Тренды на российском рынке смартфонов первой половины года
Марина Рожкова, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка»
При этом 2013-й год можно с уверенностью назвать годом «смерти» мобильных телефонов (т. е. не смартфонов) с сенсорными экранами. Еще в прошлом году такие решения присутствовали в линейках ряда крупных компаний — например, Samsung, LG и пр., а сегодня уже подавляющее большинство производителей полностью перешли на смартфоны. Во многом именно этим объясняется снижение доли ценового сегмента «от 2 до 6 тыс. руб.»: аппараты с такими ценниками в первой половине 2013 г. занимали 34% рынка против 40% в первой половине 2012-го. Дело в том, что в прошлом году в продаже было довольно много аппаратов без открытой операционной системы (читай — без Android), но с сенсорными экранами. Теперь их стало гораздо меньше; это место занимают ультрабюджетные смартфоны с аналогичными ценниками, однако процесс исчезновения сенсорных мобильников идет чуть быстрее процесса появления дешевых «умнофонов».
Доля сегмента «до 2 тыс. руб.» тоже уменьшилась, но незначительно, — с 39 до 37%. В нем балом правят Nokia и Samsung со своими кнопочными телефонами класса «звонилка и ничего больше». Сегменты «от 6 до 10 тыс. руб.», «от 10 до 14 тыс. руб.» и «свыше 14 тыс. руб.» выросли с 12 до 13%, с 5 до 7% и с 4 до 9% соответственно. Рост сегмента топовых смартфонов, стоимость которых оценивается более чем в 14 тыс. руб., объясняется достаточно просто: их выпускают только компании первого эшелона (А-бренды) с мировым именем, но благодаря деятельности локальных российских марок они оказались практически вытесненными из среднего сегмента — от «6 до 10 тыс. руб.». Вот крупнейшие производители и «включили» активную рекламную поддержку своих топовых аппаратов, сфокусировав на них все усилия на российском рынке. В сегменте «от 10 до 14 тыс. руб.» все идет к тому же: в 2013 г. локальные марки вместе с иностранными брендами второго эшелона в нем весьма активны, что приводит к ослаблению позиций марок класса «А». Так, в августе 2013 г. в продаже появились Highscreen Alpha R и Alcatel One Touch Idol X; обе модели стоят 13 тыс. руб. и при этом обладают экранами с разрешением Full HD. К тому же эти продукты еще комплектуется двумя батареями суммарной емкостью 6 000 мАч, которые обеспечивают до недели автономной работы. Компании первого эшелона — Samsung, LG, Nokia и т. д. — не способны предложить такую функциональность и за 18, и даже за 20 тыс. руб.
Между тем доля продаж Samsung «просела» с 42 до 31%, у Sony доля упала с 9 до 8%, а у Nokia — с 27 до 15%. В этом «виноваты» как раз марки второго эшелона, которые научились выпускать качественные и недорогие модели смартфонов, противостоять которым решениям производителей с мировым именем становится все труднее. Марки второго эшелона сегодня выступают главными инноваторами на рынке смартфонов младшего и среднего уровней: они внедряют здесь те технические решения, к которым А-бренды придут в соответствующем ценовом сегменте только через полгода-год.
Ключевой тренд рынка смартфонов — появление многоядерных процессоров в бюджетных аппаратах. Для чего нужны эти самые ядра? Для работы сложных приложений, для экономии энергии аккумулятора, для лучшей совместимости с играми.
Еще один важный тренд — попытка увеличить время автономной работы смартфонов под управлением Android. Дело в том, что данная операционная система весьма «прожорлива», и поэтому среднестатистический Android-фон работает на одном заряде батареи не более полутора-двух дней. Нельзя не отметить подход, который реализовала в своем флагманском смартфоне Galaxy S4 компания Samsung: в этой модели установлен 8-ядерный процессор, в котором 4 ядра — очень мощные, а 4 — весьма экономичные. Первые включаются при просмотре видео, в играх и при решении прочих сложных задач; вторые же работают в режиме ожидания, а также тогда, когда запущены «легкие» приложения. В итоге Galaxy S4 нужно подзаряжать раз в два дня — и это отменный результат для флагманского смартфона с Full HD-экраном (норма для таких моделей — меньше суток). Однако такие 8-ядерные процессоры слишком дороги для бюджетных аппаратов, и поэтому в них проблема энергопотребления решается иначе.
