Анализ продуктового предложения спутниковых навигаторов на российском рынке


Марина Рожкова,

эксперт рынка ГЛОНАСС/GPS навигации


Российский рынок спутниковых навигаторов продолжает расти, и причин для прекращения этого самого роста пока не наблюдается. В тех же США и Европе, Южной Корее и Японии рынок навигаторов «усыхает» год от года, а вот в России он, наоборот, растет. В чем же причина? В странах Западной Европы и Северной Америки уровень проникновения навигационных технологий значительно выше: он достигает 60-70% против 15% в России. Между тем, в развитых стран Азии он еще выше — 90-95%. При этом жители названных регионов все реже отдают предпочтение классическим спутниковым навигаторам, предпочитая использовать в качестве навигационных устройств смартфоны с большими дисплеями или, как вариант, миниатюрные планшетные компьютеры.

Заметим, что своя прелесть в таком подходе есть: потребителю не приходится выкладывать лишние деньги за навигатор; впрочем, в России эти методы пока не работают: если в указанных выше регионах планшет или флагманский смартфон с огромным дисплеем вместе с контрактом оператора можно купить за символическую сумму, то у отечественных телекоммуникационных компаний таких предложений нет. Да, в России тоже есть люди, которые предпочитают навигаторам недешевые смартфоны и планшеты с GPS-модулями, однако проживают они в большинстве своем в столицах.

Еще одна причина высокого уровня проникновения навигации в Европе, США, Южной Корее и Японии — массовое появление встроенной навигации (in-dash-систем) в авто бюджетного сегмента, тогда как ранее эта опция являлась прерогативой исключительно дорогих машин. В России же встроенные навигаторы есть максимум в 1% продаваемых авто.

Повторимся еще раз: степень проникновения навигационных технологий в России не превышает 15%, и пока она не достигнет отметки в 60-70% (то есть уровня США и Европы), рынок таких устройств продолжит расти. Сколько времени потребуется для достижения указанной отметки? Скорее всего, около двух-трех лет: благосостояние населения, пусть и медленно, но растет, а электроника, наоборот, дешевеет: уже сегодня за 12 тыс. руб. можно купить смартфон с приемником GPS и 4,5-дюйм экраном, т. е. большим, чем у некоторых навигаторов. При этом стоит отметить: препятствием для перехода на смартфоны и планшеты является довольно низкая «подкованность» многих российских пользователей в области мобильных электронных гаджетов: те же пенсионеры и жители регионов хотят а) купить навигатор, б) установить в машину и в) пользоваться им без лишних проблем. Между тем в смартфон еще придется устанавливать навигационную программу, а для этого ее еще и необходимо купить в Интернете... Для многих пользователей это серьезная техническая проблема. Однако число людей, способных приобрести тот же iPhone и установить в него навигационное ПО самостоятельно, тоже растет — это факт.

Количество моделей авто бюджетного сенмента со встроенной навигацией, в свою очередь, также постепенно увеличивается, в частности, опыты с in-dash-системами идут даже на АвтоВАЗе. Так, с весны 2011 г. завод предлагает модели «Калина» и «Приора» в расширенной комплектации с навигатором в приборной панели.

Когда уровень проникновения навигации в России достигнет 60-70%, ситуация может стать аналогичной таковой в США и Европе: объемы продаж навигаторов сперва стабилизируются, а затем начнут сокращаться; соответственно основные игроки рынка навигаторов начнут переориентацию с поставок устройств на разработку сервисов.

Впрочем, все это прогнозы на будущее, а картина современного российского рынка спутниковых навигаторов выглядит следующим образом: в 2010-м в России, по данным аналитиков группы SmartMarketing, было продано 1 млн 241 тыс. таких устройств, а в 2011-м — уже 1 млн 515 тыс. (на 22% больше). В первой половине 2012 г. объем рынка составил 680 тыс. устройств. Пятерка лидеров рынка навигаторов во II квартале 2012 г. выглядит следующим образом: Prestigio (27,2%), Explay (22,4%), Prology (11,7%), Lexand (11,2%) и teXet (9,6%) (см. табл. 1).


Таблица 1. Структура российского рынка навигаторов


При этом стоит отметить, что действительно революционных моделей навигаторов за последний год практически не появилось (к таковым можно отнести разве что штучные навигаторы на платформе Android, но о них ниже), а характеристики устройств различных брендов почти одинаковы; на первый план сегодня выходят дополнительные опции и особенности марок — кто лучше задобрит потребителя, тот и выбьется в лидеры. К примеру, компания Prestigio, по итогам 2011 г. занявшая первое место в России, обеспечивает свои продукты двухгодичной гарантией и высококачественной премиум-упаковкой — навигатор в такой коробке не зазорно подарить, скажем, деловому партнеру. Между тем, Lexand «давит» широтой модельного ряда — он включает около 50 моделей на любой вкус и цвет (навигаторы с диагональю от 4,3 до 7 дюймов, с пробками по Bluetooth и GPRS, со встроенными регистраторами, а также с поддержкой GPS и ГЛОНАСС/GPS).

Важный (пожалуй, ключевой) тренд российского рынка навигаторов в 2011–2012 гг. — лавинообразное снижение популярности продукции иностранных компаний. В качестве основных причин этого процесса можно выделить следующее: жестко «прошитое» в иностранных устройствах собственное навигационное ПО и карты, значительно проигрывающие в актуальности отечественным конкурентам (тому же «Навителу Навигатору» и «Прогороду»); невозможность использования альтернативных навигационных программ; неконкурентоспособные цены, обусловленные, в том числе, двухуровневым каналом поставок (использование дистрибьюторов); недостаточное внимание, уделяемое продвижению на российском рынке, игнорирование его специфики, зачастую даже техническая отсталость устройств и т. д.


