Анализ товарного предложения на рынке настольных лазерных МФУ
Владимир Миронос,ведущий эксперт ITResearch
Лазерные многофункциональные устройства в прошлом году по продажам впервые обогнали традиционные лазерные принтеры, а по итогам первого полугодия 2013 г., в условиях общей стагнации рынка печатающих устройств, этот сегмент оказался единственным, динамика продаж в котором сохранилась положительной.
Вместе с ростом популярности у домашних пользователей лазерные МФУ увеличивают свою долю в установленной базе печатающих устройств и в организациях, становясь основным элементом инфраструктуры печати, причем их роль состоит не только и не столько в рационализации парка офисного оборудования (включая сокращение числа его единиц) или экономией места на рабочем столе. Основное их преимущество заключается в возможности комплексной обработки документов и интеграции с системами автоматизации бизнес-процессов, основанных на документопотоках. Развитие систем электронного документооборота предъявляет все более жесткие требования к устройствам — посредниками между бумажным и цифровым форматом информационных материалов. И, хотя ввиду уже имеющегося большого разнообразия предлагаемых на рынке продуктов выбор потребителей за последний год увеличился незначительно (со 180 до 190 моделей), номенклатура устройств продолжала активно обновляться.
Основные тренды в развитии продуктового предложения этого сегмента не претерпели каких-либо существенных изменений. Прежде всего, это рост производительности монохромных устройств и интенсивное обновление цветного сегмента. На модели со скоростью печати и копирования свыше 30 стр./мин и цветные МФУ пришлось свыше 80% из полусотни новых продуктов, выпущенных на рынок с середины прошлого года.
В функциональном отношении продолжился сдвиг в сторону моделей, штатно или опционально оснащенных проводным факсом, модулями дуплексной печати и реверсивными автоподатчиками. В новых моделях используются более совершенные блоки сканирования, как в плане скорости и качества оцифровки, так и последующей обработки и транспортировки материалов (в частности, увеличилось число моделей МФУ с возможностью сетевого сканирования). Более удобными и интерактивными стали средства управления и контроля устройств на основе сенсорных ЖК-панелей, которыми теперь оснащаются не только модели старшего ценового класса. Практически все новые продукты поддерживают облачные технологии, а некоторые из них — и прямую печать с мобильных устройств.
На перераспределение рынка лазерных устройств в пользу МФУ продолжает влиять и постояннодействующий фактор снижения цен. Как уже отмечалось ранее, в этот процесс вносят свой вклад как «регулярная» ценовая эрозия, т. е. устойчивое снижение цены на протяжении всего жизненного цикла моделей на рынке, так и ценовая политика вендоров при обновлении линеек.
Так, при замене старых моделей на новые, более производительные или функциональные, уровень цен во многих случаях сохраняется, а иногда прежний ценовой ориентир даже понижается (см. рисунок).
Динамика цен в различных категориях лазерных МФУ (Q2’2013/Q2/2012).
Этот маркетинговый ход используется производителем для активизации спроса на свои продукты (в том числе и за счет возможности без открытого демпингования назначить продукту более низкую цену).
Монохромные МФУ
В самой нижней категории монохромных устройств производительностью до 20 стр./мин предложение заметно расширилось за счет нескольких новых моделей компаний Brother и Panasonic, возвращения после небольшого перерыва в этот подсегмент рынка продуктов Kyocera, а также появления МФУ с новой торговой маркой Pantum.
Совсем недавно компания Brother начала продвижение четырех новых монохромных МФУ начального уровня, в том числе первых в своей линейке персональных моделей с факсом MFC-1810 и MFC-1815. В новинках используется более надежный механизм транспортировки, предотвращающий замятие бумаги, а за счет целенаправленной минимизации ряда параметров (в частности, меньшей, чем у предшествующих персональных моделей вендора, емкости входных лотков и картриджей) удалось заметно снизить стоимость устройств.
В начале текущего года, после небольшого перерыва, в нижний подсегмент вернулись продукты компании Kyocera. Модели FS-1020mfp и 1120mfp (с факсом) производительностью 20 стр./мин позиционируются вендором как персональные устройства. К их особенностям относятся компактные размеры (причем в нерабочем режиме дополнительное место экономится за счет складной кассеты входного лотка), а также режим работы с пониженным уровнем шума, который включается специальной кнопкой на передней панели (при этом, правда, несколько снижается производительность устройств). Такими же качествами обладают и новые МФУ FS-1025/1125mfp производительностью 25 стр./мин, штатно оснащенные дуплексом и сетевым интерфейсом, которые могут использоваться и в качестве персональных устройств, и в небольших рабочих группах. Следует отметить, что эти модели (в рамках заявленной вендором новой стратегии) специально ориентированы производителем на рынки России и других европейских стран, не входящих в ЕС. Вернее, такая дифференциация рынков касается не столько самих устройств, сколько условий их комплектации и продажи.
Уже во второй половине года в сегмент лазерных МФУ вывел свои продукты новый вендор Pantum. Принтеры с этой торговой маркой появились на российском рынке годом раньше, и китайский производитель постепенно наращивает свою линейку лазерных устройств. Как и новые модели Brother, МФУ Pantum M5000 и M6000 находятся в самой нижней части ценового диапазона и при достаточно высокой для этой группы производительности — 16 и 20 стр./мин соответственно — обладают только базовой функциональностью.
Еще одной новинкой в нижнем подсегменте рынка стала модель компании Panasonic, дополнившей свою линейку персональных МФУ сетевым устройством KX-MB1536, ориентированном на небольшие рабочие группы, с увеличенной до трех лет гарантией. Для нового устройства Panasonic предлагаются картриджи повышенной емкости на 2500 страниц, что встречается далеко не у всех персональных МФУ.
