Профессиональные панели для особых случаев
Василий Мочар
Несмотря на кризисные явления, профессиональные дисплеи (32 и более дюймов, LFD — large format displays) становятся всё более востребованными в различных сферах современной жизни. С их помощью решаются многие задачи информирования, донесения рекламы, обучения, развлечения, контроля и управления. Однако есть потребительские ниши, которые уникальны как по условиям инсталляции, так и самого использования LFD. Обычные плоские панели зачастую не могут решать все задачи этих заказчиков, и это неизбежно приводит к появлению различных специализированных решений, роль которых также повышается. В результате на рынке LFD вполне обоснованно сформировался так называемый сегмент Special LFD
Сегмент «специальных» моделей интересен тем, что здесь сосредоточены все технологические новации, а конкуренция носит существенно более интересный характер, чем «бери побольше, кидай подальше», как это во многом свойственно для массовых решений.
Несмотря на не очень большую рыночную долю в натуральном выражении, «специальные» панели закономерно занимают значимую долю рынка в деньгах — почти 14% по итогам 2015 г. Это и понятно, так как здесь сосредоточены все большие панели, которые и стоят соответствующе. Но немалый вклад в сегмент вносят и специальные LFD с «небольшой» диагональю. Именно на них мы сосредоточимся в данном обзоре, поскольку именно нестандартные, специализированные решения являются квинтэссенцией инженерной мысли.
В таблице представлены основные модели производителей, работающих в данном сегменте на российском рынке. Мы стремились не залезать в самые большие диагонали, но если у вендора был (и продавался) «вертикальный» диагональный ряд в рамках одной линейки, мы ее вносили в таблицу полностью. Всего таких линеек на данный момент насчитывается немногим более 20.
Сегментация
Анализ ключевых характеристик представленных моделей, несмотря на сравнительно небольшую статистику, позволяет довольно быстро определить самые основные направления в развитии специальных решений на рынке LFD, а также их относительную популярность. При этом довольно часто некоторые особо продвинутые панели могут обладать сразу несколькими подобными уникальными характеристиками.
· Панели со сверхвысоким разрешением. Хотя популярность сверхвысокого разрешения (UHD, 4К) растет, оно в первую очередь появляется в больших диагоналях, причем чаще всего в мультисенсорных моделях. При этом относительно небольшие (55 дюймов и менее) неинтерактивные панели пока лишь только в считанном числе случаев (на фоне всего рынка) оснащаются такими экранами. Безусловно, это очевидный шаг развития для будущих поколений LFD, но пока это все же экзотика, и сам факт такого разрешения позволяет относить подобные панели к сегменту специальных решений: очевидно, что к основным потенциальным потребителям относятся те, кому реально нужно выводить на экран максимально детализированное изображение или же информацию с различных источников. Например, конструкторские и художественные бюро, медицина, диспетчерские, охранные системы. Также малые пикселы позволяют выводить и рассматривать вблизи самые качественные ролики и картинки, что востребовано в широком спектре приложений, включая массовые — Digital Signage.
· Встраиваемые LFD. Здесь необходимо разделять специализированные LFD для видеостен и встраиваемые панели. Если первые представляют собой дисплеи со сверхузкими рамками для работы в системе видеостены, составленной из подобных мониторов, то встраиваемые решения поставляются без внешнего корпуса (open frame, крепление спереди), что позволяет легко встраивать их практически в любые конструкции (в первую очередь — в киоски или витрины) как горизонтально, так и очень часто вертикально. Таким образом, они позволяют реализовать практически любые замыслы дизайнеров. Также они оборудованы специальными системами встроенных вентиляторов для отвода тепла.
· Высококачественные устройства. Несмотря на развитие технологий, благодаря которым 100% из представленных на рынке аппаратов показывают очень хорошую картинку, существуют ниши, где этого все же недостаточно. Это профессиональная сфера: дизайнеры, художники, конструкторы, телевизионные студии, некоторые профессионалы-медики, требуют дисплеи с особо выдающимися характеристиками и готовы за это платить.
