Структура продаж на рынке планшетных и документных сканеров
В первом полугодии 2015 г. произошло значительное снижение продаж в двух основных категориях сканеров — планшетных и документных. Как и для большинства других сегментов ИТ рынка, основной причиной резкого спада явилось уменьшение платежеспособного спроса у массового пользователя и заметное ослабление закупочной активности корпоративных потребителей. Воздействие экономического фактора, по-видимому, оказалось решающим, хотя и не единственным. Так например, на хронически падающем рынке планшетных устройств действует и другой фактор — усиливающийся дефицит приложений из-за конкуренции с другими средствами оцифровки. Кроме того, на снижение потенциального спроса на сканеры начинают оказывать влияние перемены в самой рабочей среде — использование различных схем аутсорсинга, облачных сервисов, «мобилизация» сотрудников и домашних пользователей.
В первой половине текущего года рынок планшетных сканеров сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 42% в штучном выражении и больше чем наполовину — в денежном. Всего было продано чуть больше 40 тыс. устройств, на которые пользователи затратили 3,8 млн долл.
Спрос на эти устройства начал уменьшаться уже десять лет назад, и за этот период продажи упали почти на порядок (рис. 1).
Рис. 1. Динамика продаж планшетных сканеров (H1’05 — H1’15, тыс. шт.).
На первом этапе основным конкурентом планшетников стали цифровые фотокамеры, получившие к середине «нулевых» годов широкое распространение среди основных потребителей сканеров — домашних пользователей. Это начало снижать потребность в оцифровке снимков, сделанных пленочными камерами (хотя поначалу цифровые аппараты даже поддерживали спрос на сканеры, поскольку увеличивающиеся объемы электронных архивов фотографий потребовали включить в них старые снимки с помощью оцифровки). После значительного падения продаж планшетников в кризисный период 2008–2009 гг. этот рынок начал было вновь расти за счет накопившегося отложенного спроса. Однако более заметному его восстановлению помешали многофункциональные устройства, ставшие массовым офисным и домашним инструментом для операций печати, копирования и сканирования. В последнее время, как отмечалось выше, на сокращение области применения планшетников стали влиять также мобильные компьютеры и смартфоны, в которых существенно повысилось разрешение встроенных цифровых камер.
Тем не менее у планшетных сканеров еще сохраняется довольно многочисленный круг пользователей из числа фотолюбителей и офисных сотрудников с невысокими потребностями в оцифровке документов, а производители продолжают выпускать, хотя и значительно реже, новые, более совершенные модели. По качеству получаемых электронных изображений даже недорогие модели планшетников (в первом полугодии доля сканеров стоимостью менее 100 долл. в структуре продаж возросла до 87%) превосходят возможности бюджетных МФУ, а наличие у некоторых из них комплектных слайд-приставок по-прежнему является важным фактором выбора для многих фотолюбителей. Меньше, чем в целом по рынку, сократились продажи фотосканеров формата А4 и А3, ориентированных на профессионалов цифровой фотографии. Использование планшетных сканеров в офисе обычно ограничивается разовыми операциями оцифровки документов для обмена файлами с другими сотрудниками или архивирования, поскольку в большинстве случаев в комплекте поставки моделей отсутствуют приложения для обработки изображений, индексации и последующего контекстного поиска и извлечения необходимой информации. Еще одним фактором, сужающим круг потенциальных пользователей планшетников в офисе, является увеличение числа относительно недорогих моделей протяжных документ-сканеров начального уровня, оснащенных также и планшетом для оцифровки отдельных документов (во многих более производительных документ-сканерах для этой цели используются отдельно приобретаемые планшетные приставки).
В целом можно сказать, что рынок планшетных сканеров пока еще не стал нишевым, хотя, похоже, дело к тому идет.
В отличие от них документ-сканеры не испытывали дефицита приложений, скорее наоборот, быстрое распространение систем электронного документооборота подстегивало спрос, и в предыдущие годы этот сегмент рынка активно развивался. Наилучший для первого полугодия показатель продаж был достигнут в 2012 г., после чего рост продаж приостановился (как и для печатающих устройств, и в основном по тем же причинам, хотя объективная потребность в документ-сканерах не уменьшилась.
По сравнению с достаточно успешной первой половиной 2014 г. рынок сократился больше, чем вдвое (рис. 2). И в натуральном, и в денежном выражении продажи документ-сканеров из-за резкого падения платежеспособного спроса уменьшились на 55% . Всего за этот период было продано 8,7 тыс. устройств, а объем рынка в деньгах составил 8,6 млн долл.
Рис. 2. Динамика продаж документ-сканеров (H1’09 — H1’15, тыс. шт.).
Значительное падение спроса наблюдалось во всех скоростных категориях документ-сканеров, но при этом сохранились и отмеченные в предыдущих обзорах основные тренды в изменении структуры их продаж
Несколько меньшими темпами, чем в целом по рынку, сокращались продажи в нижнем скоростном подсегменте — сканеров производительностью до 30 стр./мин, благодаря чему продолжился рост их рыночной доли (рис. 3). Следует также отметить увеличение вклада в этот подсегмент документ-сканеров со встроенным планшетом (для сканирования отдельных листов), которые в первом полугодии составили в нем четверть всех продаж. Преимущества таких моделей перед традиционными планшетными сканерами заключаются в большей скорости оцифровки офисных материалов и возможностях последующей обработки полученных электронных документов для их интеграции в информационные системы организаций.
Рис. 3. Изменение структуры продаж документ-сканеров по скоростным категориям (H1’13 — H1’15, шт., %).
Отсутствие крупных поставок по тендерам и общее снижении закупочной активности в корпоративном сегменте больше всего отразилось на категории документ-сканеров для рабочих групп (31–60 стр./мин), продажи которых составили лишь около трети от показателя первой половины 2014 г. Их рыночная доля сократилась до 25%, хотя в лучшем 2012 г. на них приходилось свыше половины всех проданных документ-сканеров (в значительной степени именно благодаря корпоративным заказам).
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.