Зарубежная аналитика


Ольга Воронова,

зам. главного редактора

«Бестселлеров IT-рынка»


Широкополосные подключения продолжают победное шествие по миру, как фиксированные, так и мобильные. Так, в I квартале 2012 г. (Q1 12) мир перешагнул очередной рубеж в 600 млн линий фиксированной широкополосной связи. По данным аналитической компании Point Topic, на конец марта 2012 г. в мире было зафиксировано 612.6 млн линий фиксированной связи. Это соответствует росту на 2.7% за квартал и на 11.5% относительно Q1 2011. Рост в основном был обеспечен за счет добавления стран и рынков, где уровень проникновения связи по «широким» каналам еще не столь высокий, как развитых странах с насыщенной плотностью линий связи, и где соответственно отмечается быстрый начальный рост.

Даже рынки стран с колоссальным населением, таких как Китай и Индия, не бездонны, и исследование показывает, что во всех странах мира рынки вступают в новую фазу: каждая очередная покупка будет стимулироваться в основном переходом клиента к новому поставщику услуг.

На прошедшем летом этого года Форуме широкополосной связи (Broadband Forum) компания Point Topic представила много других интересных статистических данных.

Так, в географическом плане продолжает доминировать азиатский регион, все страны которого совокупно за квартал еще увеличили свою долю на 0.14%, которая на конец Q1 2012 достигла 42, 3% и в последующие квартал темпы роста предположительно только увеличатся. Это не означает, что в других регионах рынки растут хуже (хотя и этот момент присутствует), просто рынки в Европе, на которую приходится 29,4% глобального рынка) и особенно в Северной Америке (24,6%) более насыщены. На страны Ближнего Востока и Африки пока приходится доля лишь в 3,2%.


Технологии доступа

Технология DSL-доступа в глобальном масштабе пользуется наибольшей популярностью (см. рис. 1), и хотя в рассматриваемый период ее доля сократилась на 0.5%, должно пройти еще немало времени, пока доступ по медным проводникам уступит первенство другим технологиям.


Рис. 1. Структура мирового рынка линий фиксированной широкополосной связи по технологиям.


Доступ по кабелю занимает вторую позицию с долей 19,3%, и в большинстве регионов рост этой технологии даже превзошел ожидания аналитиков, особенно в Европе и на обоих американских континентах.

Однако самая перспективная на сегодняшний день технология доступа — это FTTx. Эффективность вложений с точки зрения операторов и существенное расширение канала по сравнению с DSL являются важнейшими преимуществами этой технологии. Количество FTTH-абонентов (Fiber-to-the-home, оптоволокно до дома, — технология, основанная на использовании оптоволоконного кабеля для подключений «последней мили» и ее гибридные комбинации с локальной сетью) растет с малой базы, но хорошими темпами, хотя на большинстве рынков таких линий пока еще мало.

Спутниковая и мобильная типы связи также набирают число частных подписчиков ускоренными темпами. Это отражает стремление потребителей иметь широкополосный доступ в том случае, когда под рукой нет доступа к связи по фиксированным каналам. Свою роль в росте абонентов по этим линиям также сыграл запуск в США и Европе спутников, работающих в частотном диапазоне Ka. Существенное увеличение ширины полосы с одновременным улучшением стоимостных показателей повысило спрос на эту технологию со стороны потребителей. Теоретически эта технология имеет широчайший потенциал при меньшей конкуренции, чем в области фиксированной связи.


Страновое распределение

По количеству подписчиков на доступ по фиксированным широкополосным каналам Китай оставил далеко позади все другие страны мира: к концу I квартала 2012 г. на него в глобальном масштабе приходилось 42.5% новых подключений. В результате на конец рассматриваемого периода в этой стране насчитывалось порядка 165 млн абонентов услуг, предоставляемых по широкополосным каналам связи (см. рис. 2).


Рис. 2. Топ-10 стран по количеству абонентов широкополосных линий связи в Q1 2012, в млн


В США в Q1 12 темпы роста увеличились, по сравнению с предшествующим кварталом количество подписчиков стало больше примерно на 0,5 млн. Такому успеху, главным образом, способствовали активные подключения по кабельным каналам.