Нормой для недорогих смартфонов стала и поддержка двух SIM-карт: если в прошлом году такая опция была реализована примерно в четверти моделей стоимостью до 14 тыс. руб., то теперь — чуть ли не в половине. Более того, на подходе смартфоны на платформе Android с тремя гнездами для «симок»: соответствующее решение уже разработано инженерами тайваньской компании MediaTek и, согласно неофициальным данным, оно пойдет в серию до конца 2013 г. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить: первым такой аппарат на российский рынок выведет именно какой-нибудь локальный бренд. Марки класса «А» тоже могут «подтянуться», но гораздо позднее.
С SIM-картами связан еще один важный момент. Как известно, в подавляющем большинстве смартфонов с двумя гнездами для «симок» установлен только один радиомодуль. Это значит, что во время разговора с помощью одной карточки вторая оказывается вне зоны доступа. Ранее на рынке был ряд кнопочных телефонов с двумя радиомодулями, однако затем разработчики от такой схемы отказались. Вероятнее всего, связано это с популяризацией ОС Android: как уже говорилось выше, данная платформа весьма «прожорлива», и если бы инженеры оснастили смартфон на основе старых ее версий двумя модулями связи, он гарантированно работал бы меньше суток. В 2013-м ситуация изменилась: в модели HTC One Dual SIM установлено как раз два радиомодуля, в HTC Desire 600 Dual SIM — тоже. Правда, стоят они 30 и 16 тыс. руб. соответственно, так что пока эта опция является прерогативой довольно дорогих моделей. Однако логично предположить, что со временем двухмодульная схема доберется и до «бюджетников».
В миниатюре
Еще один тренд, который затрагивает, прежде всего, крупные международные компании, — выпуск уменьшенных версий флагманских смартфонов с суффиксом Mini в названии. Причины таких попыток достаточно просты: в последние годы диагонали экранов росли исключительно «вверх». Однако сейчас они добрались до предела: 5 дюймов — это уже многовато для большинства пользователей, а ведь есть на рынке и 5,5-, и 5,7-, и даже 6,4-дюйм «фаблеты» («смартфонопланшеты», «плафоны»). Так что выпуск mini-версий с диагональю 4,3–4,5 дюйма выглядит вполне оправданным. Правда, вместе с уменьшением размеров они теряют и большинство других характеристик — так, в плане «железа» тот же Samsung Galaxy S4 Mini имеет мало общего с Galaxy S4.
Фаблеты или смартфонопланшеты
Выпуск «фаблетов» — это тоже важный тренд, который пока не собирается угасать. Пока на этом поприще все рекорды побила Sony с ее огромным 6,4-дюйм Xperia Z Ultra. Пользоваться им как телефоном практически нереально, нужна беспроводная гарнитура. Зато этот аппарат вполне подойдет для временной замены планшетного компьютера. Samsung тоже вовсю занимается «смартфонопланшетами»: достаточно вспомнить 6,3-дюйм модель Galaxy Mega 6.3. Есть подобные устройства и в портфолио других марок, в том числе и российских. Однако на деле «черта комфортности» проходит где-то на уровне 5,5–5,7 дюйма: именно такая диагональ не мешает использованию телефона по прямому назначению и нравится пользователям, что и доказывают многомиллионные продажи Samsung Galaxy Note II.
