Особенности аналитики рынка Интернета вещей
Юрий Бонкарев
в 2016 г. количество организаций, которые планируют примкнуть к «стану» IoT, вырастет на 50%, и их доля среди всех организаций достигнет 43%. Цифра внушительная, хотя важно отметить, что 38% опрошенных предприятий пока не планируют внедрять у себя IoT, включая те 9%, которые и вовсе рассматривают эту технологию как неактуальную. [1]
Думается, что реально последние цифры гораздо выше. Это вообще методическая проблема опросов отношения потребителей к перспективным и модным технологиям, к коим, безусловно, относится и IoT. И состоит она в том, что потребитель еще не до конца понимает суть и преимущества широко пропагандируемой технологии, и в тоже время не может публично признаться в этом и сказать, что он пока не готов предпринимать реальные шаги к ее внедрению. А если говорить проще, то многие просто боятся быть непонятыми своими «более прогрессивными» коллегами.
Действительно, как о своем скептическом отношении к IoT может публично заявить ИТ-директор, если ведущие аналитические агентства рисуют колоссальные перспективы этому рынку:
— по оценкам Gartner, результатом широкого внедрения IoT может стать дополнительный объем денежных средств около 1,9 трлн долл., генерируемый мировой экономикой за счет прибавленной стоимости на разных конечных рынках;[2]
— а согласно оценкам IDC, доходы от технологий и сервисов для поддержки IoT (включая компоненты, процессы и ИТ-поддержку) увеличатся с 4,8 трлн долл., зафиксированных в 2012 г., до 7,3 трлн к 2017 г.[3]
Впрочем, осуждать за это потребителя, как частного, так и корпоративного не стоит, поскольку четкости в понимании рынка IoT сейчас пока нет ни у апологетов этой концепции, ни у профессиональных аналитиков. Последнее наглядно видно из различия форматов и разбросов оценок этого рынка со стороны разных аналитических агентств.
Определение IoT
Согласно Gartner IoT — это сеть определенных физических объектов (вещей), содержащих встроенные технологии, способные ощущать и взаимодействовать с внутренним и внешним окружением. IoT представляет из себя экосистему, включающую вещи, коммуникации, приложения и анализ данных. [4]
По определению IDC, Интернет вещей — это сеть сетей однозначно идентифицируемых подключенных конечных точек («вещей»), которые взаимодействуют без участия человека, используя протоколы IP, «локально» или глобально. [5].
Juniper Research определяет IoT как комплекс, объединяющий устройство и ПО, подключенный через Интернет, который генерирует, получает и анализирует некие данные. Простое подключение IoT просто генерирует данные, однако они не становятся информацией прежде, чем не будут накоплены, проанализированы и интерпретированы. Залогом успешного применения IoT, по мнению аналитиков JR, станут законченные аналитические системы. [6]
Формулировки, конечно, не унифицированы, однако на качественном уровне совпадают по смыслу. Но это на качественном, а как объективно оценить этот рынок количественно? Тем не менее оценок достаточно много, хотя часто они очень сильно не совпадают.
Методические подходы
Оценки рынка IoT со стороны IDC методически основаны на анализе потенциальных расходов заказчиков. Компанией была разработана всеобъемлющая модель ИТ-расходов, основанная на текущем понимании возможностей IoT-технологий в конкретных отраслях в сегодняшнем мире и учитывающая всевозможные сценарии использования IoT. [7] Безусловно, наличие такой модели — серьезная база для оценки рынка, однако есть сомнения в том, что на данном этапе опрашиваемые заказчики однозначно ее понимают и, соответственно, корректно рапортуют о своих реальных или потенциальных расходах на эти цели.
Если перейти к количественным оценкам, то, по прогнозу IDC, мировые расходы на IoT увеличатся с 698,6 млрд долл. в 2015 г. до почти 1,3 трлн долл. в 2019 г., что соответствует среднегодовому темпу роста в сложных процентах (CAGR) в 17,0%. [8] Цифры по суммарному объему рынка получаются у IDC очень большими, существенно выше, чем у коллег. Возможно, потому, что они смотрят на рынок IoT наиболее глобально.
Gartner в оценках использует смешанный подход. С одной стороны, аналитики опираются на количество объектов рынка IoT. По прогнозу компании, в 2016 г. в мире будут эксплуатироваться 6.4 млрд подключенных вещей(connected things), на 30% больше, чем в 2015 г. В 2018 г. их количество вырастет до 11.4 млрд., а в 2020 г. достигнет 25 млрд. [4]
Как эти штуки перевести в деньги, не очень понятно, но у Gartner есть, например, такая оценка. К 2020 г. стоимость коммуникационных компонентов для IoT будет достаточно низкой, даже цена процессоров будет менее 1 долл. [4] Это, наверное, можно использовать для денежной оценки тех миллиардов connected things, о которых шла речь выше. Правда, вопрос, с каким коэффициентом.
Далее в оценках Gartner говорится, что функциональность IoT может интегрироваться в аппаратную часть продукта (т. е. в саму «вещь»), а также в ПО и телекоммуникационные или информационные сервисы, относящиеся к этим «вещам». [2]. То есть здесь появляется другая составляющая общих расходов — сервисная. По оценке Gartner, в 2015 г. в мире на IoT придутся услуги стоимости 69.5 млрд долл., а в 2020-м —263 млрд долл. [4]. В результате оценки рынка IoT у Gartner получаются более скромные, чем у IDC.
У Juniper Research в количественных оценках рынка IoT преобладают цифры по числу физических интернет-вещей. Согласно исследованиям компании, мировой рынок мобильных устройств типа IoT в 2015 г. вырастет до 13,4 млрд шт., а в 2020 г. — еще на 285%, достигнув 38,5 млрд устройств. [6] То есть оценки количества интернет-вещей у компании выше, чем у Gartner, хотя в принципе сравнимы.
При этом аналитики JR оговариваются, что конечная цель технологий IoT все же получение осмысленной информации, которую дадут только аналитические системы. На качественном уровне понятно, что за этим тоже стоят денежные эквиваленты, и, судя по всему, немалые. Но конкретных оценок денежного вклада этой сервисно-аналитической составляющей у компании пока, похоже, нет.
Таким образом, глобальные оценки рынка IoT у трех авторитетных компаний заметно разнятся как на качественном, так и тем более на количественном уровне. Я бы объяснил это реальной новизной данного объекта исследования, отсутствием единых методических подходов.
Исходя из приведенных выше определений рынка IoT, предлагаемых различными аналитическими компаниями, следует, что это некая глобальная экосистема, состоящая из различных по прикладным задачам и способам их реализации сегментов. Такие системы чрезвычайно сложно анализировать на количественном уровне.
И даже если количественная оценка глобального рынка IoT будет получена, из нее сложно извлечь практическую пользу для планирования бизнеса. Разве что на макроэкономическом уровне. Из этого следует практическая необходимость сегментации всего рынка IoT на функционально более однородные подсегменты, где конкурирующие технологии и продвигающие их компании прослеживаются отчетливее.
Основные рынки для IoT
В описанном выше методическом подходе IDC отмечалась необходимость анализа возможностей IoT-технологий в конкретных отраслях с учетом различных сценариев их использования. Общетеоретический посыл понятен, вопрос только в унификации этих сегментирующих параметров.
Аналитики в принципе едины в необходимости делить рынок IoT на потребительский сегмент и IoT для промышленности, правда, дальнейшая сегментация часто не совпадает.
В таблице приведено структурирование денежных объемов рынка IoT аналитиками Gartner. [4]
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.