Немного о технических характеристиках

Если говорить о технической составляющей навигаторов, то здесь трендов несколько. Первый из них касается крупноформатных моделей с диагональю 7 дюймов. Еще пару лет назад такие навигаторы занимали менее 1% рынка, однако в последнее время 7-дюйм (т. е. самые крупные) модели пользуются у потребителей повышенной популярностью, что логично: некоторые пользователи задействуют в качестве навигатора даже 9,7-дюйм iPad’ы. Площадь экрана у навигатора с диагональю 7 дюймов ощутимо больше, чем у 5-дюймового, так что и карты, и элементы управления на нем имеют большие размеры. Это актуально, например, для людей с плохим зрением и для автомобилей с «объемными» салонами, в которых навигатор может располагаться на значительном расстоянии от глаз водителя. Вместе со спросом растет и предложение: например, лидер рынка по широте модельного ряда — бренд Lexand — в настоящее время предлагает три навигатора в 7-дюйм форм-факторе.

Между тем 4,3-дюйм моделей в продаже все меньше: пользователи считают их слишком маленькими и предпочитают устройства с диагональю минимум в 5 дюймов. Повторяется ситуация двухлетней давности: тогда «под нож» попали 3,5-дюйм навигаторы, которые сегодня практически уже не представлены на российском рынке.

Кстати, о «гибридах» (навигаторах-регистраторах). Регистраторы сегодня являются вторыми по популярности после навигаторов портативными автомобильными гаджетами; более того, динамика роста рынка регистраторов значительно опережает динамику роста рынка навигаторов (в 2011-м году в России было продано не менее 200 тыс. регистраторов, на 100% больше, чем в 2010 г; прогноз роста на 2012 г. — до 1 млн штук или даже больше), и есть основания полагать, что в текущем году навигаторы-регистраторы будут представлены всеми крупными брендами, а доля подобных устройств в общем объеме продаж навигаторов достигнет, по самым скромным подсчетам, 10%.

Достоинства у навигаторов-регистраторов следующие: во-первых, одно устройство по умолчанию занимает меньше места на лобовом стекле, чем два (навигатор + регистратор), и, следовательно, обеспечивает лучший обзор водителю. Во-вторых, 5-дюйм «гибрид» с камерой стоит около 5 тыс. руб.; отдельный навигатор такого форм-фактора можно купить за 3,5 тысячи, а простенький HD-регистратор — за 2–2,5 тыс. руб., так что экономия налицо. Но и недостатков у этих автогаджетов класса «2 в 1» тоже хватает: во-первых, в большинстве «гибридов» нет микрофона, так что запись будет без звука. Во-вторых, чтобы камера была нацелена ровно на дорогу, устройство нельзя поворачивать экраном к водителю, что неудобно. В настоящее время навигаторы-регистраторы есть в линейках xDevice, teXet, Explay, Prestigio, Lexand и т. д.

Ситуация с навигаторами, поддерживающими и ГЛОНАСС и GPS, неоднозначная: они появились на рынке весной 2011 г. (пионерами стали марки Explay и Lexand), затем в течение года аналогичные модели выпустила еще полудюжина брендов, однако на сегодняшний день продажи «двухсистемных» навигаторов невелики — такая функциональность заложена примерно в одном из 26 продаваемых устройств (объем рынка в первой половине 2012 г., как уже говорилось выше, составил 680 тыс. навигаторов; из них 26 тысяч поддерживают ГЛОНАСС-устройства, а это 3,8% от общего объема). При этом некоторые преимущества у таких устройств все же есть. Например, согласно тесту газеты «Ведомости», в ряде случаев у «двухсистемников» меньше время «теплого» и «горячего» старта навигационной системы, меньше «уход» координаты, а также ниже вероятность потери сигналов от минимально необходимого количества спутников (четыре) в сложных условиях приема сигнала (в районах высотной застройки, каньонах, местах въезда-выезда из подземных парковок, туннелей и т. п.).


ОС Android и другие перспективы рынка

Наконец, приведем еще один любопытный тренд: на рубеже 2011–2012 гг. в продаже появились первые серийные навигаторы на платформе Android. Если углубиться в историю, то можно вспомнить, что самое первое такое устройство под брендом GlobusGPS появилось в продаже в начале 2010 г., но прошло незамеченным рынком из-за исчезающе малой популярности этой марки. В 2012-м же году в этом сегменте решили сыграть teXet и Prestigio.

Каковы преимущества Android-навигаторов? Например, возможность установки дополнительных приложений, интернет-серфинг, высокая скорость работы, обеспечиваемая процессорами с частотой до 1 ГГц (такой чип стоит в модели Prestigio GeoVision GV5500 Android). Для сравнения: самые быстрые навигаторы на операционной системе Windows CE 6.0 — модели Lexand серии STR — построены на процессорах с тактовой частотой 664 МГц. Впрочем, Android пока не занял ключевой позиции на рынке навигаторов, это случится, скорее всего, в течение ближайшей пары лет.

Хотя, быть может, в течение этих самых пары лет проникновение навигационных технологий в России достигнет заветных 60-70%, бурное развитие рынка навигаторов прекратится, а разработчикам станет не до инноваций и Android’а.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.