В отличие от подсегмента персональных устройств в категории МФУ для малых рабочих групп (производительностью 21–30 стр./мин) общее товарное предложение за последний год немного сократилось. Помимо упомянутых выше моделей Kyocera, в этой группе были представлены новые продукты компаний Canon, Ricoh и Samsung, однако большая их часть пошла на замену устройств предыдущего поколения, и количественно они не смогли скомпенсировать сошедшие с рынка продукты.
Canon проводит замену своих флагманских семейств офисных устройств i-Sensys MF44хх/MF45хх на более экономичные и удобные в использовании модели серии MF47хх и MF48хх. Обладая такой же производительностью, новые устройства оснащены рядом дополнительных функций, в частности, возможностью задавать режим работы с пониженным уровнем шума или проводить сканирование на любой из двух компьютеров, подключенных к сети. Кроме того, в новых устройствах появились конфигурации с беспроводным интерфейсом Wi-Fi, которым раньше были оснащены только некоторые более производительные монохромные и цветные модели вендора.
Начатое годом раньше наступление на домашний и малый офис продолжила компания Ricoh, выпустив второе бюджетное семейство моделей Aficio SP 202sn/SP 203sfn, ориентированных на небольшие рабочие группы. По сравнению с предыдущими персональными устройствами серии Aficio SP 100 новинки имеют почти вдвое более высокую скорость печати (22 стр./мин), штатно оснащены сетевым интерфейсом и обладают повышенными ресурсными характеристиками. При этом по своей стоимости они являются одними из самых привлекательных в сегменте.
Первые модели новой серии (в обозначении вендора Xpress) начала выводить компания Samsung. МФУ SL-M2870 заменяют 28-страничные модели предыдущего поколения и отличаются от них лучшим качеством печати, более мощным контроллером на базе двухъядерного процессора, а также поддержкой функции Wi-Fi Direct. Вендор обновил и верхнюю часть своей линейки монохромных МФУ, выпустив модели серии Xpress Pro, ориентированных преимущественно на корпоративных потребителей. В МФУ SL-M3870/M4070 производительностью 38 и 40 стр./мин реализована поддержка режимов централизованного контроля и администрирования, а также основных технологий защиты информации, включая функцию Secure Print и цифровую клавиатуру.
Помимо корейского вендора, новые высокопроизводительные устройства вывели на рынок компании Brother, в портфеле которой теперь четыре настольных МФУ, ориентированных на корпоративных потребителей, а также Oki, выпустившая свою самую быструю модель MB491 со скоростью печати и копирования до 40 стр./мин.
Компания HP заполнила пробел в своей линейке монохромных устройств для средних и больших рабочих групп: модель LaserJet MFP M521 заняла промежуточное положение по цене между 33-страничным МФУ LaserJet MFP M425 стоимостью порядка 650 долл. и 40-страничным LaserJet MFP M525 с ценой более 2000 долл., она предназначена не только для рабочих групп в корпоративном сегменте, но и для небольших организаций.
Почти половина новинок в скоростном сегменте приходится на продукты Lexmark. После официального заявления в конце прошлого года о прекращении разработки и производства струйных печатающих устройств компания сконцентрировала усилия на лазерном направлении. Уже в текущем году вендор провел масштабное обновление своих линеек лазерных принтеров и МФУ (всего несколько десятков моделей и их модификаций), причем основной акцент в продуктовой политике сделан на высокопроизводительных офисных устройствах формата А4 для рабочих групп в секторе SMB и корпоративных потребителей. В сегменте монохромных МФУ в середине года появилось семь моделей из новых семейств MX300/400/500/600/700/800 производительностью от 33 до 66 стр./мин, перекрывающих по своим возможностям потребности всех основных групп пользователей в офисах. Почти все они являются полнофункциональными устройствами, выполняющими операции печати, копирования, сканирования и отправки/получения факсов.
Цветные МФУ
Довольно медленное, но устойчивое продвижение цвета в офис сопровождается повышением требований и к производительности, и к функциональности моделей, что проявляется и в продуктовой политике всех основных вендоров. На ослабление интереса к медленным четырехпроходным устройствам указывает тот факт, что все появившиеся за последний год на рынке модели выполнены по однопроходной технологии, причем новые устройства нижнего скоростного уровня уже не так сильно отличаются от них по цене.
Из двух десятков новых продуктов большинство ориентировано на небольшие рабочие группы (в линейках Brother, Canon, Kyocera и Oki), но среди них есть и высокопроизводительные корпоративные модели (у Hewlett-Packard, Lexmark, Xerox).
Линейка цветных МФУ Brother пополнилась двумя новыми моделям DCP-9020cdw и MFC-9330cdw, обеспечивающими более высокую производительность и качество печати по сравнению с предыдущими светодиодными устройствами вендора. Кроме того, в них используются более емкие картриджи, что повышает экономичность печати.
Значительно возросла скорость цветной печати/копирования моделей начального уровня от Canon и Hewlett-Packard. У первого из вендоров, как и в монохромном сегменте, происходит постепенная замена МФУ предыдущих семейств MF80хх/MF83xx на новые модели серий MF82хх/MF85xx, при этом минимальная скорость цветной печати возросла с 8 до 14 стр./мин. Такая же 14-страничная модель LaserJet Color MFP M276 играет теперь роль модели начального уровня и в цветной линейке Hewlett-Packard.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.