Структура продаж на рынке планшетных ПК
Сергей Петрушин
За первое полугодие 2016 г. в России, по данным аналитической компании ITResеarch, было продано 2180 тыс. планшетных компьютеров на общую сумму 24 млн руб. В натуральном выражении рынок сумел вырасти на 1,6%, а вот в рублевом – на целых 20,5%, и дело тут не только в колебаниях национальной валюты.
Рис. 1. Динамика рынка планшетов в натуральном выражении.
Отскок случился впервые после катастрофического обвала сегмента в 2014 г. Тогда планшеты резко подошли к точке насыщения. До этого момента они прирастали трехзначными темпами просто как самый молодой товарный кластер в околокомпьютерной сфере. Но потребитель наигрался с планшетами. Ими обзавелись уже все, кому они вообще были нужны. Продаваться стали только совсем дешевые устройства с экраном 7 дюймов.
Но 2015 г. показал, что и ультрабюджетная тема не вечна – снижение началось и в секторе «семерок». Как следствие, планшетное направление в целом показало обвал, особенно в первом полугодии 2015 г.
С начала нынешнего года пошел отскок. Ну, во-первых, в данном случае сравнение идет с крайне негативным периодом, что и привело к достижению формального небольшого плюса по годовой динамике. Но дело не только в арифметике. Этот рост носит качественный характер, что мы и покажем ниже.
«Десятки» пошли в рост
На рис. 2 отчетливо видно, что сложившиеся подсегменты рынка планшетов в рассматриваемый период вели себя абсолютно по-разному. Впервые с начала рецессии поднялся старший подсегмент – устройства с диагональю от 9,7 дюймов и более. Этот сектор, с которого рынок планшетов в виде iPad, собственно, и начинался, первым же и просел в 2014 г., стал тогда провозвестником периода насыщения.
Рис. 2. Продажи планшетов в разных диагональных классах, в тыс. штук.
Но, как видим, он же становится и первой точкой обратного подъема, увеличившись в первую половину 2016 г. аж на 74% в натуральном выражении. Остальные диагональные подсегменты продолжили снижение.
При этом не стоит говорить о какой-то взаимной конкуренции между диагональными классами – дескать, типовые покупатели «семерок» переключились на большие диагонали, что и вызвало повторный взлет «десяток». Причина деградации младших таблеток совсем в другом, но об этом ниже.
Подъем продаж «десяток», очевидно, связан с тем, что потребитель, в том числе в деловой среде, наконец разобрался с планшетной темой (что здесь зачем). И начал закупать планшеты уже не только из-за технологической моды, что, откровенно говоря, случалось ранее, но как необходимый для определенных сценариев использования гаджет. Сегодня понятно, для чего нужны ноутбуки, для чего стационарные ПК, для чего лучше подходит смартфон, а где пул задач для планшетов с большой диагональю.
Так, «десятки» проникли в ряд профессиональных сфер. Известны факты обширных тендерных закупок гаджетов этого класса в корпоративной среде. Они используются для определенной части выездных задач рабочего характера: как средство для презентации и интернет-серфинга, как почтовый терминал. И в этих качествах они заведомо превосходят смартфоны и планшеты более низких диагоналей. При этом по конструктивному удобству в выездном варианте они явно превосходят ноутбуки.
Было мнение, что реинкарнация больших таблеток возобладает с распространением мобильной платформы MS Windows. Что-то здесь, действительно, получилось, но все же Win-таблетки пока остаются элитной бизнес-категорией. На массовом же рынке обошлись и без Microsoft. Здесь появилось большое число относительно бюджетных «десяток» под Android. Да и культового iPad под iOS в качестве старшего ценового кластера никто не отменял. И сектор начал восстанавливать объемы.
