Структура продаж на российском рынке планшетных ПК
Дмитрий Шульгин,
старший эксперт ITResearch
По данным аналитической компании ITReserach, объем продаж на российском рынке планшетных ПК за 2014 г. составил 9,5 млн шт. Это чуть меньше, чем в 2013 г. — годовая динамика составила −0,5% в натуральном выражении. В рублевом же эквиваленте рынок сократился на 17%.
Рис. 1. Годовая динамика рынка планшетов по кварталам в 2013-14 гг.
На рис. 1. отражена динамика развития рынка, чрезвычайно бурная. Кажется, еще ни один рынок не показывал столь трамплинных скоростей снижения динамики: за два последних года она скатилась с трехзначных положительных до двузначных отрицательных величин. Насыщение рынка произошло в начале 2014 г., и продажи зафиксировались. Планшеты так бодро начали осваивать потребительский сектор, что сумели за очень короткий срок удовлетворить весь первичный спрос. При этом сущностей, способных сформировать вторичный спрос, т. е. стимулировать замену уже имеющегося парка, создано не было.
Дело, видимо, в том, что планшеты фактически сразу оказались в зоне сверхконкуренции, стимулировавшей ценовой спад и борьбу за торговые полки между десятками производителей, как локальных, так и международных. Особенно это касается единственной на сегодня точки роста — младших планшетов с 7-дюймовым экраном. Стоимость ринулась вниз, и потребитель фактически стал приходить уже просто на цену — еще бы нет, когда 7-8-дюймовое устройство стало стоить как бюджетный смартфон.
Посмотрим внимательнее на развитие российского рынка в 2014 г., которое иллюстрирует рис. 1. Упав до отрицательных величин в начале года, рынок медленно, но поступательно уходил в отрицательную область, а в конце года как будто выправился — в четвертом квартале впервые за год был показан небольшой рост, на 4% годовых в штуках. На самом деле ситуация была очень рискованная, но, как ни странно это прозвучит, помог кризис.
Несмотря на явно просевший в начале года спрос, сразу откорректировать товарную политику в отношении планшетов смогли не все вендоры. После печального первого полугодия поставки были возобновлены, несмотря на скопившиеся нераспроданные запасы. К высокому сезону в канале продаж скопился приличный «навес» продукции. Причем, что особенно важно, продукции, уже загруженной в розницу по старой цене. Резкий обвал рубля в четвертом квартале привел к тому, что население побежало скупать товар по старым ценам, что и позволило успешно распродать опасные стоки.
Можно сказать, рынку планшетов, резко впавшему в системную рецессию, связанную с насыщением, чудом удалось не попасть на проблемы с критическим затовариванием, как это произошло, например, с ноутбуками в конце 2012 г. Спустя два года с планшетами могло произойти то же самое, но девальвация национальной валюты подоспела как раз вовремя.
Это о ситуации в целом. Но на общем негативном фоне в разных типоразмерах процессы сбыта планшетов развиваются неравномерно (рис. 2).
Рис. 2. Отгрузки планшетов разных типоразмеров в 2011–2014 гг.
В 2014 г. продажи планшетов с диагональю экрана от 9,7 дюймов упали на 30% по отношению к предыдущему году. «Восьмерки» снизились на 7%. Рост наблюдался лишь по самым дешевым 7-дюймовым устройствам.
То, что единственной точкой роста оказывается именно сверхдешевое направление — самый явный показатель общего насыщения первичного спроса, при отсутствии должных поводов для формирования рынка замены. В сфере low-end всегда есть новый пользователь, впервые приходящий на рынок с минимальными требованиями — юношество, главным образом. Это поддерживает нижний ценовой подсегмент в тонусе, и он начинает превалировать над другими, где такой поддержки нет.
Но сегмент «семерок» также очевидно близок к насыщению. Его сегодня еще несколько спасает тот факт, что более миниатюрные устройства, фаблеты, вполне способные взять на себя функционал «семерок», по-прежнему стоят значительно дороже. Эти сегменты, хоть и имеют частичное сходство по сценариям использования, на сегодня по факту неконкурентны друг другу. Производители пытаются сохранить маржинальность фаблетов, отстраивая их от подешевевших до минимальных величин «семерок» с их сонмом производителей no-name. В ином случае мы, похоже, и здесь имели бы если не падение, то по крайней мере существенное сокращение динамики.
А более дорогие устройства (от 9,7 дюйма) и вовсе оказались товаром с ограниченным потенциалом роста. Этот подсегмент пришел к насыщению еще раньше. И вроде бы имел шансы обновиться и освоить новые ниши, например, уйти в область бизнес-применений. Заявка была в появлении моделей на Windows 8, ориентированных на рабочие сценарии. Мягко скажем: не получилось. Лишь 6% устройств старших типоразмеров, проданных за 2014 г., было на платформе Microsoft. В начале года тут еще был заметен рост, так как формировались соответствующие модельные ряды, но тиражей они набрать не смогли, и доля Windows-устройств зафиксировалась на этом уровне.
На общем фоне снижения продаж как старших, так и средних типоразмеров сокращается и общая доля iOS. За год она составила около 10%, — ведь Apple в не играет в сегменте low-end.
Вендоры
При всех своих проблемах рынок планшетов остается сверхконкурентным. Доля ведущей пятерки брендов по итогам года составила 48% продаж в натуральном выражении. (Годом ранее она пребывала на уровне 54%.) Хотя пальму первенства по абсолютным показателям удалось сохранить Samsung, доля корейской компании снизилась с 18 до 11,4%. В пятерку также вошли компании Apple, Explay, Lenovo и Prestigio[1].
Доля зарубежных brandname опустилась с 52% в 2013 г. до 45%. И совершенно понятно почему: ведь определяющим для сегмента стал именно рынок «семерок», а он изначально наполнен локальными брендами.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.