Структура продаж на рынке периферийных устройств

Владимир Миронос,

ведущий эксперт ITResearch

Первое полугодие 2014 г. не принесло заметных положительных сдвигов на российском рынке hardcopy, скорее наоборот.

Лазерные принтеры, струйные устройства и планшетные сканеры прочно оставались на траектории падения и впервые к ним присоединились лазерные настольные МФУ (рис. 1). В качестве положительного момента можно отметить лишь небольшое улучшение ситуации в сегменте документ-сканеров, показывающее, что движение в сторону «цифрового офиса» пока еще продолжается.

Рис. 1 Динамика продаж периферийных устройств (H1’14/H1’13, %, в штуках).

Как уже отмечалось в предыдущих обзорах отечественного рынка hardcopy, основными причинами глубокого падения спроса стало ухудшение общеэкономического положения, особенно бизнес-климата в стране, а также неопределенность дальнейшего развития ситуации (которая в последнее время еще больше усилилась). В результате многие потребители отложили до лучших времен инвестиционные проекты и сократили до минимума закупочную активность.

Печатающие устройства

Коротко ситуацию на этом рынке в первом полугодии можно охарактеризовать фразой «печатающих устройств стали покупать еще меньше». Всего за этот период было продано 1,47 млн принтеров и настольных МФУ, что на 14,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (в первой половине 2013 г. темпы падения продаж были почти вдвое ниже). Денежный объем рынка сократился еще больше, на 22,6%, составив около 315 млн долл. Разница в динамике в основном связана с эрозией цен и изменением валютного курса (за год печатающие устройства потеряли в цене в среднем почти 10% в долларах). Влияние этих факторов оказалось сильнее, чем продолжающееся изменение структуры продаж в пользу более функциональных и дорогих устройств.

В сегменте лазерных печатающих устройств, несмотря на некоторое улучшение ситуации со спросом во втором квартале, падение продаж по сравнению с прошлым годом ускорилось и в целом за первую половину 2014 г. впервые выразилось двузначными цифрами. Общий объем рынка принтеров и настольных МФУ составил 1.07 млн шт., что на 11.9% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. В денежном выражении рынок сократился еще больше, на 17.8% (до 276 млн долл., что является самым низким показателем после кризисного 2009 г.).

Как и в прошлом году, падение продаж на лазерном рынке в основном вызвано снижением спроса на однофункциональные принтеры, где в минусе оказались все категории продуктов и, отчасти, дефицитом некоторых популярных продуктов в первом квартале. Последнее обстоятельство отрицательно сказалось на динамике продаж в самых массовых и наиболее востребованных подсегментах монохромных МФУ нижнего уровня производительности, что, собственно, и вызвало общий спад на рынке многофункциональников. В категории монохромных настольных МФУ со скоростью печати/копирования свыше 30 стр./мин рост продаж продолжился, хотя и не такими высокими темпами, как в прошлом году.

В первом полугодии перестали быть точкой роста лазерного рынка и цветные устройства. Суммарные продажи цветных принтеров и настольных МФУ впервые сократились, причем сразу почти на 10%. В сегменте цветных принтеров, испытывающих нарастающее давление со стороны МФУ, ослабление спроса отмечалось в отдельные периоды и раньше, поэтому весьма заметное падение продаж в первом и, особенно, во втором кварталах текущего года не явилось чем-то неожиданным. Также не вызывает удивления и изменение структуры продаж в пользу недорогих моделей начального уровня, что обычно происходит в периоды ослабления платежеспособного спроса. В первом полугодии вновь повысился интерес к бюджетным принтерам со скоростью цветной печати до 8 стр./мин, рыночная доля которых постепенно сокращалась. Эта категория продуктов, большинство которых составляют модели Canon, HP и Samsung, выполненные по четырехпроходной технологии, по-прежнему остается самой массовой на рынке цветных принтеров. Однако отмеченный в ней небольшой рост продаж оказался недостаточным для компенсации потерь в более скоростной группе моделей для небольших рабочих групп производительностью до 20 стр./мин. Почти на прошлогоднем уровне остались продажи полноцветных принтеров формата А3. Период активного роста в этом подсегменте рынка закончился еще пару лет назад, и с тех пор показатели первого полугодия остаются примерно на одном и том же уровне. Основной объем продаж здесь традиционно составляют продукты компаний[1]* HP, Oki и Xerox.

