Структура продаж на рынке принтеров и настольных МФУ
Владимир Миронос,
ведущий эксперт ITResearch
Второй год подряд на российском рынке принтеров и настольных МФУ наблюдалось снижение спроса. В целом за 2014 г. было продано около 3.62 млн устройств, что на 9.4% меньше, чем за 2013 г. Положительным моментом, правда, можно считать отсутствие ускорение спада — несмотря на ухудшившиеся экономические условия в стране, темпы сокращение рынка оказались точно таким же, что и отмеченные в обзоре за 2013 г. [сноска 1]. Интересно, что и количественная динамика рынка в обоих основных классах устройств оказалась практически такой же, что и в 2013 г.: продажи принтеров сократились на 13,5%, а настольных МФУ — на 6,7%.
Предотвратить более глубокое падение рынка помогло существенное, выше ожидаемого оживление спроса в конце года. Четвертый квартал, традиционно лучший по объему продаж, в прошлом году оказался еще более удачным для участников рынка с точки зрения количества реализованных устройств — больше трети от годового показателя (рис. 1). По сравнению с аналогичным периодом 2013 г. четвертый квартал показал и наименьшие темпы снижения продаж в штуках — всего 2,4% (против 18% в первом квартале 2014 г.). Однако по темпам спада денежного объема рынка (свыше 20%, если, как обычно, считать его в долларах), почти на порядок большего, чем штучного, последний квартал был не совсем удачным. Многие (но далеко не все) вендоры старались не потерять долю рынка, сдерживая рублевые цены на свои продукты от слишком быстрого повышения, что, учитывая обвальное падение валютного курса рубля, и привело к снижению продаж в долларовом эквиваленте. Сокращение объема денежного рынка в целом за год (до 701 млн долл.) оказалось также более значительным, чем штучного, но здесь существенную роль сыграли и традиционные факторы — «обычная» ценовая эрозия и смещение структуры продаж в сторону менее дорогих устройств.
Рис. 1 Квартальная динамика продаж принтеров и настольных МФУ в 2014 г.
Здесь можно также отметить, что «несостоявшееся» ускорение количественного спада рынка в 2014 г. было отложено на текущий год, и слабые рыночные показатели начала 2015 г. в полной мере это подтверждают.
Лазерный сегмент
На лазерном рынке было продано около 2,6 млн устройств, что на 6,8% меньше, чем годом раньше. Падение оказалось несколько большим, чем в 2013 г. (4,8%), главной причиной чего явилось ослабление спроса в сегменте настольных МФУ. Впервые в этой категории устройств динамика продаж стала отрицательной, однако в структуре сегмента доля лазерных МФУ продолжала увеличиваться из-за более глубокого спада в принтерном подсегменте. По сравнению с предыдущим годом доля МФУ возросла во всех скоростных категориях монохромных устройств, а также в цветном подсегменте, причем больше всего многофункциональники потеснили принтеры в подсегменте высокопроизводительных устройств.
Скоростная категория свыше 30 стр./мин осталась единственной точкой роста в монохромном сегменте лазерного рынка (рис 2), причем весь прирост продаж пришелся на МФУ. Меньше всего многофункциональникам удалось «продвинуться» в самой массовой категории персональных лазерных устройств, где к концу года востребованнось принтеров (из-за повышения роли ценового фактора) вновь возросла, и в абсолютном выражении их продажи увеличились.
Рис. 2. Динамика продаж в отдельных категориях лазерных устройств (2014 г./2013 г., %).
В сегменте цветных лазерных устройств, после нескольких лет устойчивого роста, динамика продаж изменилась на противоположную. Уже в первом полугодии спрос на цветные модели начал сокращаться, особенно в категории однофункциональных принтеров и, несмотря на некоторое его оживление во второй половине года в сегменте настольных МФУ, в целом за 2014 г. суммарные продажи цветных устройств сократились на 6,5%. Поскольку этот показатель почти не отличается от среднего по лазерному рынку, то их доля в структуре продаж (чуть больше 6%), осталась практически на уровне 2013 г.
В денежном выражении (в долларах) падение продаж оказалось вдвое больше, что связано со значительным смещением структуры спроса в пользу менее дорогих устройств, а также с упомянутым выше стремлением производителей сдержать повышение цен в рублях из-за роста курса доллара.
В принтерном сегменте вместо небольшого роста в 2013 г. произошло падение продаж сразу на 14%, причем целиком за счет снижения спроса на модели для рабочих групп. В начальной категории персональных принтеров со скоростью цветной печати до 8 стр./мин продажи за год выросли, что свидетельствует о возвращении к ним интереса потребителей. Соответственно выросла их рыночная доля, и они вновь стали самой массовой категорией цветных принтеров.
В сегменте цветных настольных МФУ ситуация оказалась лучше — несмотря на некоторый спад в первой половине, в целом за 2014 г. количество проданных устройств выросло почти на 3% по сравнению с предыдущим годом, и теперь объем этого сегмента в штуках совсем немного уступает принтерам. Однако если сравнивать этот рост с динамикой 2013 г. (+22%), то и в сегменте цветных МФУ приходится констатировать ослабление интереса к этим устройствам.
Тройку лидеров этого сегмента составили компании Canon, HP и Samsung, на долю которых в 2014 г. пришлось свыше 85% проданных цветных принтеров и настольных МФУ. Эти же производители лидировали в прошлом году и в лазерном сегменте в целом с суммарной долей по штукам около 70%, однако им пришлось все же уступить часть рынка компаниям Brother, Kyocera и Ricoh.
