Структура продаж на российском рынке визуальных средств
Данный обзор посвящен итогам 2011 г. на российском рынке мониторов, профессиональных плоских панелей и проекторов. Помимо этого анализируются общие и специфичные тренды для каждой отрасли, а также рассматривается текущая ситуация и перспективы на будущее.
Рынки мониторов, проекторов и информационных панелей пребывают в разных фазах жизненного цикла и вследствие этого ситуация в каждом сегменте различается кардинально. Если взять только интегральную составляющую, а именно объемы продаж, то можно отметить, что вклад каждой из отраслей в общий рынок визуальных средств существенно меняется (см. рис.1). Если в 2007 г. мониторы абсолютно доминировали в общем рынке, занимая более 90% денежного потока, то 2011 г. их доля опустилась до 77,7% с выраженным трендом к дальнейшему уменьшению. При этом информационные панели, еще совсем недавно занимавшие мизерную нишу, сейчас — основные кандидаты на звание самого привлекательного сегмента.
Кстати, если взять подобную динамику в штучных показателях, то мониторы еще долго будут доминировать: за пять лет их доля уменьшилась с 98,2 до 96,4%, и даже при самом благоприятном сценарии для проекторов и панелей их доля вряд ли в обозримом будущем превысит суммарные 10% от рынка визуальных средств.
Обращает на себя внимание, что после наивысшей точки, которая была в 2007 г., рынок визуальных средств серьезно «похудел». Снижение составило около 45% — с 2,4 до 1,3 млрд долл. Безусловно, в основном это произошло из-за проблем на рынке мониторов, но следует отметить, что только панели продемонстрировали устойчивый рост денежных показателей. Однако вследствие относительной малости сегмент не смог покрыть потери всего рынка. Проекторы же, несмотря на хорошую динамику продаж и существенное перекрытие докризисных уровней (в шутках), в деньгах выглядели не столь впечатляюще.
Рис. 1. Динамика рынка визуальных средств (в деньгах).
|
Y2007 |
Y2008 |
Y2009 |
Y2010 |
Y2011 |
мониторы |
2176,09 |
1971,5 |
948,8 |
1138,5 |
1032,686 |
инфопанели |
53,88 |
36,76 |
25,77078 |
49,48 |
111,12 |
проекторы |
181,39 |
185,8371 |
103,6964 |
136,04 |
186,07 |
После построения графика цифры убрать!!!
Приведенный временной график позволяет сделать предположение, что и текущий
Мониторы
Еще недавно сверхпривлекательный и динамичный рынок мониторов сейчас пребывает в «стадии плато», а, возможно, даже уже пошел в сторону спада. За этим «теоретизированием» лежит на самом деле критично важные рыночные моменты, связанные с планированием продуктовой и маркетинговой политики, а зачастую и всего бизнеса компаний.
С одной стороны, динамика продаж однозначно указывает на спад, но есть несколько индикаторов, связанных с концентрацией рынка, которые позволяют судить о том, что это пока не так.
Рис. 2. Динамика индекса технологической концентрации на рынке мониторов.
Если же связывать данную динамику с поднятой в начале раздела темой, то очевидно, что это противоречит традиционному образу затухающего рынка, на котором обычно остается всего несколько игроков и интенсивность конкуренции минимальна.
Рис. 3. Динамика индекса интенсивности конкуренции на рынке мониторов.
Кстати, уже в текущем 2012 г. произошло знаменательное событие: распался триумвират, который держался на нашем рынке около 8 лет. По ряду причин компания LG Electronics резко сбавила обороты и выбыла из лидирующей обоймы. Acer и Samsung Electronics по-прежнему находятся во главе рынка, а второй эшелон сейчас состоит из брендов[1] BenQ, LG, Philips, ViewSonic, которые демонстрируют сопоставимые объемы продаж.
В целом продажи мониторов в России в 2011 г. оказались немного ниже прогнозов. Всего было продано чуть более 5,6 млн устройств, что с точностью до нескольких тысяч совпало с уровнями 2010 г., хотя ожидалось несколько больше.
В деньгах в 2011 г. мониторов было продано на сумму чуть более 1 млрд долл. С одной стороны, это достаточно внушительная цифра, но она не идет не в какое сравнение с докризисными уровнями. По сравнению с 2007 г. в натуральном выражении рынок снизился на серьезные 30%, но это еще «цветочки» по сравнению с 53%-ным обвалом денежных показателей.
В основе данного разрыва лежит существенное снижение средневзвешенной стоимости аппаратов на рынке (см. рис. 4), которая на протяжении многих лет была наиболее устойчивым индикатором на российском рынке мониторов. Однако производственные циклы производителей матриц привели к существенному превышению предложения над спросом, особенно в условиях разгоревшегося кризиса. Кроме того, игроки пытались стимулировать потребителей снижением цен, что, увы, во многих случаях уже не работало.
Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости на рынке мониторов.
Проекторы
2011 г. на российском рынке проекторов развивался по нарастающей. Первый квартал был «кисленьким» и продалось лишь около 26 тыс. проекторов, что показало всего 13% роста в годовом исчислении. Но затем все зашевелилось, каждый квартал показывал все большую позитивную динамику, и IV квартал 2011 г. был самым удачным кварталом на российском рынке проекторов за все время его существования. Было продано почти 85 тыс. устройств общей суммой на 79,56 млн долл. До этого самым удачным можно было считать докризисный IV квартал 2007 г., который был превышен аж на 61% (в натуральном выражении).
В конечном итоге за весь 2011 г. было продано 183 тыс. проекторов. Это на 53,7% больше итогов 2010 г., что выше даже всех наших оптимистических прогнозов.
Рис. 5. Динамика рынка проекторов по отношению к 2007 г.
