Структура продаж на российском рынке настольных ПК

Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch

Объем поставок на российском рынке настольных ПК в первом полугодии 2014 г. составил 1380 тыс. шт., что на 19,3% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Это очередное ухудшение динамических показателей (рис. 1). Год назад, напомним, темпы падения составляли 11,9%, и мы даже в прошлогодней статье задавались вопросом: не приостановилось ли обвальное падение сегмента настольных ПК?[1] К сожалению, нет.

Рис. 1. Годовая динамика сегмента настольных ПК.

При этом вклад десктопов в общий рынок ПК (без учета планшетов) продолжает нарастать (рис. 2). Достигнув минимума два года назад, их рыночная доля на текущий момент вернулась к уровню в 40%. Причина в том, что десктопы снижаются в объемах все же не так активно, как ноутбуки.

Рис. 2. Доля настольных ПК в натуральном выражении по отношению к ноутбукам.

Безусловно, для данного сегмента важнейшим является процесс обновления корпоративного парка. На сегодня это единственный определяющий фактор в сбыте десктопов. Домашний рынок настольных ПК крайне узок. Большинство же организаций давно оснащены компьютерами, и речь в основном может идти об обновлении устаревающей техники. Новые потребители здесь появляются лишь в момент создания новых организаций, а для этого в стране должен наблюдаться активный экономический рост, иначе затухание естественно. Либо должны присутствовать стимулы, детерминирующие процесс активной замены уже установленного парка.

С экономическим ростом дела в этом году обстояли, понятно, плохо. Некоторый внутренний стимул для замены оборудования все же присутствовал: это отказ Microsoft от поддержки Windows XP, что автоматически должно стимулировать потребителя к переходу на новые версии ОС и соответствующему обновлению «железа».

По первому полугодию сильного влияния этого фактора заметно не было. Надежды были больше на второе полугодие, когда осваиваются основные бюджеты госсектора и крупных предприятий. Но тут подоспела критическая девальвация национальной валюты. Это момент на самом деле весьма противоречивый. С одной стороны, на импортную продукцию растут цены, с другой — предприятия более охотно скидывают дешевеющие деньги. Мы все-таки надеемся, что критическое падение рубля в третьем-четвертом кварталах приведет к некоторой коррекции рынка вверх.

Рост AIO также прекратился

Самым интересным подсегментом настольного рынка в последнее время всегда считались компьютеры-моноблоки (AIO). Они активно набирали вес все последние годы, но с начала рецессии на рынке ПК стали испытывать те же проблемы, что и рынок полноразмерных ноутбуков. Доля моноблоков относительно десктопов традиционных форм-факторов сегодня перестала увеличиваться (см. рис. 3). Больше того, если в завершающем полугодии 2013 г. она достигала 14%, то в начале этого года снова опустилась до 12%.

Рис. 3. Доля подсегмента AIO среди всех десктопов.

Впрочем, отчаиваться рано. С раскруткой корпоративного рынка сегмент AIO должен ожить. Производители все более активно наращивают представленность моделей моноблоков делового плана, т. е. продукт, готовый к массовому внедрению на рабочие места, имеется практически у всех вендоров. Такие компьютеры не стали мэйнстримом просто в силу того, что клиент постоянно откладывает процесс обновления рабочих мест по вышеотмеченным обстоятельствам макроэкономического свойства. Но рано или поздно ситуация должна разрешиться.

Технологические предпосылки развития десктопов

С технологической точки зрения подспорье процессу оживления рынка десктопов также наличествует — имеется в виду платформа Intel Bay Trail. Десктопный вариант этой версии Atom был запущен в начале года и на конец второго квартала веса он еще не успел набрать. Но если посмотреть, что происходит с этой бюджетной платформой уже в третьем квартале на рынке ноутбуков[2], становится понятно, что перспективы, особенно как раз в сегментах моноблоков и неттопов, возникают здесь блестящие. Подобное решение фактически идеально в качестве рабочей офисной лошадки. Компьютер как сетевая консоль — неплохая роль для такого применения.

Если организации начнут массово осваивать бюджеты, то эта дешевая обвязка может сослужить хорошую службу для AIO и системных блоков малого форм-фактора. То есть перспективы отгрузок в натуральном выражении можно оценить позитивно. Правда, естественно, при существенном снижении маржинальности данного сегмента.

Вендоры

Лидером продаж десктопов по итогам полугодия традиционно оказалась компания HP. Вторую строчку уверенно заняла продолжающая наступать во всех направлениях Lenovo. Также в группу лидеров вошли компании DNS, Depo и Acer. Эта пятерка компаний продала 41% всех настольных ПК. По-прежнему сохраняется тренд увеличения доли зарубежных производителей на рынке ПК в России, она поступательно возрастает все последние годы (рис. 4).

Рис. 4. Доля зарубежных компаний на рынке настольных ПК.



[1] «Десктопы приостановили падение», «Бестселлеры IT-рынка», 2013, № 4, с.3.

[2] Подробнее о нем см. в статье «Меньше и дешевле» в этом номере на с....

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.