Анализ рынка LFD для видеостен
Очевидным лидером отрасли LFD в денежном выражении являются панели для видеостен (Wall), чья доля составляет 40%. Это в два раза превышает их долю в натуральном выражении, поскольку средневзвешенная стоимость таких устройств значительно превышает среднюю по отрасли. Известно, что чем дороже продукция, тем выгоднее ею торговать, и это делает сегмент Wall наиболее привлекательным и перспективным на всем рынке LFD. И повышенная активность множества игроков только подтверждает данную закономерность.
В настоящем обзоре подробно анализируется именно этот сегмент рынка LFD: рассмотрены внутренние тренды, особенности оборудования, конкуренции, а также структура модельных рядов основных производителей.
Основные целевые рынки и их потребности
Ключевыми и традиционными сферами применения видеостен на основе LFD являются диспетчерские, ситуационные центры, центры безопасности, а также пункты управления на транспорте, финансовых биржах, в телекоммуникациях, энергетике, промышленности…
Благодаря эффективности и гибкости подобных средств отображения видеоинформации они помогают анализировать большие объемы данных, быстро принимать решения и полностью контролировать ситуацию. Ключевыми атрибутами таких LFD являются возможность круглосуточной работы, большой суммарный объем отображаемой информации, возможность работы при высокой яркости, низкое энергопотребление, надежность и простота в обслуживании. Для данного целевого рынка также критичны минимальные размеры рамок и доскональная от работка мельчайших деталей изображения.
Еще одной группой приложений на основе видеостен можно назвать конференц-залы и залы заседаний. В отличие от предыдущего спектра применений здесь менее критичны вопросы непрерывной работы и наличия сверхтонких рамок, поскольку изображение рассматривается с относительного удаления, и значение имеет общее изображение, допустим, его яркость, а не детализация.
Важным целевым рынком панелей класса Wall является сегмент публичных мероприятий, как то концерты, выставки, форумы и т. д. Обычно публика здесь не вникает в качество изображения, и на первый план выходит работа с динамичным видеоизображением, а также вопросы простоты инсталляции/деинсталляции системы.
Всё большую популярность видеостены приобретают в торговых центрах, ресторанах, транспортных залах, фронт-офисах финансовых учреждений, витринах магазинов. Это как традиционная сфера Digital Signage, так и для привлечения покупателей. Здесь в целом меньше требования к монолитности изображения и поэтому чаще допустимо использование панелей не со сверхтонкими, а просто с тонкими рамками. Также здесь не всегда возможно проведение полноценных монтажных работ, поэтому бескорпусные решения применяются относительно редко. Кроме того, во многих случаях есть необходимость в интерактивных решениях, что также может быть реализовано без особых затруднений.
Приведенная внутренняя дифференциация сегмента Wall по приложениям показывает различие потребностей основных ключевых рынков, что вынуждает производителей формировать полноценные модельные ряды панелей разных классов и назначения. Кроме того, различные целевые рынки по-разному реагируют на общее состояние экономики. Это заставляет вендоров и канал существенно корректировать свои стратегии, а также стремиться к охвату всех целевых рынков, с тем, чтобы компенсировать возможные провалы по одному направлению за счет успехов по другим.
Рынок с высокой эластичностью
Несмотря на чрезвычайную важность и перспективность сегмента панелей для видеостен, текущие кризисные явления очень сильно отражаются и на нем. Более того, относительная динамика продаж показывает, что он оказывается еще эластичнее, чем весь рынок LFD (см. рис. 2).
После большого взлета к началу 2014 г. объемы продаж отрасли в натуральном выражении остались в целом прежними. При этом за год отгрузки специализированных панелей для видеостен сократились на 40%, вследствие чего их рыночная доля в натуральном выражении снизилась с 35 до 21%, а в денежном – с 54 до 40%.