Струйный сегмент
В прошлом году темпы снижения продаж струйных устройств оставались двухзначными, однако, в отличие от лазерного сегмента, спад немного замедлился. Всего за год было продано чуть больше 1 млн струйных принтеров и настольных МФУ, что на 14,4% меньше, чем годом раньше (в 2013 г. этот показатель превышал 18%). Существенный вклад в это замедление внес повышенный спрос на струйные принтеры и МФУ в последнем квартале, как это обычно и бывает в конце года. Правда, на этот раз подъем интереса пользователей относился больше к многофункциональным устройствам, которых было продано в абсолютном выражении даже больше, чем в IV квартале 2013 г. Основной вклад в этот рост, в отличие от предыдущего периода, внесли модели начального уровня, что можно объяснить особенностями рыночной конъюнктуры второй половины года. В сегменте струйных МФУ, как и на лазерном рынке, стремление поставщиков сдержать рост рублевых цен привело к существенному снижению цен в долларах, в результате чего число моделей, попадающих в ценовой диапазон до 100 долл. возросло, а снижение их средней розничной цены (в долларах) превысило 20%, что гораздо больше, чем в целом по сегменту струйных МФУ.
Ситуация в сегменте струйных принтеров с точки зрения динамики продаж выглядела более консервативной и от квартала к кварталу менялась незначительно. Правда, и здесь в конце года спрос на модели начального уровня, хотя и не увеличился, как в сегменте МФУ, но его снижение было минимальным. Тем не менее в целом за год доля принтеров стоимостью до 100 долл. продолжала сокращаться, и по количеству проданных устройств эта категория перестала быть самой массовой.
В структуре продаж соотношение между принтерами и МФУ по-прежнему менялось в пользу последних. Как видно из диаграммы на рис 3, процесс замещения принтеров многофункциональными струйниками хотя и замедлился, но тем не менее еще продолжается. За год доля струйных МФУ еще немного возросла, вплотную приблизившись к 80%. Наиболее активно многофункциональники вытесняют принтеры в нижнем ценовом диапазоне устройств (до 100 долл.), По итогам прошлого года они оставили принтерам менее 15% рынка, чему в немалой степени способствовало сокращение разницы в цене между двумя типами устройств (к концу года средние розничные цены на low-end-принтеры и МФУ практически сравнялись на уровне около 50 долл.). В старших ценовых категориях принтеры более успешно противостоят экспансии многофункциональников, однако среди устройств стоимостью свыше 200 долл. доля последних все же превысила 60%.
Рис. 3. Изменение соотношения продаж принтеров и МФУ в струйном сегменте (2005–2014 гг., в штуках, %).
В обзоре рынка за 2013 г.[1], наряду с общим падением продаж в струйном сегменте, был отмечен ряд категорий устройств, в которых еще сохранялась положительная динамика. К ним относились экономичные по стоимости печати универсальные модели принтеров и настольных МФУ, многоцветные фотопринтеры среднего и старшего ценовых классов, модели формата А3, а также бизнес-модели принтеров и МФУ с повышенной скоростью и нагрузкой печати. Однако по итогам 2014 г. большинство этих категорий перестали быть точками роста рынка струйников в смысле абсолютного увеличения количества проданных устройств. Фактически осталась только одна из них — экономичных струйных МФУ семейства «фабрика печати» компании Epson было продано заметно больше, чем в 2013 г. В остальных перечисленных группах было отмечено снижение продаж, однако с меньшими темпами, чем в целом по рынку, что отражает все же их более высокую востребованность. Соответственно доля таких устройств в структуре струйного сегмента продолжала возрастать. Следует также отметить и растущий спрос на появившиеся в конце 2013 г. новые высокопроизводительные бизнес-принтеры и МФУ HP OfficeJet Pro X, основанные на технологии PageWide. В течение года их продажи ежеквартально росли на 45–55%. По сути, это означает начало формирования нового подсегмента бизнес-струйников, позиционируемых в качестве альтернативы цветным лазерным устройствам.
Тем не менее, если говорить о тенденции к возвращению струйных устройств в офис, то ситуация здесь выглядит неоднозначно. Формально снижение продаж моделей, позиционируемых вендорами на потребителей в офисе, в 2014 г. оказалось вдвое меньше, чем в среднем по рынку, что должно соответствовать относительному росту востребованности бизнес-струйников. На самом же деле довольно трудно четко определить список моделей, которые используются исключительно, или по крайней мере преимущественно, в офисе при выполнении бизнес-приложений. Исключение составляет относительно небольшое число высокопроизводительных моделей верхнего ценового класса, рассчитанных на интенсивную печать и, соответственно, имеющих повышенные нагрузочные характеристики и ресурс картриджей. Среди же основной массы относительно недорогих универсальных струйников, позиционируемых вендорами на малый и домашний офис, далеко не все модели и не всегда используются для деловых целей. Они могут приобретаться домашними пользователями на замену или вместо менее функциональных массовых струйников.
В целом на рынке струйных устройств существенных изменений в позициях тройки ведущих вендоров не произошло. По количеству проданных устройств лидером в 2014 г. осталась компания HP, а по объему продаж в деньгах — Epson.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.