Структура продаж на российском рынке ИБП
Василий Мочар, зам. директора ITResearch
Аналитическая компания ITResearch проводит ежеквартальные исследования данной отрасли с 2000 г. Поэтому мы обладаем информацией, позволяющей построить достоверные временные ряды за 14 лет, показывающие отчетливые тренды рынка ИБП. При этом интегральные показатели мы будем представлять с 2000 г., а структурные — с 2004 г, т. е. с того самого момента, как мы ввели современную сегментацию рынка, используемую нами до настоящего времени. (Первоначальная сегментация отличалась незначительно, но некоторые изменения все же были, поэтому для чистоты эксперимента будем делать именно так).
Интегральные тренды
В самом начале 2013 г. мы делали следующий прогноз: «наиболее вероятным сценарием будут нулевые темпы роста денежных показателей и примерно 7%-ное сокращение натуральных отгрузок». Однако с тех пор ситуация в экономике продолжила быстро ухудшаться, и этот «наиболее вероятный» прогноз, к большому сожалению, перешел в статус «крайне оптимистичного», с уже нулевыми шансами на реализацию. Рынок ИБП чрезвычайно эластичен по отношению к инвестиционному климату, поэтому, как и в 2009 г., внутриотраслевые факторы уступают внешним, коих сейчас много, причем большинство негативные.
Усложнение макроэкономической ситуации существенно отразилось на рынке ИБП. Всего за первое полугодие 2013 г. на российском рынке было продано 784 тыс. устройств на сумму 204 млн долл. В первом полугодии темпы снижения рынка составили 19% в штуках и 8% в деньгах, что намного хуже прогноза, хотя и не противоречит ему в аспекте ожидания различной динамики натуральных и денежных показателей.
Долговременный тренд натуральных показателей (рис. 1) показывает, что в штучном выражении российский рынок быстро рос до первого полугодия 2008 г., когда на нем было продано 1,25 млн ИБП. Это была высшая точка развития массового рынка, которая со 100%-ной вероятностью не повторится. После того как в первом полугодии 2009 г. рынок обвалился, последовала коррекция вверх, которая выдохлась в 2013 г. Сейчас сегмент массовых ИБП (а это 95% всего рынка ИБП в штуках) находится на уровнях даже несколько ниже 2005 г. Но если посмотреть, с каких показателей все это начиналось, то все выглядит не так уж ужасно. За 13 лет рынок учетверился, что в целом неплохо.
Рис. 1. Динамика российского рынка ИБП (в натуральном выражении), тыс. штук.
Денежные показатели рынка ИБП выглядят намного лучше (рис. 2). Цифры первой половины текущего года только немногим хуже прошлого года и даже 2008 г.! Можно считать, что по этим показателям рынок полностью восстановился, и если бы не внешние негативные факторы, мы увидели бы намного более привлекательные уровни. По сравнению же с 2000 г. в деньгах российский рынок ИБП вырос в 5,6 раза или на 460%, что довольно внушительно — среднегодовые темпы роста составили около 35%!
Рис. 2. Динамика российского рынка ИБП (в денежном выражении), млн долл.
Очевидно, что динамика натуральных и денежных показателей российского рынка ИБП ведет себя совершенно по-разному, указывая фактически на разные фазы жизненного цикла рынка. Если основываться на отгрузках в штуках, то рынок ИБП однозначно находится на фазе спада, а если в деньгах — то в намного более ранней стадии роста. Или же, в худшем случае, в подфазе «турбуленции», разграничивающей «рост» и «плато».
Когда же началось это расхождение показателей? Фактически это история всего нескольких последних лет (рис. 3). До этого, конечно же, полной корреляции динамики денежных и натуральных показателей не было, но до 2008 г. все отклонения не были долговременными, точнее, не представляли собой выраженных трендов. Но с началом выхода рынка из кризиса натуральные и денежные показатели ведут себя абсолютно по-разному, и о причинах этого мы подробно поговорим в следующем разделе.
Рис. 3. Изменение объема российского рынка ИБП по сравнению с уровнями первого полугодия 2000 г.
Еще одной интересной зависимостью является представление динамики российского рынка ИБП в виде графика изменения ежегодных темпов роста (рис. 4). В отличие от графика рис. 3 здесь представлены не суммарные темпы по сравнению с уровнем 2000 г., а именно темпы роста по сравнению с предыдущими годами.
Рис. 4. Изменение годовых темпов роста российского рынка ИБП.
