Анализ товарного предложения на рынке ноутбуков-трансформеров
Дмитрий Шульгин,старший эксперт ITResearch
В настоящем обзоре рассматривается новый класс мобильных устройств, в целом именуемых компьютеры-трансформеры. За новым сектором стоит совершенно определенная идея, которая его и выделяет из общего ряда компьютерных гаджетов. Вот о ней в основном мы в этой статье и поговорим.
Распространение ноутбуков с поворотными сенсорными дисплеями (convertible) являлось явным ответом на давление планшетов. Точнее, это был даже не ответ, а некая попытка лобового столкновения. Эти устройства призваны дополнить привычные ноутбуки планшетными свойствами. Это был ответ на вопрос, чего не хватает ноутбукам, чтобы не терять рынок и продолжать радовать пользователя, уже вдохновленного новым типом гаджетов — планшетами. С другой стороны, хотелось бы решить проблемы с использованием планшетов в рабочих сценариях, т. е. использовать слабую сторону конкурирующего товара.
Сами convertible-устройства с сенсорными экранами как конструктив существовали спокон веку. Никогда ранее они не составляли значимой части рынка ноутбуков, но тем не менее в ассортименте всегда присутствовали. Часть данного наследия прошлого, кстати, осталась и в нашем сегодняшнем перечне — это дорогостоящие корпоративные модели. Плюс, иногда в линейках появлялись и потребительские трансформеры, скажем нетбуки, но, как правило, на рынке они не задерживались. (Исключение может составить разве что одна позиция, но она строго нишевая, и мы ее сегодня не коснемся. Это трансформерные решения, выполненные на базе Intel Classmate PC, — нетбуки с поворотным экраном, рассчитанные на поставки в сферу школьного образования. Такие решения до сих пор есть у некоторых российских компаний, скажем, iRu и Aquarius.) Короче говоря, базовые решения в области ноутбуков-трансформеров были. Не было только опорной идеи их распространения именно на массовом рынке.
С развитием ультрабуков — концепции, в числе прочего, не лишенной и «контрпланшетной» составляющей — компания Intel стала четко акцентироваться на дополнение решений сенсорным функционалом. В нотации к Ultarbooks™ на 2012 г. наличие сенсорного экрана было включено в разряд рекомендованных, а в 2013-м, под Haswell, — уже и обязательных. Совершенно понятно, что основная тому причина: конечно же, это запуск Windows 8, на который вся индустрия ПК и возлагала основные надежды. Итак, с одной стороны, появилась системная обвязка ультрабуков — энергоэффективные чипы, SSD и пр. В общем, возможности за приемлемые деньги создавать тонкие и легкие конструктивы для полноценных ПК. С другой стороны, — адаптация интерфейса базисной ОС к пальцевому вводу. Такое соединение просто не могло не вызвать появление convertible-устройств, совмещающих конструкцию планшета и ноутбука.
Но такие системы гибридизируют не только конструктивные свойства. Самое главное заключается в том, что трансформеры объединяют ультрамобильность планшета с возможностью работы с привычным набором деловых программ. Полноценное использование офисного софта, унаследованного набора контента (в смысле документов), прочих привычных бизнес-приложений. Это то, с чем так или иначе возникали проблемы на платформах iOS и Android, и с чем было крайне неудобно работать в бесклавиатурном формате.
Однако пока индустрия ждала подарка от Microsoft и анализировала первые шаги ультрабуков, шло время. И за это время планшеты из молодого бурно развивающегося кластера доросли по продажам до уровня ноутбуков, а к настоящему моменту уже и преодолели показатели продаж традиционных ПК. Это уже не просто новомодный гаджет, а полноценная опора всей компьютерной отрасли, по крайней мере не уступающая по силе десктопам с ноутбуками. И большинство компьютерных вендоров к этому моменту уже глубоко прониклись планшетной тематикой. А, проникшись, решили пойти уже не от ноутбуков, а, наоборот, от планшетов. Так родились гибридные detachable-устройства с отстегивающимся клавиатурным доком. Характерно, что док-станция в этом случае является просто дополнительным аксессуаром — вся начинка располагается в абсолютно автономном Tablet PC.
Тут важно понимать: посредством конструктивных опций и грамотного подбора приложений и web-сервисов умелый покупатель может, конечно, превратить планшет в полноценный рабочий инструмент. Но мы все-таки ведем речь о продуктах «из коробки», специально созданных производителем под определенные задачи и сценарии. А число таких устройств на рынке пока ограничено. Они-то и попали в наши таблицы.
Итак, рынок, в целом названный нами сегментом компьютеров-трансформеров, сформирован с двух сторон: ноутбуками, подвергнутыми «таблетизации», и наоборот, планшетами с опцией использования в классическом варианте ноутбука. Посмотрим, что же получилось в результате.
