Структура продаж на рынке периферийных устройств
Наиболее заметным итогом развития рынка периферийных устройств (принтеров, настольных МФУ и сканеров) в 2011 г. является замедление темпов роста в его наиболее активно развивающихся сегментах и общее выравнивание динамики.
В целом за год количественный объем рынка печатающих устройств составил 4.36 млн шт., превысив показатель 2010 г. почти на 14%. В денежном выражении рост продаж принтеров и настольных МФУ показал более умеренную динамику, всего около 7% (852 млн долл.), что можно объяснить прежде всего усилившейся ценовой эрозией, хотя в отдельных категориях устройств (в частности, струйных МФУ) отмечалось также смещение спроса в сторону менее дорогих моделей. По сравнению с динамикой предыдущего, 2010 г., темпы роста рынка существенно замедлились, что неудивительно, поскольку более высокий показатель количественного роста рынка в 2010 г. (около 20%) был связан с активным восстановлением спроса после спада в предыдущий период.
В принтерном сегменте темпы роста продаж оказались такими же, что и год назад (11%), а в более динамично развивающихся сегментах настольных МФУ и документ-сканеров они существенно замедлились, что может означать постепенное насыщение спроса ввиду уже достаточно высоких абсолютных цифр продаж.
Обращает на себя внимание возобновление роста продаж планшетных сканеров, которые еще в докризисный период относились к депрессивным сегментам, и даже в период восстановления рынка в 2010 г. показали весьма слабое оживление спроса. Скорее всего, интерес к ним связан с общим трендом «цифровизации» контента и достаточно умеренной стоимостью большинства моделей.
Лазерный сегмент
Как показывают итоги прошлого года, лазерные принтеры и МФУ остаются основой российского рынка печатающих устройств, причем за этот период их количественное преимущество над струйниками возросло еще больше. В 2011 г. лазерные устройства составили почти две трети рынка в штучном и свыше 80% — в денежном выражении. Всего было продано 2.76 млн лазерных принтеров и настольных МФУ, на 18% больше, чем в 2010 г. Объем лазерного сегмента в деньгах превысил 850 млн долл.
В обеих категориях лазерных устройств спрос на принтеры и МФУ продолжал смещаться в сторону более производительных монохромных устройств, а также на цветные модели, что заметно изменило структуру продаж в лазерном сегменте по сравнению с докризисным периодом (рис. 2).
В обоих сегментах доминирующими остаются персональные устройства начального уровня производительности, хотя их доля и уменьшается. В принтерном подсегменте теряют позиции и устройства производительностью
На рынке цветных устройств соотношение продаж между принтерами и настольными МФУ также менялось в пользу последних. И в первой и во второй половине 2011 г. темпы роста цветных принтеров соответствовали среднерыночным (около 17%), в то время как продажи цветных многофункциональников выросли за год более чем на 40%. По итогам 2011 г. в тройку лидеров лазерного сегмента вошли компании[1] Canon, Hewlett-Packard и Samsung, на долю которых пришлось около 80% рынка.
Струйный сегмент
Российский рынок струйных устройств по-прежнему продолжает уступать лазерному как по абсолютным цифрам продаж, так и по темпам роста. За весь 2011 г. было продано немногим более 1,5 млн струйных принтеров и МФУ, что всего на 8% превышает показатель предыдущего года (против роста в лазерном сегменте почти на 18%). Такая, весьма скромная, годовая динамика объясняется, в частности, менее активным, чем обычно, сезонным повышением спроса на струйники в последнем квартале. В отличие от 2010 г., когда был отмечен рост продаж как принтеров, так и МФУ, весь прирост рынка обеспечили многофункциональные устройства, а струйных принтеров было продано примерно столько же, что и годом раньше. Соответственно доля МФУ возросла еще больше и в целом за год составила почти 75%.
Одной из тенденций, более заметно проявившейся в 2011 г. в струйном сегменте, стал опережающий рост продаж устройств, ориентированных на интенсивную работу в офисе. За последний год все вендоры расширили такими моделями свои продуктовые линейки. В группе офисных струйных устройств продолжается интенсивный рост продаж универсальных четырех- и пятицветных устройств формата А3.
Так и не смогли завоевать популярность у пользователей портативные принтеры для печати фотографий формата 10×15 см. Вслед за струйными мини-фотопринтерами, продажи которых прекратились еще год назад, уменьшился спрос и на сублимационные устройства. В текущем году на рынке осталось лишь несколько моделей Canon с весьма незначительным объемом продаж.
По итогам 2011 г. в целом по рынку струйников половину всех проданных устройств составили продукты Hewlett-Packard, при этом, несмотря на возросшую конкуренцию со стороны Canon, компания имеет солидное преимущество в категории наиболее массовых устройств начального уровня.
Сканеры
После почти незаметного роста продаж планшетных сканеров в послекризисном 2010 г. (в котором можно было ожидать гораздо лучших показателей из-за накопившегося отложенного спроса), результаты прошлого года, особенно второй его половины, можно было бы назвать настоящим бумом. Всего в 2011 г. было продано свыше 250 тыс. устройств, что соответствует годовым темпам роста почти в 11% (а если сравнивать вторые полугодия, то динамика будет еще выше — 20%). Несколько более высокими темпами, несмотря на ценовую эрозию, увеличился и денежный объем сегмента, составивший в целом за год около 34 млн долл. Это связано с довольно интенсивным изменением структуры продаж, начавшимся еще в 2010 г. (рис. 3).
Массовые модели настольных МФУ (прежде всего струйных), отняв часть рынка у планшетных сканеров, тем не менее пока не могут сделать их нишевым сегментом. Недорогие многофункциональники, оснащенные сканирующими блоками с относительно небольшим разрешением, вполне подходят для оцифровки документов, но, по-видимому, не могут удовлетворить более высоким требованиям при сканировании фотографий.
Немного увеличили свою долю рынка и планшетники старшего ценового диапазона (свыше 200 долл.), в котором представлены профессиональные фотосканеры и офисные сканеры формата А3.
Как и в предыдущий период, в 2011 г. большую часть рынка планшетных сканеров заняли продукты трех ведущих вендоров — Canon, Epson и Hewlett-Packard, суммарная доля которых составила свыше 90% продаж в натуральном и 85% в денежном выражении.
Документ-сканеры продолжают оставаться одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка hardcopy, хотя темпы его роста в
Наиболее высокими темпами росли продажи сканеров нижней скоростной категории (до 30 стр./мин), основную часть которых составляют персональные модели (рис. 4). Одним из основных факторов роста этой категории устройств продолжает оставаться децентрализация процессов сканирования, позволяющая приблизить оцифровку документов к тем рабочим местам, где они и включаются в документооборот предприятия. Кроме того, на этом рынке пока еще слабо ощущается давление со стороны многофункциональных устройств.
Значительно меньше, чем персональных, выросли продажи документ-сканеров для рабочих групп
В целом на рынке документ-сканеров, так же, как и в категории устройств low-end, пятерку лидеров составляли компании Canon, Epson, Fujitsu, Hewlett-Packard и Xerox, на долю которых пришлось около 90% всех проданных устройств. В сегменте документ-сканеров для рабочих групп лидирующей в нем компании Fujitsu пришлось уступить часть рынка другим вендорам, более активно продвигающим свои продукты, прежде всего это Epson, Panasonic и Xerox. На рынке высокоскоростных сканеров для потоковой обработки документов производительностью свыше 60 стр./мин доминируют продукты компаний Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic.
Владимир Миронос, ведущий эксперт ITResearch
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.