В сегменте цветных настольных МФУ, постепенно догонявших по объему продаж однофункциональные принтеры, темпы роста на протяжении последних трех лет оставались двузначными (по итогам 2013 г. рост превысил 20%). Но в первом полугодии 2014 г. впервые произошло хотя и небольшое, но снижение продаж цветных лазерных МФУ. Динамика этого сегмента поменяла знак, и во втором квартале сокращение продаж достигло 3.5% в штуках и 12% в деньгах по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (рис. 2).

Рис. 2. Изменение годовых темпов роста продаж цветных настольных МФУ (Q3’13 — Q2’14, %, в штуках).

Такое резкое изменение показателей вряд ли можно объяснить внезапным дефицитом платежеспособного спроса в корпоративном сегменте, поскольку в отдельных категориях совсем не дешевых устройств (высокопроизводительных цветных МФУ или упомянутых выше монохромных МФУ со скоростью печати/копирования свыше 30 стр./мин) продажи продолжали расти. Скорее, причиной стало временное снижение приоритетности цвета и соответствующая корректировка планов закупок у потребителей в массовом офисе и у розничных покупателей (после довольно активного периода в конце 2013 г.). Основные потери понесла нижняя категория цветных МФУ со скоростью печати до 20 стр./мин, где представлены модели для небольших рабочих групп и персонального использования. Частично спрос здесь переключился на цветные принтеры начального уровня, что, по-видимому, и способствовало увеличению продаж последних.

Тройку лидеров сегмента цветных МФУ в первом полугодии составили компании* HP, Samsung и Xerox, на долю которых пришлось около 90% всех проданных устройств. Первые два вендора, а также компания Canon составляют тройку лидеров и в целом на рынке лазерных устройств.

Основные тенденции в динамике и структуре струйного сегмента, отмеченные в обзоре рынка за 2013 г., сохранились и в первой половине текущего года. Спрос со стороны массового потребителя продолжал сокращаться, и связанные с этим высокие темпы снижения объема продаж по-прежнему выражались двузначными цифрами.

Всего за первые шесть месяцев 2014 г. было продано чуть больше 404 тыс. струйных принтеров и настольных МФУ, что на 21,3% меньше, чем годом раньше. Можно считать, что этим показателем был установлен «антирекорд» струйного сегмента, поскольку такого низкого полугодового объема продаж не было за последние 12 лет наблюдения за рынком компанией ITResearch.

Процесс замещения струйных принтеров на МФУ, замедление которого отмечалось в прошлом году, практически прекратился. В целом по рынку струйников настольные МФУ в первом полугодии составили три четверти всех проданных устройств, что примерно соответствует прошлогоднему показателю. Тем не менее в отдельных ценовых категориях количественное соотношение продаж двух типов устройств продолжало меняться. Здесь следует отметить увеличение доли струйных принтеров в ценовом классе 101–200 долл., где большую популярность у пользователей приобрели модели нового поколения, обеспечивающие экономичную печать. Прежде всего это касается бескартриджных принтеров семейства «фабрика печати» компании Epson, благодаря которым продажи в этом подсегменте струйного рынка за год возросли.

На прошлогоднем уровне сохранился спрос на принтеры и в следующей ценовой категории 201–300 долл., где также большая часть продаж пришлась на бескартриджные фотопринтеры Epson, а выполненные по той же технологии МФУ показали рост продаж настольных МФУ в этом же ценовом диапазоне (единственная точка роста рынка струйных многофункциональников в первом полугодии). Соответственно в ценовом подсегменте 201–300 долл. рыночная доля настольных МФУ немного увеличилась.

К положительным моментам можно отнести также повышение интереса пользователей к офисным струйникам. Пусть и не столь активно, как в предшествующий период, но все же продолжился рост продаж бизнес-моделей принтеров и МФУ формата А3, где представлены продукты трех основных вендоров Canon, Epson, HP, а также модели Brother. При небольшом объеме цветной печати они с успехом могут использоваться в качестве альтернативы значительно более дорогим цветным лазерным устройствам. Вполне успешно началось формирование и нового подсегмента «сверхскоростных» офисных струйных принтеров и МФУ формата А4, ориентированных на пользователей уже с большими объемами цветной и черно-белой печати. В настоящее время в нем представлены только продукты Hewlett-Packard, выполненные по технологии PageWide с неподвижной печатающей головкой. Благодаря высокой скорости (до 70 стр./мин) и экономичности печати они выигрывают по показателю цена/производительность у большинства моделей цветных лазерников.