Получают также развитие и так называемые защищенные смартфоны. Такое решение есть, например, в линейке Samsung — речь идет о модели Galaxy S4 Active, соответствующей стандарту IP67. Это значит, что модель полностью защищена от пыли и может провести до получаса под водой на глубине до метра без ущерба для работоспособности. Все бы хорошо, но по характеристикам (экран, камера) этот аппарат уступает обычному Galaxy S4, а стоит он 25 тыс. руб. Между тем подобные смартфоны—"тракторы" обычно покупаются на роль второй (отпускной/походной/дачной) трубки, и для многих пользователей возможности Galaxy S4 Active будут избыточными, а цена — слишком высокой. И вот здесь на первый план снова выходят локальные российские бренды, которые предлагают смартфоны с аналогичным уровнем защиты (IP67) и гораздо более демократичным ценником. В частности, стоит отметить уcилия питерского бренда teXet, в линейке которого начитываются уже три «джипофона» на базе Android — TM-3200R, RM-3204R и X-driver. Последний при цене в 10 500 руб. и вовсе соответствует стандарту IP68, который предполагает возможность длительных (более часа) погружений в воду на глубину более метра. А-бренды пока ничего подобного не предлагают.
Система Windows Phone (WP) продолжает оказывать слабое влияние на российский рынок. По данным «Евросети», за 1-й квартал 2013 г. доля платформы WP среди проданных смартфонов составила всего 6%. Годовой рост на 1%, скорее, объясняется стремительным сокращением доли моделей с системой Bada, разработанной Samsung. Компания Nokia продолжила «эволюционное» развитие линейки Lumia, выпустив с начала года ряд моделей с охватом широкого ценового диапазона. Так, в бюджетном сегменте присутствует Nokia Lumia 520 со средней ценой в 6 650 руб., далее по возрастающей расположились Nokia Lumia 625 (10 340 руб.), Lumia 720 (10 780 руб.) и флагманский Lumia 925 (18 520 руб.). Компания продолжает делать приоритетный акцент на фотографические возможности топовых аппаратов. Так, в Nokia Lumia 925 используется 8,7-Мп камера с технологией PureView и оптикой Carl Zeiss. Для того чтобы конкурировать с недорогими Android-смартфонами за 4-5 тыс. руб., Nokia обновила линейку Asha с моделями на одноименной платформе. Мнения аналитиков и обозревателей разнятся, зачастую новинки вроде Nokia Asha 501 или Nokia Asha 210 Dual причисляют лишь к категории «продвинутых» телефонов с сенсорным экраном.
К осени 2013 г. более-менее установилось представление об операторских смартфонах в российских реалиях. В то время как западные операторы предлагают флагманские смартфоны по дотационной цене с контрактом, в России ставка сделана на диаметрально противоположный сегмент «умных» телефонов. С апреля по сентябрь этого года «Мегафон», МТС и «Билайн» представили ультрабюджетные операторские смартфоны под управлением системы Android. «Мегафон» предлагает модель Login, который стоит 1 990 руб. Ценник носит исключительно маркетинговый характер, так как сопровождается обязательным использованием тарифного плана «Интернет XS». Точнее, при покупке Мегафон Login абонент должен сразу же внести предоплату за три месяца использования «Интернет XS» — 610 руб. Таким образом, общая сумма при покупке составляет 2 620 руб.
МТС не первый год увлечен брендированием смартфонов, в портфолио компании всего насчитывается 18 моделей (включая устаревшие и изъятые из продажи). Статус самого доступного на данный момент смартфона компании получил МТС 970. «Обычная» цена модели — 2 890 руб., если же воспользоваться акционным предложение, то устройство обойдется в 1 890 руб. плюс 500 руб. предоплаты за три месяца мобильного Интернета. В целом выходит чуть дешевле, чем у «Мегафона» — 2 390 руб.
Несколько иной путь выбрал «Вымпелком», который воспользовался подписанным в июле 2013 г. прямым дистрибуторским соглашением с Samsung. В результате в конце августа в салонах оператора появился Samsung GALAXY Pocket Neo за 990 руб. Такая цена «реальна», если одновременно заплатить за четыре месяца использования пакета «Все включено L» + Пакет ММS на 4 месяца" ценой 2 000 руб. Нынешние действия операторов можно рассматривать как долгосрочные инвестиции по росту спроса на смартфоны. Ведь, освоившись с моделями стартового уровня, многие абоненты наверняка захотят в будущем приобрести более дорогие и продвинутые аппараты.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.