Здесь, помимо первичного насыщения рынка, очевидно, сыграл свою роль и целый комплекс других причин. И в первую очередь – финансовые проблемы у заказчиков (как у государственных, так и коммерческих), вынужденных или откладывать реализацию проектов, или вовсе их отменять, ограничившись более бюджетными вариантами. Как было сказано выше, последнее время важным заказчиком систем Digital Signage на основе видеостен становились различные магазины и бутики. Но кризис резко сократил их возможности и горизонт планирования. И если, например, диспетчерская, хочешь не хочешь, должна быть сделана из специализированных панелей для видеостен, и никак иначе, то многие розничные операторы вполне способны отказаться от несвоевременных «хотелок», и пойти на реализацию аудиовизуальных систем по-старому: из множества отдельных дешевых панелей.
Рис. 2. Динамика доли панелей для видеостен в структуре всего рынка инфопанелей.
Примечательно, что, несмотря на экономические проблемы, заказчики не идут на уменьшение размеров используемых панелей (а значит, на резкое удешевление решений). Наоборот, наблюдается тренд к увеличению размера панелей (см. рис. 3).
Аппараты с диагональю 40–42 дюйма практически ушли с рынка, а 60-дюймовые специализированные панели такого класса еще довольно редки. На данный момент все проекты фактически поделены между 46–47-дюймовыми и 55-дюймовыми панелями, причем последние контролируют уже большую долю продаж, с дальнейшей перспективой роста.
Рис. 3. Динамика диагональной структуры сегмента панелей для видеостен.
Стоит отметить, что «маленьким» панелям (с диагональю 40–42 дюйма) не помогло даже масштабное снижение цен: средневзвешенная стоимость таких аппаратов упала за год с 4,1 до 1,7 тыс. долл. (см. рис. 4).
В сегменте 46–47" цены остались в целом «при своих», в то время как 55-дюймовые панели подешевели на 1500 долл.: с 7,7 до 6,2 тысячи. Ценовой разрыв между этими типоразмерам сократился примерно до 2 тыс. долл., и, учитывая существенно большую площадь экрана, мы склоняемся к тому, что сегмент 55 дюймов в самом ближайшем будущем продолжит наращивать свое преимущество.
60-дюймовые панели за последнее время подешевели в абсолютном выражении больше всех. Однако пока они остаются экзотическим решением, да и сама глубинная суть данного сегмента рынка состоит не в безумном увеличении размеров «базовых кирпичиков». Небольшой выигрыш в размерах используемых панелей актуален только в небольших видеостенах (2х2, 2х3 и т. д.), и, скорее всего, не компенсируется уменьшением удобства в плане эксплуатации и логистики поставок.
Рис. 4. Динамика средневзвешенной стоимости панелей для видеостен.
Конкурентная среда
Характер конкурентной борьбы на российском рынке LFD крайне специфичен и сильно зависит от конкретного сегмента. В случае рынка видеостен все особенности связаны с ограниченностью контингента заказчиков, а также с их заметным различием между собой, о чем говорилось выше.
В результате этого нескольких крупнейших производителей не могут «подмять» под себя весь рынок как из-за не всесильности канала, так и из-за неготовности работать с некоторыми своенравными клиентами с особыми запросами, от которых дохода мало (в масштабах вендора), а проблем множество.
Уровень консолидации в сегменте видеостен оказывается заметно ниже, чем в целом по рынку, что подтверждает динамика (см. рис. 5) соответствующего индекса Герфиндаля (сумма квадратов рыночных долей компаний). Соответственно интенсивность конкуренции здесь намного выше, и за последнее время она только растет, тогда как на массовом рынке наблюдается обратная тенденция: там крупнейшие игроки уверенно наращивают свою долю.
Рис. 5. Индекс интенсивности конкуренции (Герфиндаля) в сегменте видеостен и на рынке LFD в целом.
Это означает, что в данном сегменте нет одного-двух доминирующих игроков, и даже относительно небольшие компании могут быть здесь достаточно успешными. Примечательно, что в ряде случаев это оказывается по силам даже игрокам, официально не представленным на нашем рынке (в первую очередь китайским), а также компаниям, имеющим ограниченные модельные ряды.
Товарное предложение в сегменте панелей для видеостен
На данный момент на нашем рынке насчитывается около 60 моделей специализированных LFD для построения видеостен, которые предлагают полтора десятка компаний (см. таблицу). То есть товарное предложение довольно разнообразное. Однако вклад отдельных вендоров отнюдь не однороден.
Таблица. Специализированные модели LFD для построения видеостен.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.