В других странах из числа топ-10 отмечалась смешанная картина. В частности, в Германии, Великобритании, Бразилии и Южной Корее период Q1 2012 оказался более успешным, чем Q4 2011. В других же странах рост замедлился. Отрадно отметить, что Россия по количеству абонентов не только вошла в первую десятку, но даже уверенно обошла такие страны, как Великобритания, Южная Корея и Бразилия.

В то же время аналитики компании Point Topic с удивлением констатировали присутствие в топ-10 Италии. И они объясняют присутствие в десятке этой страны не столько ростом спроса на широкополосный доступ в ней, сколько тем, что застопорился рост в Индии, которая в результате в 2012 г. не смогла попасть в первую десятку. Трудности в Индии связаны с малым объемом развертываемых новых линий фиксированной связи, высокими затратами операторов в сравнении с их средним доходом и большими сложностями для провайдеров со стороны регуляторов.


Аналитическая компания Forrester Research также провела масштабные исследования уровня проникновения широкополосной связи по регионам и странам мира. По ее данным, за период с 2005-го по 2011 гг. количество абонентов широкополосного доступа в мире выросло более чем вдвое, хотя еще далеко не во всех странах достигнут уровень насыщения по online-подключениям. В то время как большинство потребителей в США, Европе и Китае регулярно пользуются Интернетом со своих ПК различных форматов, в Росси и Индии online-пользователей значительно меньше. Кроме того, аналитики отмечают, что в разных странах для доступа к Web потребители используют различные компьютерные устройства. По данным Forrester Research, глобальная online-аудитория на конец 2011 г. уже превысила 2 млрд человек.

На большинстве насыщенных рынков уровень online-проникновения взрослого населения (18+ лет) превышает 70%, а, например, в Италии и Бразилии этот показатель составил лишь 57%, в Индии еще значительно меньше (27%). Первой по этому показателю оказалась Австралия (94%), далее следуют три европейские страны: Нидерланды (93%), Швеция (88%) и Великобритания (82%). Затем — Канада ((80%), пятое место с показателем уровня проникновения 79% поделили США и Китай. Россия в этом рейтинге занимает 13-е место с показателем 55%, несколько отстав от Польши (59%) и Италии (57%).

Из числа домашних пользователей, подключенных к Интернету online, большинство подсоединены по широкополосным каналам: в Японии широкополосный выход в Сеть из дома имеют 94% взрослого населения, в Китае — 86%, в США примерно 84%, в Европе в среднем 81% (по семи основным странам). В России этот показатель составляет 65%, что чуть хуже, чем в Канаде (66%), но лучше, чем в Польше (64%).

В то же время в Мексике 43%, а в Индии — 20%, имеющих online-доступ, до сих пор используют dial-up-подключение, и только примерно одна треть имеют дома полноценный широкополосный доступ.

Количество людей, имеющих доступ в Интернет, в период с 2011-го по 2016 г. будет расти со среднегодовыми темпами 6.2%, но в развивающихся странах, в частности, странах BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) темпы роста, по прогнозу Forrester, будут значительно выше, а за последние пять лет все они более чем удвоили уровень проникновения online-подключения (см. рис. 3).


Рис. 3. Индекс роста уровня проникновения широкополосных подключений в разных странах мира за 2006-2011 гг.


Сколько подключенных гаджетов в активе?

Что касается компьютерных устройств, с которых осуществляется выход в Интернет, то, по данным Forrester Research, большинство online-потребителей подключаются с нескольких устройств — это и десктоп, и ноутбук (нетбук), и планшет, и смартфон. Так, в США одно устройство для выхода в Сеть имеют 35% пользователей от общего количества подключенных, у 33% для этих целей служат два устройства, 17% могут подключаться с трех различных устройств, еще 5% — с четырех разных устройств, и 1% имеют целых пять подключенных устройств (рис. 4). В Южной Корее это соотношение выглядит даже немного лучше: там у 4% подключенных есть возможность выхода в Интернет с пяти девайсов (рис. 4). В Китае картина примерно сходная с США, однако же там гораздо большая доля людей (16% против 9%) вообще не подключена к Интернету.

И по мере того как дешевые планшеты типа Kindle Fire в США наводняют рынок, количество пользователей, которые осуществляют доступ в Web с нескольких различных устройств, будет увеличиваться.


Рис. 4. Количество и структура устройств, с которых пользователи разных стран могут подключаться к Интернету.


Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.