Право, тут стоит вспомнить такое понятие, как Gartner Hype Cycle – «цикл зрелости технологий». Согласно теории, любая технология в период своего становления переживает несколько стадий: первичного интереса, рекламной шумихи и бума на завышенных ожиданиях; затем стадию разочарования и резкого спада интереса, преодоления недостатков и, наконец, выхода на плато – нормальный уровень развития, когда ясен окончательный набор преимуществ и недостатков.
Старший подсегмент рынка планшетов рисует нам именно такую кривую, и в данный момент он явно дошел до уровня плато, пройдя все периоды первичной волатильности, от ажиотажа до резкого спада.
«Семерки» и плафоны
А вот младший подсегмент как раз нарвался на жесткую внешнюю конкуренцию со стороны больших смартфонов (иначе плафонов) с экраном от 5 дюймов. По сценариям использования плафоны схожи с младшими планшетами, при этом они компактнее, обладают вдобавок функциональностью обычного телефона и пр.
Кроме того, реальность показывает, что плафоны средней стоимости, не говоря уже о флагманах, в среднем имеют более продвинутую конфигурацию, чем «семерки».
С позиции маркетинга массовые крупноразмерные плафоны явились плодом удешевления флагманских моделей смартфонов; они опускались по цене сверху, в то время как планшеты-«семерки» изначально были нацелены в область максимально низкой цены. Да и существовали они в условиях сверхконкуренции со стороны десятков игроков, как глобальных, так и мелких. Как следствие, их технические характеристики фактически не развивались под тяжестью ценового прессинга. В результате вышло так, что «семерки» в массе своей проигрывают по качеству экранных разрешений, а зачастую и мощности процессора, объемам встроенных ОЗУ и ПЗУ и другим характеристикам средненькому плафону, несмотря на большие габариты.
И потребитель начал массово перебегать на смартфонную базу, тем более что новый телефон все равно нужен. Сегодня плафоны зачастую покупают как базу для перехода на LTE (4G). А коль уж куплен большой смартфон, то зачем еще и маленький планшет? Кроме того, бюджетных планшетов напокупали в прежние времена просто на пробу или в подарок – благо цена позволяла. Некоторые пользователи отказываются от такого приобретения, в результате в канале вторичного сбыта их сейчас скопилось огромное количество, и почти совсем задаром. Вопрос, что использовать, б/у от Sаmsung или новый no name за 2 тыс. руб.? Часть покупателей выбирает первое. Что дополнительно давит на рынок первичных продаж «семерок».
В итоге по первому полугодию подсегмент малых планшетов упал на 19%. Промежуточный типоразмер 8–9 дюймов чувствовал себе чуть лучше, динамика зафиксирована на уровне -9%. Здесь, конечно, плафонный прессинг не так влиятелен.
Структура рынка изменилась
В конечном счете все это привело к полному перераспределению структуры продаж планшетов и слому привычных трендов (см. рис. 3).
Рис. 3. Доли диагональных классов на российском рынке планшетов.
Естественно, на рынке увеличилась доля продаж в натуральном выражении старших типоразмеров, она резко выросла до 35%. Доля «семерок», напротив, существенно ужалась с 61% в первом полугодии 2015 г. до 48% в этом году.
Все это, конечно же, привело и к общему удорожанию рынка. Так, средневзвешенная цена планшета в рублях по первому полугодию составила 11 тыс. руб. Ранее, во втором полугодии 2015 г., она составляла 9 тысяч, т. е. повысилась на 18%. (Рубль в эти периоды, в прошлом году падал, а в этом году, наоборот, рос. Но если усреднить, оказывается, что средние курсы за эти полугодия отличаются не сильно.) Так что мы видим явление роста средней цены по планшетам именно как следствие структурного сдвига ассортимента.
Вендоры
Но, пожалуй, самой яркой иллюстрацией изменений в планшетной сфере становится резкое снижение количества активно работающих компаний. Их число в условиях сверхконкуренции начало снижаться даже раньше, но сегодня уже стало носить ярко выраженный характер.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.