Структура продаж на рынке планшетов в первом полугодии 2014 года
Дмитрий Шульгин,
старший эксперт ITResearch
За первое полугодие 2014 г. в России было продано 3780 тыс. планшетов[1]. Впервые в недолгой истории данного сегмента — это снижение объемов продаж в годовом исчислении. Падение рынка в натуральном выражении составило 5,5%, а в деньгах продажи планшетов провалились и вовсе на 25%. И это после того, как еще год назад рынок имел трехзначные показатели роста (рис. 1).
Рис. 1. Годовая динамика рынка планшетов в натуральном выражении.
Рынок, столь быстро набравший обороты, не менее быстро успел перейти в стадию насыщения. С другой стороны, в традиционных сегментах ПК наблюдалась еще более явственная стагнация. Посмотрим, например, как все это происходило на фоне рынка ноутбуков (рис. 2).
Рис. 2. Доли планшетов разных типоразмеров и ноутбуков на рынке мобильных ПК.
Планшеты за два года отвоевали значительную долю у ноутов, но это завоевание довольно условно, поскольку они в большей и наиболее активно растущей своей части (к которой относятся 7-дюймовые устройства) совершенно не конкуренты ноутбукам. Если и говорить о механизме замещения, то речь должна идти в основном о полноразмерных планшетах — 10 дюймовых. А вот их объемы так и не стали соизмеримы с рынком ноутбуков. Причем как раз крупные планшеты и — это самый депрессивный подсегмент рынка Tablet PC (см. рис. 3).
Рис. 3. Динамика продаж планшетов разных типоразмеров в натуральном выражении (в тыс. шт.).
На рис. 3. видно, что, начиная с 2013 г., основным движителем рынка планшетов были малоразмерные категории — гаджеты форм-фактора 7 дюймов, предлагавшиеся по бросовой цене, а также набиравший силу промежуточный типоразмер 8–9 дюймов. Старший типоразмер уже в прошлом году был близок к стагнации, а в первом полугодии этого года так и просто обвалился. Его динамика в натуральном выражении составила минус 36%, что даже ниже, чем у ноутбуков (-33%).
Интересно, что происходящие в старшем типоразмере процессы накладываются на период раскрутки ключевой для этого подсегмента тематики — продвижения платформы Windows 8. В 2013 г. даже имелись предположения, что осторожность в этом сегменте связана с ожиданием выпуска моделей на этой ОС. Модели и вправду начали появляться, к концу полугодия их вклад в продажи планшетов с диагональю от 9,7 дюймов достиг 8%, вот только в плюс к рынку это не пошло. Вытянуть спрос на планшеты как таковые компаниям Microsoft и Intel явно не удалось, получилось лишь чуть подвинуть на снижающемся рынке платформы Android и iOS.
Младшие типоразмеры также сократили темпы роста, но хотя бы сохранили позитивную динамику на уровне 16–18% в натуральном выражении. В результате доля продаж устройств с экраном от 9,7 дюймов сократилась до 27%. А непотопляемый вследствие своей сверхбюджетности 7-дюймовый сектор вырос почти до половины рынка — 48%.
Рис. 4. Средневзвешенные цены на планшеты разных типоразмеров. (в тыс. руб.).
Несмотря на значительное ослабление национальной валюты в рассматриваемый период, рублевые цены продолжали агрессивно снижаться (рис. 4). Особенно это стало заметно во втором квартале, когда рынок осознал, что параметры спроса существенно изменились, и местами возникло затоваривание.
При этом в различных подсегментах рынка планшетов ценовая эрозия носила, пожалуй, разный внутренний смысл. Для того чтобы лучше понять суть этих процессов в каждом из случаев, следует взглянуть на такой момент, как концентрация рынка. Инструментом измерения тут может служить индекс Герфиндаля — сумма квадратов рыночных долей всех игроков в сегменте. Чем она меньше, тем выше уровень конкуренции. Согласно маркетинговой теории, критическим уровнем считается значение индекса 0,18 — от него и выше рынок считается неконкурентным; сильно выше — так и попросту монопольным. А ниже 0,12 — это уже, наоборот, уровень сверхконкуренции.
Рис. 5. Индекс Герфиндаля для планшетов различных типоразмеров.
На рис. 5 хорошо видно, что этот самый сверхконкурентный уровень на данный момент достигнут уже по всем массовым типоразмерам. Исключение составляет разве что сегмент планшетов с диагональю более 10 дюймов. Впрочем, и там конкурентная насыщенность увеличилась, главным образом за счет прихода новых игроков с Windows-устройствами.
А вот массовые сегменты по уровню концентрации оказались почти на одном уровне, и это — уровень перенасыщения. Младший типоразмер пребывал в этом состоянии давно — здесь всегда присутствовали десятки малых игроков. В последние кварталы здесь пошло даже некоторое формальное ослабление конкуренции, не столько по числу игроков, сколько вследствие снижения активности ряда крупных мейджоров относительно игроков группы noname, торгующих техникой по заведомо более низкой цене. В результате и средние цены понизились до какого-то уже совсем смешного уровня. Так, во втором квартале средневзвешенная цена на «семерку» составляла уже 4,6 тыс. руб., и даже гаджетом за 2500 руб. сегодня никого уже не удивишь.
Ведущие вендоры
В общем зачете по всем сегментам лидером рынка планшетов стала компания Explay, сместившая с пьедестала прежних лидеров — Samsung и Apple. И это очень показательно с точки зрения вышеописанных процессов, что пальма первенства досталась компании со средним индексом цен (API) менее 0,6 от среднерыночного. Также в пятерку лидеров вошли компании[2] Apple, Lenovo, Prestigio и Samsung. Вместе эти компании продали в первом полугодии 49% всех планшетов.
Если же говорить о происходящем на компьютерном рынке в целом, уныние наводит тот факт, что процесс насыщения захлестнул уже все секторы компьютерной сферы. Как ранее в ноутбуках, так теперь и в планшетах хоть как-то дышат разве что низкомаржинальные ультрабюджетные категории продуктов, подпитываемые новым спросом начинающих пользователей, впервые приходящих на рынок (в основном — юношество).
[1] Компания ITResearch относит к планшетам мобильные устройства с размером экрана 7 дюймов и выше.
[2] Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.