В деньгах итоги 2011 г. не столь выдающиеся: общий оборот составил 186 млн долл., что всего лишь на 37% лучше 2010 г. И если в штучном выражении рынок проекторов одним рывком махнул почти на 40% выше докризисных объемов (см. рис. 5), то в деньгах превышение было чисто номинальным.
Связано это с тем, что проекторы дешевеют. Впервые за историю наблюдения в конце 2011 г. средневзвешенная цена проектора опустилась ниже планки в 1000 долл., причем сразу очень заметно — до 938 долл. Такое падение связано как с общим ростом популярности сверхдешевых (до 500 долл. аппаратов), так и с проведением объемных тендеров по закупкам дешевых аппаратов — фактор, позволивший сделать объем, негативно повлиял на прибыль.
Кстати, тендеры сферы образования представляют собой настолько мощный феномен, что могут повлиять и на структуру рынка.
Рис. 6. Динамика технологической структуры рынка проекторов.
Стоит отметить, что с развитием тендеров в сферу образования достаточно заметным стал новый «старый» бренд — SMART Technologies. Проекторы данной торговой марки довольно часто идут в комплекте с интерактивными досками этого же производителя, и, несмотря на то что они не играют на свободном рынке, они выступают конкурентами других торговых марок при оборудовании решений на основе интерактивной доски, а это очень немалый кусок рынка, исчисляемый многими тысячами аппаратов. Это, конечно, не игрок «свободного» рынка, скорее всего, его ждет участь «тендерного» бренда, которой будет периодически давать всплески продаж. Примерно та же ситуация с аналогичным производителем досок — компанией Promethean, но здесь пока объемы еще не сопоставимы.
Технологические тренды последнего времени — 3D Full HD и альтернативные источники света: LED, лазеры и прочее. Проекторы нуждаются в этом куда более остро, чем ЖК-устройства, и на этом можно попытаться заработать.
Достаточно активно на рынок начали выходить небольшие LED-проекторы (но не пико). Пока еще светимость таких LED-устройств невысока, но даже за последний год она выросла примерно с 50 до 500 люмен (рассматриваются только продающиеся на рынке устройства). Этого в принципе уже достаточно для мобильной презентации, а также для показа фильмов в небольшой комнате.
Информационные панели
На ИТ-рынке всегда есть точки роста, где ситуация разворачивается существенно позитивнее, чем в большинстве остальных отраслей, а прирост продаж исчисляется сотнями процентов. Отрадно, что на рынке визуальных средств в кои-то веки был такой же везунчик, а именно сегмент больших информационных панелей. Примечательно, что сегмент информационных панелей представляет собой уже достаточно сложившуюся систему, и речь здесь шла не о начальном всплеске продаж за счет суперноваторов. Годы разъяснительной работы, выстраивание канала, подвижки в функционале устройств, начало «вторичных» продаж возымели свое, и вместе с отложенным спросом привели к достаточно взрывному росту продаж. И особенно хорошо, что ситуация очень далека от насыщения, и существующие объемы рынка еще могут кратно увеличиваться.
Примечательно, что отрасль панелей в течение 2011 г. развивалась по нарастающей, подобно проекторам, но только с большей амплитудой. В принципе сходный характер динамики не удивителен, поскольку обе эти отрасли объединяет их корпоративная ориентированность. В результате они очень мощно падали во время кризиса, и не менее активно выходили из него при улучшении ситуации в бизнесе клиентов. Кстати, оптимизма добавляет и текущая ситуация: в 2012 г. рынок панелей продолжает быстро расти, хотя уже не так, как в прошлом году — по широкому фронту, а по тем точкам, где в наибольшей степени чувствуется нацеленность и усилия ведущих игроков.
Всего в течение 2011 г. было продано почти 29 тыс. информационных панелей на сумму в 111 млн долл. Это уже вполне массовый рынок, генерирующий значительные денежные потоки, что также повышает интерес к нему со стороны участников рынка, почувствовавших возможность заработать. Образуется положительная обратная связь, что может оказать поддержку рынку при наступлении вероятных проблем, вызванных ситуацией в макроэкономике.
В целом рынок за год вырос почти на 150% в штуках и на 125% в деньгах. Это потрясающая динамика, и очень жаль, что она уже никогда не повторится. Если же сравнить с докризисными уровнями (рис. 7), то здесь мы видим фактическое удвоение рынка как в штуках, так и в деньгах.
Рис. 7. Динамика рынка информационных панелей по отношению к 2007 г.
Опережающий рост денежных показателей на долгосрочном периоде (5 лет) связан с ростом средневзвешенной стоимости устройств. Этот тренд идет в рамках нашего прогноза: рост средней диагонали, увеличение представленности сложных устройств (например, со сверхтонкими рамками), начало активного внедрения LED способны компенсировать традиционное удешевление высокотехнологичной продукции. Однако более здоровым процессом все же является падение стоимости, сигнализирующее о массовости продаж мейнстрим-продукции с небольшой диагональю. Так что, скорее всего, тренд будет сломан, и здесь вендорам также придется смириться с плановой ценовой эрозией. По крайней мере в 2011 г. это уже начало проявляться.
В целом на рынке информационных панелей наблюдается сдвиг от
Рис. 8. Динамика технологической структуры рынка информационных панелей
Когда в первой половине 2011 г. Samsung Electronics объявила о цели достичь уровня 50% рынка, это было встречено со скепсисом. Однако к концу года компания уже вплотную приблизилась к данному показателю, а в текущем году даже преодолела его. Вместе с тем у нее есть ряд сильных конкурентов: LG, NEC, Panasonic.
Василий Мочар, зам. директора ITResearch,
Сергей Денисов, эксперт ITResearch
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.