Анализ продуктового предложения Full HD-проекторов на российском рынке

Ромэна Мочар,

менеджер по развитию бизнеса,

ITResearch

Структурные сдвиги на рынке проекторов проходят непрерывно, и сразу по многим направлениям. Меняются пропорции между базовыми технологиями, растут яркость, контрастность и разрешение, снижается вес устройств, внедряется 3D, короткофокусность и ультракороткофокусность, светодиодная подсветка и синие лазеры, улучшается управляемость, повышается гибкость инсталляции, появляются 4K-аппараты... В этой ситуации очень сложно вычленить те параметры, которые могут иметь статус ключевых атрибутов, т. е. реально влиять на выбор клиентов.

Но, независимо от индивидуальных требований отдельных категорий заказчиков, всем пользователям от проекторов в первую очередь требуется как можно более качественное изображение. И здесь, без сомнения, во главе угла стоит базовое разрешение проектора, обеспечивающее возможность передачи более детализированной картинки. Это критично как при домашнем использовании устройства, при демонстрации кинофильмов, так и в бизнесе, причем во всех его сегментах.

Данная сентенция нуждается в некоторой расшифровке. Понятно, что мощные инсталляционные аппараты априори должны быть и лидерами по разрешению, что определяет как их максимальные потребительские характеристики, так и необходимую гибкость работы с различными источниками изображения. Но и у мобильных проекторов, используемых в первую очередь для проведения презентаций, вопросы сопряжения не менее важны. В частности, на сегодняшний момент практически все компьютеры и профессиональные дисплеи (в связке с которыми нередко используются проекторы) являются широкоформатными, что, по идее, накладывает такое же требование на формат изображения проекторов.

На рынке появляются варианты устройств с различным разрешениями, но самое интересное и рыночно привлекательное среди них сейчас — Full HD. В этом обзоре мы рассмотрим предпосылки к ускоренному внедрению данного рабочего разрешения на рынке, а также проанализируем основные тренды и текущее состояние продуктового предложения на российском рынке Full HD-проекторов.

Предпосылки к развитию сегмента Full HD

По данным аналитической компании ITResearch, рынок средств визуализации быстрыми темпами становится широкоформатным, причем на первый план выходит разрешение Full HD. Абсолютно подавляющая часть профессиональных дисплеев на данный момент уже имеет разрешение Full HD. Телевизоры также идут по этому пути, отставая не очень сильно. На рынке компьютерных мониторов продажи Full HD-моделей составляют уже две трети, а оставшиеся аппараты также практически все имеют широкий формат. На рынке ноутбуков (все 100% из них широкоформатные) сейчас около 9% продаж приходится на Full HD-устройства, и эта величина быстро растет. Даже на рынке планшетов и смартфонов, которые все чаще используются как источник сигнала для проекторов, широкоформатность доминирует: примерно 80% планшетов широкоформатные (а смартфоны так просто все), Full HD-экраны также внедряются ударными темпами.

Проекторы, будучи периферией, играют ведомую роль, и в своей тяжелой конкурентной борьбе с ЖК-панелями должны соответствовать технологическим трендам или по крайней мере не сильно от них отставать. Соответственно они также должны становиться широкоформатными. Но не только: на рынке просто не может быть единого типа решений. В частности, здесь исторически существовали два основных рабочих разрешения: SVGA (800×600) и XGA (1024×768). Первое использовалось для устройств базового уровня, второе — для более «продвинутых» аппаратов. Распространено было еще и разрешение SXGA+ (1400×1050) для самых старших проекторов, но на данный момент оно практически ушло с рынка. Стоит также напомнить, что SVGA в свое время занимало львиную долю рынка, но сейчас вытеснено на малоприбыльную периферию рынка, ориентированную на самых ценоориентированных и неприхотливых заказчиков.

В сегменте широкоформатных проекторов тоже должно быть как минимум две основные продуктовые группы, что мы и наблюдаем сейчас. Самый массовый сегмент обеспечен продажами Wide XGA-устройств (сюда мы относим разрешения 1280×720, 1280×800, 1366×768, основным из которых является второе). И такие устройства мы спокойно можем отнести к текущему мэйнстриму рынка проекторов.

Более продвинутый сегмент представлен аппаратами с разрешением Full HD. Интересно, что они «подмяли» под себя как верхнюю часть XGA-сегмента, так и практически весь сегмент SXGA+. В последнем, например, в 2009 г. было 20 моделей проекторов, сейчас же остались считанные единицы.