· Особо яркие LFD. Увеличение яркости — это один из главных трендов сегмента. В то время как стандартные панели имеют яркость в пределах 350–500 лм, существует множество ниш, где этого явно недостаточно. Это могут быть как помещения с ярким освещением, так и уличная инсталляция, подверженная прямым солнечным лучам. В таких случаях требуются панели, обеспечивающие яркость от 1000 лм, а в отдельных случаях — до 2 и даже 3 тыс. лм. Это уже сложнейшая инженерная задача, поскольку мало только поставить подсветку помощнее, необходимо также обеспечить нужный температурный режим панели, но еще важнее — стабильность работы и уменьшение выгорания матрицы.
· Защищенные панели. Принято считать, что специальная защита требуется не только для outdoor-приложений, но в некоторых случаях и для indoor-решений. Это одно из важнейших направлений, поскольку качественно расширяет сферу применения LFD, защищая это сложное электротехническое оборудование от неблагоприятной среды. Это может быть расширенный температурный интервал работы (для outdoor-решений диапазон расширен, включая минусовые значения), но здесь классификация отсутствует. При этом особое внимание уделяется пыле- и влаго-защищенности, которые регламентируются стандартами IP. Многие знают данную аббревиатуру, но что за ней стоит и что означают те или иные циферки, знают далеко не все. Поэтому мы вынесли эту тему в отдельную Врезку 2.
· Антивандальные панели. Этот сегмент частично смыкается с сегментом «защищенных» панелей, но не каждая «защищенная» является антивандальной, и наоборот. В данном случае имеются в виду панели в особо крепком корпусе и с защитным (зачастую бронебойным) стеклом. Сами производители LFD практически не выпускают подобных готовых решений. Чаще всего этим занимаются независимые производители/интеграторы: они берут стандартную яркую встраиваемую панель, и уже на ее основе реализуют антивандальное решение.
· Киоски. Это готовые отдельностоящие дисплеи, предназначенные для информирования или рекламы и размещаемые как outdoor, так и indoor Производители LFD только в редких случаях идут на выпуск подобных устройств. Чаще всего эти решения реализуют независимые компании. Но вместе с тем, как видно из таблицы, также и некоторые из производителей.
· Прозрачные панели. Это LFD без подсветки, через которые можно увидеть всё, что находится за ними. Это очень интересное дизайнерское решение, оно может быть использовано, например, в «умных» витринах магазинов, в дизайнерском оформлении интерьеров, остановок транспорта и в других областях. Для дизайнерских целей могут применяться и зеркальные панели, которые фактически представляют собой реализацию идеи, обратной прозрачным дисплеям.
· Панели нестандартных форм-факторов. Несмотря на то что подавляющее число LFD имеет соотношение сторон экрана 16:9, уже начинают появляться т.н. вытянутые экраны, позволяющие реализовывать нестандартные дизайнерские решения. Пока это экзотика, но, думаем, в дальнейшем здесь возможен существенный рост популярности со снижением цен.
Основные производители
В сегменте «специальных» панелей работают далеко не все производители LFD, что вполне закономерно. Это связано и со стратегией компаний, и с их возможностями, как в разработке, так и в производстве и продвижении. Последний фактор является одним из основных, поскольку данные решения требуют существенной поддержки, в частности, обучения партнеров, технической экспертизы, демо-залов и т. д. Несмотря на перспективность отрасли LFD в целом, до сих пор только несколько производителей панелей имеют полноценные представительства в России, способные решать сложные интеграторские задачи. Во многом это и объясняет тот факт, что в данном сегменте работает всего примерно половина из присутствующих на нашем рынке производителей LFD. При этом у большинства из них подобные линейки представлены только единичными моделями (см. таблицу). (Напоминаем, что в данном обзоре мы фокусируемся именно на нестандартных решениях, оставив «за бортом» просто самые большие панели).
И всего только несколько вендоров действительно работают здесь в полную силу, представляя сразу ряд разноплановых линеек специальных LFD, рассчитанных на различные сферы применения. Кстати, закономерно, что эти три компании (LG, NEC и Samsung) являются отраслевыми лидерами, определяя ландшафт рынка LFD почти по всем направлениям.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.