Анализ продуктового предложения на рынке струйных устройств

После консолидации модельных линеек у основных производителей струйных устройств и заметного снижения их общего числа в 2010 г., товарное наполнение рынка вновь стало расти. За последние полтора года в сегменте струйных устройств шло активное обновление моделей, было выпущено свыше 70 новинок, а всего их на рынке предлагается около 110 (см. табл. 1, 2 и3). Продолжается экспансия многофункциональников, которая проявляется не только в увеличении их доли в структуре продаж, но и в значительно более интенсивном развитии продуктового предложения. В начале текущего года на них пришлось две трети от общего числа предлагаемых моделей струйных устройств, причем половина из них были выведены на рынок во второй половине 2011 г.

В принтерном сегменте, несмотря на ослабление в целом интереса массового потребителя к однофункциональным струйникам (о чем свидетельствуют все более скромные цифры продаж), в количественном отношении продуктовое наполнение рынка не уменьшилось, причем в отдельных категориях устройств также появилось довольно много новинок. Кроме того, в прошлом году в этом сегменте рынка, помимо продуктов трех традиционных производителей Canon, Epson и Hewlett-Packard, появились гелевые принтеры компании Ricoh, которые по принципу формирования изображения на носителе сходны со струйными устройствами. В линейке струйных устройств компании Brother представлены только настольные МФУ, а продукты еще одного производителя струйных устройств, компании Lexmark, на российский рынок в заметных количествах по-прежнему не поставляются.

Большинство моделей струйников нового поколения, даже при отсутствии в них принципиальных технологических новаций, отличаются от предшественников более высокой производительностью, расширенной базовой и прикладной функциональностью, более привлекательным внешним видом и эргономичностью. Фактически минимальными возможностями обладают лишь некоторые модели самого нижнего ценового уровня, тем не менее принтеры Canon Pixma iP2700 и HP DeskJet 1000/2000 ценой всего в 30–40 долл., неизменно входят в список наиболее продаваемых моделей. За два последних года средние розничные цены МФУ категории до 100 долл. снизились почти на 30%, и почти на столько же подешевели принтеры, сохранив разницу в стоимости (см. рисунок).

Динамика средних розничных цен в категориях струйных устройств начального уровня (в долл.)

Благодаря более совершенной конструкции удается заметно уменьшить габариты струйных устройств, что особенно важно для многофункциональников. Так, в линейке струйных МФУ Hewlett-Packard появилась сверкомпактная модель Envy 110 высотой всего 10 см, внешне больше похожая на бытовой видеомагнитофон, которую легко можно разместить на полке или в ящике стола.

Среди новых моделей струйников, особенно МФУ, значительно возросла доля устройств, способных работать в сетевой среде, причем особенно популярным становится беспроводной интерфейс Wi-Fi, которым теперь оснащены даже некоторые модели нижнего ценового уровня. А из четырех десятков универсальных моделей МФУ, выпущенных на рынок за последний год, около половины поддерживают проводную факсимильную связь.

Оснащение печатающих устройств беспроводным сетевым интерфейсом Wi-Fi делается не только для избавления пользователей от лишних проводов, но и в расчете на увеличение объемов печати с помощью новых коммуникационных технологий. С этой точки зрения важным элементом прикладной функциональности струйников становится возможность удаленной передачи заданий на печать непосредственно на принтер через Интернет или с мобильных устройств.

Первые модели струйников, поддерживающих удаленную печать сообщений электронной почты и прямую печать с мобильных устройств на российском рынке представила компания Hewlett-Packard. Во многих новых струйных устройствах Epson тоже поддерживается возможность прямой печати с мобильных устройств, работающих на платформе Android и iOS, а также облачной печати содержимого сообщений электронной почты, посланных с любого устройства.

Западные аналитики довольно оптимистично оценивают перспективы мобильной и удаленной печати как среди домашних, так и среди бизнес-пользователей. Опросы, проводимые среди последних, показывают заинтересованность в облачной печати не только сотрудниками, часто бывающими в командировках, но и среди работающих в офисе, использующих планшеты и другие мобильные компьютеры.

Струйники для бизнеса

За последний год в продуктовой политике производителей стала более заметной тенденция к продвижению струйной печати в офис. При разработке новых бизнес-моделей струйников основное внимание уделяется таким характеристикам, как «лазерное» качество печати документов, экономичность, а также расширение функциональности, необходимой для офисных приложений, — повышение ресурсных параметров, емкости входных лотков и картриджей, наличие двухсторонней печати и копирования, сетевых интерфейсов, поддержка языков PCL и PostScript.

На использование в офисах ориентированы также универсальные принтеры и МФУ формата А3, причем, если в предыдущем обзоре присутствовала единственная «широкая» модель МФУ компании Brother, то в настоящее время такие устройства появились и в линейках Hewlett-Packard (Officejet 7500) и Epson (WorkForce WF-7515 и WF-7525).

В отличие от принтеров формата А3, большая часть которых ориентированы на фотопечать, все шесть присутствующих на рынке моделей «широких» МФУ позиционируются на офисные приложения и представляют собой универсальные устройства, выполняющие все четыре базовых функции — печать, копирование, сканирование и факсимильную связь. Хотя большинство циркулирующих в офисе документов имеет формат А4, возможность цветной печати в формате А3 может оказаться весьма полезной и для небольших офисов (например, для печати тех же постеров).

Многоцветные устройства

На рынке многоцветных струйных устройств (с шестью и более цветами), ориентированных преимущественно на графические и фотоприложения, в настоящее время представлены в основном продукты двух производителей — Canon и Epson. Продукция Epson продолжает доминировать в сегменте фотопринтеров, причем этот вендор оказался единственным, представившим в нем новые модели. Это принтер Epson L800 формата А4, относящийся к новому семейству моделей со встроенными емкостями для чернил повышенной вместимости, а также два профессиональных фотопринтера формата А3 (восьмицветный Stylus Photo R2000 и девятицветный R3000). Компания HP практически ушла с рынка многоцветных струйников, на котором у нее осталась всего одна восьмицветная модель, поставляемая с середины 2008 г.

Владимир Миронос, ведущий эксперт ITResearch

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.


Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.