Собственно, перечисленными выше несколькими продуктовыми группами, и ограничиваются «точки роста» струйного рынка. А основной «вклад» в общее его падение внесли модели принтеров и МФУ начального ценового уровня (до 100 долл.). В обоих классах устройств, как и в прошлом году, продажи сокращались быстрее, чем в целом по рынку, отражая общее падение интереса пользователей, прежде всего домашних, к дешевым устройствам, обладающим лишь базовыми возможностями. Более привлекательными для массового потребителя и соответственно более востребованными, становятся модели струйников с развитой функциональностью, способные печатать быстрее и дешевле, поддерживающие технологии облачной и мобильной печати. Такими продуктами расширяют свои линейки все производители, и они могут замедлить общее падение рынка струйников во второй половине года, более благоприятной с точки зрения спроса.

Благодаря популярности семейства «фабрика печати» компания Epson смогла существенно укрепить свои позиции на рынке струйных принтеров, обеспечив в первом полугодии более половины продаж. В сегменте струйных МФУ по-прежнему доминировали продукты компаний* Canon и HP, на долю которых пришлось около 80% всех проданных устройств.

Сканеры

Второй год подряд планшетные сканеры теряют своих покупателей, причем в первом полугодии 2014 г. темпы снижения продаж ускорились. Всего за этот период было продано около 70 тыс. устройств, что на 28% меньше, чем в первой половине 2013 г., причем наиболее глубокий спад был отмечен в начале года, а во втором квартале спрос несколько оживился. Довольно заметно изменилась структура продаж планшетных сканеров по разным ценовым категориям.

В отличие от тренда предыдущих лет, когда спрос на планшетные сканеры начального уровня снижался и более востребованными становились модели среднего и старшего ценового класса, в текущем году недорогие модели вновь стали доминирующей категорией на рынке. В количественном отношении их продажи сократились меньше всего — лишь на 3%, и, как видно из диаграммы (см. рис. 3), в первом полугодии доля моделей стоимостью до 100 долл. возросла до 70%.

Рис. 3. Динамика структуры рынка планшетных сканеров по ценовым категориям (H1’10 — H1’14, %, в штуках).

Отчасти это связано с эрозией цен и переходом некоторых моделей планшетников в более низкую ценовую категорию, однако глубокий спад в старших подсегментах объясняется также и снижением закупочной активности в корпоративном секторе, отмеченной еще в конце прошлого года. В частности, за последний год практически отсутствовали сколько-нибудь заметные по объему проектные или тендерные поставки офисных планшетных сканеров (особенно в ценовой категории 101–200 долл.), хотя в 2011–2012 гг. такие поставки наблюдались довольно регулярно. Снижение интереса у бизнес-пользователей к планшетным устройствам как инструменту оцифровки документов можно объяснить возрастанием объема сканируемых материалов, что делает планшетники менее удобными в использовании по сравнению с настольными МФУ или персональными документ-сканерами. И те, и другие могут обрабатывать документы в пакетном режиме и оснащаются программно-аппаратными средствами, повышающими надежность транспортировки носителя и облегчающими настройку и управление процессами оцифровки. Заметно сократились продажи и в самой старшей ценовой категории (свыше 500 долл.), в которой в предыдущий период спрос был достаточно стабильным. В ней сосредоточено большинство профессиональных фотосканеров и офисных моделей формата А3.

Обычно более устойчивый, чем в корпоративном сегменте, спрос на массовом рынке и в отчетном полугодии уменьшился ненамного, демонстрируя возросший интерес розничных покупателей к недорогим продуктам.

Объем рынка в денежном выражении сократился почти на треть, что определяется в основном именно структурными изменениями, поскольку интенсивность ценовой эрозии на рынке планшетных сканеров в целом была невысокой — в пределах 3–5%, а в некоторых категориях планшетников средняя розничная цена даже возросла.

В тройку лидеров рынка в первом полугодии, как и раньше, вошли компании* Canon, Epson и HP с суммарной долей в штуках около 90%.

После провального 2013 г., когда темпы падения продаж документ-сканеров исчислялись двузначными цифрами, показатели первых шести месяцев текущего года можно считать обнадеживающими. Всего за этот период было продано свыше 19,5 тыс. устройств, что на 4,2% больше, чем годом раньше (спад в первом полугодии 2013 г. был на уровне 12%). Основной точкой роста стала категория документ-сканеров начального уровня производительностью до 30 стр./мин, где присутствуют в основном модели для персонального использования. Также выросли и продажи высокоскоростных моделей для потоковой оцифровки документов, однако на общий количественный объем рынка они повлияли мало ввиду скромной рыночной доли (около 3% в штуках).

* Компании перечислены в алфавитном порядке.



[1] Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.