Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2015 г.

Компьютеры

В 2015 г. в России было продано 5056 тыс. компьютеров. В эту сумму входят настольные ПК (включая AIO) и ноутбуки. В натуральном выражении рынок в сравнении с 2014 г. снизился на 41%. Это намного хуже прошлогодних показателей, т. е. рецессия на рынке ПК в прошедшем году углубилась.

Десктопов было продано 2010 тыс. шт. (снижение на 37%). Продажи ноутбуков составили 3046 тыс. шт., что соответствует падению за год на 44%.

Продажи компьютеров-моноблоков (AIO) составили примерно 298 тыс. штук, и теперь на них приходится около 15% рынка настольных ПК.

В сегменте десктопов в лидирующую пятерку по итогам года вошли* Depo, DEXP, HP, iRU и Lenovo. Лидерам удалось продать 49% всех десктопов. Среди производителей ноутбуков лидировали* Acer, Asus, DEXP, HP и Lenovo. В сумме эти компании продали 91% всех мобильных ПК.

Планшетные ПК

Продажи планшетных ПК в России за весь 2015 г. составили 6,44 млн устройств на сумму в 58 млрд руб. За год рынок снизился примерно на треть, как в шутках, так и в рублях. В долларах рынок оценивается в 900 млн, т. е. снижение составило почти 60%.

Однозначным лидером по году в целом была компания Lenovo. К четвертому кварталу резко сбавила обороты Samsung, но по итогам года второе место всё же за ней. Apple очевидно потеряла интерес к данному рынку, планомерно опускаясь всё ниже. Однако за счет очень дорогой продукции компания продолжает контролировать значительную долю рынка в деньгах.

Значительные обороты по итогам года показали также Asus*, Digma, Irbis, Oysters, Prestigio, Supra. Обращает на себя внимание очень сильное присутствие в данной группе локальных брендов. Стоит также отметить тренд к сокращению количества активно работающих компаний (их уже только около 30).

Принтеры и настольные МФУ

В 2015 г. ситуация на рынке печатающих устройств заметно ухудшилась как по абсолютным цифрам продаж, так и по темпам их снижения.

Всего за год было продано 2,5 млн принтеров и настольных МФУ, что на 30,7% меньше, чем в 2014 г., а денежный объем рынка сократился на 44.2%, составив около 392 млн долл. Это был самый глубокий спад за последние годы. В то же время положительная динамика продаж от квартала к кварталу в течение всего года показывает постепенную адаптацию участников рынка к изменившимся внешним условиям.

В лазерном сегменте за год было продано 1.83 млн принтеров и настольных МФУ, что на 29% меньше, чем в 2014 г., причем наибольший спад был отмечен в начале года. Продажи сократились во всех скоростных категориях монохромных устройств, за исключением настольных МФУ производительностью свыше 30 стр./мин. Второй год подряд замедляется сегмент цветных лазерных устройств, темпы снижения продаж которых оказались выше средних по рынку. При этом больше всего сократился спрос в начальных категориях цветных принтеров и МФУ, т. е. как раз на те модели, за счет которых ранее происходил основной рост цветного сегмента.

В сегменте струйных принтеров и МФУ, востребованность которых среди российских пользователей хронически отстает от спроса на лазерные устройства, спад был еще глубже. Объем продаж по сравнению с 2014 г. сократился на 36% в натуральном выражении и почти вдвое — денежном.

В целом на рынке принтеров и настольных МФУ в тройку лидеров вошли компании* Canon, HP и Kyocera, на долю которых пришлось свыше 70% всех продаж.

Мониторы

Всего за 2015 г. на российском рынке было продано 2,1 млн мониторов на сумму в 350 млн долл. Снижение по сравнению с уровнем 2014 г. составило почти 38% в штуках и 36% в деньгах. В натуральном выражении рынок опустился ниже уровней 2001 г., а в денежном — даже ниже далекого 2000 г. В этом отношении рынок мониторов фактически является аутсайдером среди всех ИТ-отраслей.

За год доля маленьких (менее 20 дюймов) мониторов снизилась еще примерно на 3% и составляет менее 15%. Примерно на 4% выросла доля мониторов с диагональю 23 дюйма и более, составившая в итоге 37,6%, хотя ожидалось, что будет лучше.

На рынке мониторов последние годы уменьшается консолидация. Традиционная тройка лидеров* Acer, Philips и Samsung контролирует уже меньше 46% продаж. «Второй эшелон», в который входят* AOC, BenQ, Dell и LG, резко усилил свое влияние. На него приходится около 38% продаж, что уже сопоставимо с долей лидеров.

* Компании перечислены в алфавитном порядке

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.