Этот график позволяет уточнить вывод, сделанный чуть выше. Оказывается, денежные показатели начали вести себя лучше, чем натуральные, еще за два года до кризиса. Но вследствие того, что рынок ИБП в эти годы массированно рос по всем у фронту, данная зависимость была не очень заметной. Тем более, что в докризисном первом полугодии 2008 г. динамики натуральных и денежных показателей опять сравнялись.
После мощнейшего отскока в 2010 г. российский рынок ИБП демонстрирует планомерное сокращение темпов роста. Если в 2012 г. он еще вырос почти на 10% в штуках и на 15% в деньгах, то в текущем году мы видим негатив по обоим фронтам. И что-то подсказывает, что в ближайший год ситуация будет только усугубляться.
Структурные сдвиги
Наблюдаемая существенная разница в темпах роста натуральных и денежных показателей однозначно обусловлена продолжающимся сдвигом рынка в сторону тяжелых инфраструктурных решений (рис. 5). Следует отметить, что в 2013 г. сегмент On-line-ИБП наконец-то превысил в стоимостном выражении половину рынка, составив по итогам I полугодия 2013 г. 50,3%. Данный психологический барьер держался все время существования российского рынка ИБП.
Это сильный тренд, и можно предположить, что в течение ближайших трех лет доля On-line-ИБП увеличится еще на 10%. Затем темпы, скорее всего, немного снизятся. Метастабильной ситуацией для российского рынка мы считаем такую расстановку, когда примерно две трети рынка в деньгах будут контролироваться за счет тяжелого оборудования корпоративного предназначения, а оставшаяся треть — массовыми ИБП корпоративного и домашнего применения.
Рис. 5. Изменение доли ключевых сегментов российского рынка ИБП (в денежном выражении).
Причины этого тренда вполне очевидны: структура парка защищаемого оборудования кардинально меняется. Стационарные ПК быстро теряют свои позиции, акцент перемещается на мобильный рынок. За переносными компьютерами и смартфонами на заднем плане стоит огромнейшая сетевая и вычислительная инфраструктура, а также хранилища данных. Все эти комплексы (наиболее прижившееся название для них — ЦОД) существуют в различных ипостасях. Многие заказчики уходят в сторонние облака, другие же оставляют все у себя. В результате развиваются как коммерческие, так и корпоративные ЦОДы. Первые обычно достаточно крупные, вторые — самого различного масштаба: от Мега-ЦОДов до всего одной стойки.
Как результат, остаются востребованными On-line-ИБП всех мощностей (рис. 6). Аппараты мощностью свыше 10 кВА в целом увеличивают свою долю. Но устройства мощностью до 10 кВА также остаются достаточно популярными, с боем отдавая каждый процент рыночной доли.
Рис. 6. Динамика внутренней структуры сегмента On-line-ИБП (в денежном выражении).
Еще одним долговременным трендом, но касающимся сугубо сегмента массовых ИБП, является увеличение доли резервных устройств (рис. 7). Вплоть до 2007 г. их доля падала, что было связано в первую очередь с усилением компаний Ippon и Powercom, предлагавших доступные интерактивные устройства и успешно атаковавших компанию APC, в то время делавшую ставку в данном сегменте на off-line. Даже APC была вынуждена включиться в программу развития интерактивных ИБП, что также приводило к росту их доли.
Рис. 7. Изменение доли массовых сегментов российского рынка ИБП (в натуральном выражении).
На графике рис. 7 мы не приводим динамику сегмента On-line-ИБП, поскольку в натуральном выражении он составляет всего несколько процентов и сопоставление его в таком виде с массовыми ИБП непредставительно (в деньгах совсем иная картина, что и видно на рис. 5).
Обратимся к разработанному нами в свое время так называемому индексу технологической концентрации, который определяется как сумма квадратов рыночных долей основных технологических сегментов. Чем выше данный индекс, тем более рынок концентрирован около одного-двух сегментов, т. е. интенсивность конкуренции минимальна. Но чем более развит рынок, чем больше на нем альтернативных подходов, тем доля каждого сегмента будет меньше, и тем
Рис. 8. Динамика индекса технологической концентрации рынка ИБП.
На российском рынке ИБП индекс технологической концентрации все последние годы стабильно уменьшается (рис. 8), сигнализируя о выравнивании долей всех ключевых сегментов. (Фактически здесь агрегированы тренды из рис. 5,6 и 7.) Все это подтверждает, что технологическая структура российского рынка ИБП становится все более сложной и конкурентной. Этот тренд очень сильный и очевидно, что он будет продолжен даже при ожидаемых рыночных потрясениях.