Со временем традиционные заказчики проекторов класса high end начнут переходить на 4К-аппараты, но пока такие устройства находятся только на этапе становления и о реальном рынке говорить не приходится, в отличие от Full HD-устройств, которые уже сейчас генерируют очень значимую часть рынка. По данным ITResearch, их доля в деньгах уже превысила 20%, в два раза обогнав долю SVGA-проекторов. Через несколько лет они неизбежно догонят и обгонят сегмент Wide XGA-аппаратов, и сами станут мейнстримом.

Чрезвычайно быстро растет и продуктовое предложение Full HD- проекторов. В 2009 г. уже можно было говорить, что продуктовое предложение таких устройств на российском рынке сложилось, но тогда это было всего несколько десятков устройств (см. рис. 1). Сейчас же это уже около 140 моделей, а такое число уже можно проанализировать статистически, чем мы и займемся в следующем разделе.

Рис. 1. Количество моделей проекторов с разрешением Full HD.

Текущее состояние продуктового предложения Full HD-проекторов

Развитие сегмента Full HD-проекторов в последние годы шло широким фронтом с охватом множества целевых рынков. Фактически такие аппараты представлены во всех целевых нишах, за исключением самого low-end. Естественно, это не могло не отражаться на диверсификации продуктового предложения. Если сравнить картину в 2009 г. и в 2014г. (см. рис. 2), хорошо видно, что раньше аппараты в основном были сконцентрированы в ценовом диапазоне от 3 до 5 тыс. долл. Здесь было представлено около 40% всех моделей. Еще по 15–20% моделей было представлено в диапазонах 2–3, 5–10 тыс. долл. и свыше 10 тыс. долл. Предложения дешевле 2 тыс. долл. были единичные.

В III квартале 2014 г. наблюдается уже намного более размытая картина, причем мы затрудняемся выделить какие-то «центры тяжести». Во-первых, заметно выросло предложение доступных по цене аппаратов. В диапазоне 1–2 тыс. долл. находятся четверть всех моделей рынка. Более того, вполне осязаемо и предложение доступных Full HD-моделей ценой до 1 тыс. долл.

Так же, как и на рынке в целом, «просел» средний ценовой диапазон (тот, на который раньше приходился максимум предложения), но резко увеличился диапазон дорогих проекторов. Из всего этого можно сделать вывод, что было бы серьезным преувеличением считать Full HD-проекторы только лишь «топовым» решением. Но вместе с тем они пока еще относятся к «старшей» части рынка: напоминаем, что, по данным ITResearch, средневзвешенная стоимость проекторов на российском рынке составляет около 1000 долл.

Рис. 2. Распределения Full HD-проекторов по ценовым диапазонам.

Безусловно, выделенные нами ценовые диапазоны четко коррелируют с классом представленного там оборудования. Существует однозначная зависимость веса и цены Full HD-проекторов (см. рис.3). Если в диапазоне до 1000 долл. представлены «малютки» по 2,5 кг, то средний вес в самой серьезной категории составляет около 20 кг. Кстати, само наличие сверхкомпактных и сверхдешевых Full HD-аппаратов свидетельствует о том, что технологические проблемы в основном решены, и устройство с таким разрешением может быть реализовано в каком угодно форм-факторе.

Рис. 3. Средний вес Full HD-проекторов в различных ценовых диапазонах.

С весом и ценой коррелирует также и средняя яркость, но здесь зависимость не настолько сильно выражена (см. рис.4).

Рис. 4. Средняя яркость Full HD-проекторов в различных ценовых диапазонах.

Существуют и очень существенные различия между продуктовой политикой ведущих игроков российского рынка проекторов в рассматриваемом сегменте. Очень показательна средняя стоимость Full HD-устройств (см. рис. 5), из которой следует, что есть две выраженные группы игроков.

Рис. 5. Средняя стоимость Full HD-проекторов ведущих вендоров.

У наиболее обширной группы компаний, включя Acer, BenQ, InFocus, Optoma, ViewSonic и Vivitek, Full HD-проекторы в среднем сосредоточены в ценовом диапазоне около 2 тыс. долл. Это означает, что перечисленные компании в основном фокусируются на относительно массовом рынке, в первую очередь на моделях для мобильных презентаций, домашних развлечений и кино.

Компании Epson, NEC, Panasonic и Sony предлагают намного более дорогие устройства. Основная сфера их применения — профессиональные инсталляции и домашние кинотеатры среднего и высокого уровня. Основные Full HD-модели и их характеристики приведены в таблице.

Таблица. Наиболее продаваемые Full HD-проекторы на российском рынке, Q3 2014.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.