовую эрозию, увеличился и денежный объем сегмента, составивший в целом за год около 34 млн долл. Это связано с довольно интенсивным изменением структуры продаж, начавшимся еще в 2010 г. (рис. 3).

Массовые модели настольных МФУ (прежде всего струйных), отняв часть рынка у планшетных сканеров, тем не менее пока не могут сделать их нишевым сегментом. Недорогие многофункциональники, оснащенные сканирующими блоками с относительно небольшим разрешением, вполне подходят для оцифровки документов, но, по-видимому, не могут удовлетворить более высоким требованиям при сканировании фотографий.

Немного увеличили свою долю рынка и планшетники старшего ценового диапазона (свыше 200 долл.), в котором представлены профессиональные фотосканеры и офисные сканеры формата А3.

Как и в предыдущий период, в 2011 г. большую часть рынка планшетных сканеров заняли продукты трех ведущих вендоров — Canon, Epson и Hewlett-Packard, суммарная доля которых составила свыше 90% продаж в натуральном и 85% в денежном выражении.

Документ-сканеры продолжают оставаться одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка hardcopy, хотя темпы его роста в 2011-ом снизились почти вдвое по сравнению с динамикой 2010-го. Всего было продано 40 тыс. устройств, что на 38% больше, чем в 2010 г., а денежный объем рынка вырос на 24%, превысив 51 млн долл.

Наиболее высокими темпами росли продажи сканеров нижней скоростной категории (до 30 стр./мин), основную часть которых составляют персональные модели (рис. 4). Одним из основных факторов роста этой категории устройств продолжает оставаться децентрализация процессов сканирования, позволяющая приблизить оцифровку документов к тем рабочим местам, где они и включаются в документооборот предприятия. Кроме того, на этом рынке пока еще слабо ощущается давление со стороны многофункциональных устройств.

Значительно меньше, чем персональных, выросли продажи документ-сканеров для рабочих групп (31–60 стр./мин) и еще более скоростных устройств для потокового сканирования. По-видимому, двукратный их рост в 2010 г. в основном удовлетворил накопившийся за предыдущий период отложенный спрос, и динамика прошлого года больше соответствует реальному потенциалу рынка.

В целом на рынке документ-сканеров, так же, как и в категории устройств low-end, пятерку лидеров составляли компании Canon, Epson, Fujitsu, Hewlett-Packard и Xerox, на долю которых пришлось около 90% всех проданных устройств. В сегменте документ-сканеров для рабочих групп лидирующей в нем компании Fujitsu пришлось уступить часть рынка другим вендорам, более активно продвигающим свои продукты, прежде всего это Epson, Panasonic и Xerox. На рынке высокоскоростных сканеров для потоковой обработки документов производительностью свыше 60 стр./мин доминируют продукты компаний Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic.

Владимир Миронос, ведущий эксперт ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.



[1] Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.