Еще одной интересной зависимостью является планомерный рост средневзвешенной стоимости ИБП (рис. 9). До 2005 г. это показатель снижался, что было связано с выходом на российский рынок новых игроков, работающих в сегменте low-end, а также со взрывным ростом компьютерного рынка, требующего миллионы легких ИБП. Однако затем тренд был сломлен, и уже на протяжении восьми последних лет доминирует тенденция к «утяжелению» рынка, приводящая к росту средневзвешенной стоимости ИБП. За это время данный показатель удвоился!, и это еще не предел. Вследствие «пробуксовывания» сегмента массовых ИБП и неплохой ситуации на инфраструктурном фронте средневзвешенная стоимость ИБП еще прибавила и к лету 2013 г. достигла рекордной стоимости в 277 долл.
Рис. 9. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП, долл.
Вендоры
Говоря в данном обзоре о длительных трендах, нельзя обойти и тему конкурентной борьбы между ключевыми производителями. На заре двухтысячных конкурентная среда на рынке выглядела следующим образом: APC и все остальные. Но теперь ситуация выглядит иначе. APC by Schneider Electric по-прежнему является мощным игроком на российском рынке ИБП, который одинаково успешно работает как на массовом, так и на инфраструктурном фронте, но ее полное доминирование на рынке уже закончилось. И это абсолютно нормальный эволюционный процесс! На зрелом конкурентом рынке, с множеством потребительских сегментов, как раз ненормальной, нерыночной является ситуация доминирования одного игрока. Ни одна компания, как бы она хорошо ни работала, не может охватывать все рыночные ниши и всех клиентов.
Кром того, компания APC десять лет назад начала планомерно расширять свои компетенции на смежное к ИБП оборудование, используемое при построении критичных инфраструктур. Нельзя сказать, что компания потеряла темп на рынке «обычных» ИБП именно за счет смещения стратегического фокуса, но все же ориентация на рынок более прибыльных решений, а не коробочных продуктов, возымела свое действие. Кроме того, многим интеграторам хотелось продолжать быть ключевым звеном в проектах, самостоятельно формируя архитектуру и номенклатуру инфраструктуры. APC же предлагала все «из одного флакона», слишком сильно, на наш взгляд, привязывая к себе партнеров и перетягивая на себя основную прибавленную стоимость.
Также следует понимать, что с развитием рынка все большее число заказчиков становится цено-ориентированными, осознавая, что для определенного, достаточно широкого круга задач им достаточно использовать несложные унифицированные ИБП с как можно более низкой стоимостью. А желающих поработать в массовом сегменте с максимально доступным оборудованием всегда хватало. В первую очередь это Ippon и PowerCom, но кроме них ощутимые объемы продаж показывали также CyberPower и PowerMan. Все вместе они существенно потеснили APC, оставив за ней меньше трети рынка (в натуральном исчислении). Но даже такая ситуация, когда игрок из верхнего ценового диапазона контролирует такую значительную долю массового рынка, тоже является достаточно специфичной. Обычно на дорогое стандартное оборудование приходится меньшая часть рынка, так что здесь еще возможны дальнейшие движения по более равномерному распределению рынка.
Что же касается сегмента инфраструктурных ИБП, то здесь все очень далеко от унификации. Соответственно существует множество оборудования с существенно различающимися потребительскими характеристиками от достаточно большого количества игроков, включая APC by Schneider Electric. Здесь ее основными конкурентами являются другие компании: Delta Electronics, General Electric, Eaton, Emerson. И все это практически сопоставимые международные корпорации с многомиллиардными оборотами. Как только они освоились на нашем рынке и потекли инвестиции, нарастание конкуренции было неизбежно.
Рис. 10. Динамика индекса интенсивности конкуренции на рынке ИБП.
В результате всех этих процессов индекс интенсивности конкуренции (индекс Герфиндаля) продолжил свое падение (рис. 10). Это означает, что тенденция к выравниванию рыночных долей участников рынка и нарастанию интенсивности конкуренции следует своим путем. И этот тренд очень сильный. Конечно, если ударит еще более острая фаза кризиса, возможна ситуация, что временно вырвутся вперед самые финансово устойчивые компании, и интенсивность конкуренции уменьшится.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.