Трансформеры разных форм-факторов
Ниже даны пояснения обозначений форм-факторов устройств. Detach — detachable-устройства c отстегивающимся клавиатурным доком. Tablet+KB — вариант Detach-планшета с беспроводной клавиатурой, которая идет в стандартном комплекте поставки. (Последнее — опция, встречающаяся на рынке и у других производителей, но тут важно определенное позиционирование конкретно этих моделей.) Book — устройства с поворотным экраном, ось вращения которого расположена в горизонтальной плоскости, т. е. экран поворачивается на 360 гр. вокруг оси крепления. Route — привычное для ноутбуков-трансформеров шарнирное крепление, поворот экрана осуществляется по вертикальной оси вращения, экран в сложенном состоянии кладется на клавиатуру. В Slider экран задвигается на клавиатуру по боковым направляющим.
Чуть больше половины представленных моделей — Detach, остальные — Convertible. То есть на текущий момент с конструктивной точки зрения рынок разложился примерно поровну.
Convertible-устройства в подавляющем большинстве — это ультрабуки, они базируются на обвязке Intel Core, для них предназначенной. Пока это в абсолютном большинстве решения на базе процессоров поколения Ivy Bridge. Процессоры с архитектурой Haswell только готовятся захватить полки магазинов, но есть уверенность, что уже к середине осени это начнет активно проявляться.
С точки зрения конструкции пока нельзя сказать, какая оказывается наиболее оптимальной. Формально больше всего привычных Route, но это, видимо, действительно следствие того, что данная конструкции хорошо отработана.
Естественно, по общей комплектации формат Convertible как восходящий к ноутбукам более продвинут по комплектации. Здесь нет 10-дюйм устройств, размеры варьируются от 11 до 13 дюймов. Самым оригинальным решением, конечно же, здесь стоит признать серию Asus Taichi с двумя экранами на разных сторонах крышки.
Ну, а на уровне платформы понятно, что тут строго ОС Windows 8, ради поддержки которой, собственно, все и затевалось. Результат пока сложно назвать однозначно позитивным. Система принята достаточно холодно. Но это в общем-то объяснимо. Так происходит всегда, когда в одном решении надо объединить старое и новое.
Вот с Detach-вариантами положение более вариативное, а потому любопытное. По процессорной платформе здесь используется сразу несколько вариантов решения. Это и редкие здесь ультрабуки — Core U, и новый Core Y. Гораздо активнее Atom серии Z, процессор для сферы MID, как когда-то именовали эту сферу в Intel. Detach-устройства — пожалуй, первый прецедент, когда продукция Intel в секторе этих самых MID смогла прорваться сквозь заслоны архитектуры ARM. Да, Wintel с помощью Win8 все-таки прошла на этот рынок. Пусть нельзя сказать, что ворвалась, но попытка зачтена.
Конкуренцию Atom составляют старшие четырехъядерные варианты ARM-процессоров nVidia Tegra3. (У Dell также используется Snapdragon 64.) Android-варианты Detach есть только у Asus. Скажем прямо — назвать такое решение системой под рабочие задачи довольно сложно. Все-таки Android и его приложения — это не MS Office cо многих точек зрения.
И под «родную» для планшетов архитектуру компания Microsoft выпустила ОС Windows 8 RT. Песня эта невеселая, особенно запев. Штурмовым продуктом в данном классе должен был стать Microsoft Surface. Кто-то ожидал бума. Вендоры беспокоились на предмет потенциальной конкуренции со стороны поставщика ОС. Но продукт не пошел; сейчас это уже можно сказать вполне определенно. Вопрос сейчас только в одном: то было непринятие конкретного продукта или платформы Windows RT в целом? Что ж, спросим об этом в будущем у Asus и Dell — единственных вендоров, отважившихся на данный момент предложить свои решения на этой базе.
Некоторые итоги
В целом же можно сказать, что после первого запуска концепции компьютеров-трансформеров определились основные подходы: это платформа ультрабуков для convertible-устройств и платформа Atom Z для устройств Detach. Первые функциональней, больше и тяжелей — т. е. ближе к ноутбукам, вторые легче, изящнее и ориентированы главным образом на планшетные сценарии, точнее, планшетами-то и являются, но с возможностями Windows 8 по поддержке рабочих задач. Остальные варианты пока себя не показали. Видимо, основное развитие кластера в этих направлениях и будет происходить. Intel переведет старшие системы на Haswell, Atom прейдет на Silvermont. Вопрос, как в эту сферу впишется серия Core Y — пока это не очень понятно, но, вероятно, как старший по отношению к Atom вариант. Кстати, сегодня аналогичное по позиционированию решение есть и у AMD — экономичные процессоры Kabini.
Главный герой
Что же касается «главного героя» данного материала, а на самом деле им является Microsoft, хотелось бы высказать такое мнение. Да, Win8 — не идеал. Да, многое в этой системе оставляет ощущение, что «очень спешили». Но это — первая проба пера. И с теми темпами, которые со старта набрали планшеты конкурентов спешить очевидно стоило. Программный слой обновляется, система обрастает тысячами новых приложений.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.