Ситуация на российском рынке проекторов

Василий Мочар, Ромэна Мочар

В первом полугодии 2016 г. российский рынок проекторов откровенно разочаровал. Дело в том, что, как известно, первое полугодие 2015 г. было просто катастрофичным, причем по большинству ИТ-отраслей. А на рынке проекторов оно при этом было одним из худших: снижение в годовом исчислении составляло тогда около 50%. После такого провала в 2016 г. следовало ожидать (хотя бы по техническому анализу) определенную коррекцию вверх. И если эти ожидания в целом оправдались по многим ИТ-сегментам, то рынок проекторов не то что не начал восстанавливаться, но продолжил уверенно снижаться.

Основные итоги

По данным аналитической компании ITResearch, за I полугодие 2016 г. в России было продано чуть более 31 тыс. проекторов на 31,5 млн долл. (см. рис. 1 и 2)[1]. Снижение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило около 11% как в натуральном, так и в денежном выражении (см. рис. 3). И этот результат оказался ниже самых пессимистичных прогнозов.

Рис. 1. Динамика продаж на российском рынке проекторов в натуральном выражении.

Рис. 2. Динамика продаж на российском рынке проекторов в денежном выражении (долл.).

Некоторое оживление в рознице в первые месяцы 2016 г. (вызванное попытками массовых покупателей купить быстро дорожающие гаджеты после очередной волны девальвации рубля), что благотворно отразилось на смежных ИТ-областях, проекторов практически не коснулось. А с тендерами, особенно массовыми (в сферу образования), которые крайне важны для рынка проекторов, все обстояло крайне сложно. Не имея данной поддержки, рынок так и не смог нащупать почву под ногами.

Оба квартала полугодия были довольно слабыми, правда, все же с определенным трендом к улучшению. За I квартал 2016 г. на российском рынке было продано около 14,5 тыс. проекторов на сумму 14,5 млн долл. Годовая динамика составила минус 15% в штуках и минус 5% в долларах.

Во II квартале 2016 г. продажи были чуть более 16,5 тыс. проекторов на сумму 17 млн долл. Таким образом, по сравнению с первым кварталом рынок увеличился на 14% в штуках и на 17% в деньгах. Однако в годовом исчислении динамика оставалась негативной. В сравнении со II кварталом 2015 г. рынок снизился на 7,6% в штуках и на 15,8% в деньгах. В целом негативная динамика несколько уменьшилась, да и в течение самого второго квартала темпы снижения в отдельных месяцах планомерно снижались, а в июне рынок даже вышел «в плюс» на 4,2%. В результате этого снижения были «пробиты вниз» даже кризисные уровни 2009 г., правда, пока только в денежном выражении.

Рис. 3. Динамика годовых темпов роста на рынке проекторов.

К сожалению, ниспадающий тренд не останавливается уже четыре года подряд, начиная с пика 2012 г., когда шли масштабные государственные тендеры в сферу образования. Но уже на следующий год рынок, даже при поддержке тендеров, показал снижение вследствие нарастания проблем в экономике. Так пошло и дальше вниз, по нарастающей, вплоть до полного провала. И сейчас главное, чтобы этот тренд остановился, поскольку мы и так видим уход из бизнеса как со стороны некоторых малозначимых вендоров (что нас, в общем-то, не беспокоит, поскольку их есть кому заменить), так и их российских партнеров (что уже «ближе к сердцу»).

Что касается динамики падения рынка, то на протяжении 2013 и 14 гг. она была еще на уровнях минус 10–15%. Затем последовал обвал 2015 г, но в текущем году темпы падения рынка несколько замедлились до неприятных, но не катастрофических.

Интересно проанализировать изменение объемов рынка по сравнению со своеобразной «реперной» точкой – первым полугодием 2007 г. (см. рис. 4).

Рис. 4. Изменение объемов рынка по сравнению с уровнями 1 половины 2007 г.

На «пике» рынка, в первом полугодии 2012 г., в натуральном выражении рынок был выше 2007 г. на 75%, но в денежном всего на 16%. В 2014 г. рынок еще был на 30% выше 2007 г., но в деньгах уже ушел вниз. Пятнадцатый год усугубил ситуацию, а шестнадцатый добавил, и сейчас до уровней первого полугодия 2007 г. уже не хватает 30% в штуках и более 50% в деньгах.

На лицо существенно разные темпы изменения рынка в штуках и деньгах. Они обусловлены значительным снижением средневзвешенной стоимости проекторов, на которую влияет как общая эрозия цен, так и технологическая структура продаж. Важность этого параметра в том, что снижение средней стоимости означает общее уменьшение прибыльности и маржи.

Как следует из рис.5, средневзвешенная стоимость проекторов непрерывно снижается. В 2012 г., на максимумах продаж (пришедшихся на недорогие аппараты для сферы образования) этот параметр даже «пробил вниз» психологическую отметку 1000 долл. Затем произошла некоторая коррекция, и к 2014 г. средняя стоимость вышла на уровень 1100 долл.

Рис. 5. Динамика средневзвешенной стоимости проекторов (долл.).

Но в 2015 г. средневзвешенная стоимость опять устремилась к 1000 долл. Поскольку при этом кардинальных структурных изменений на рынке проекторов не наблюдалось, то это снижение в наибольшей степени связано с девальвацией рубля. Корректируемые поставщиками рублевые цены зачастую не успевали за снижением курса рубля, что приводило к уменьшению долларового эквивалента цены проектора.

Прогнозировать дальнейшее поведение средневзвешенной стоимости очень сложно. Выздоровление рынка, по логике, должно сопровождаться увеличением доли дешевых устройств, а значит, снижением данного индикатора, тем более что технологии становятся всё более доступными. Однако если кризис обостряется, должен расти относительный вклад инсталляционных проекторов (это менее эластичный рынок), соответственно средневзвешенная стоимость должна оставаться высокой, несмотря на неизбежную ценовую эрозию. И тот факт, что в 2016 г., когда продажи продолжали сокращаться, средневзвешенная стоимость осталась неизменной, только подтверждает данный тезис.

Структурные изменения

Анализ структурных изменений на рынке проекторов одновременно и прост, и сложен. В отличие от мониторов, где все «крутится» около диагонали, в случае проекторов приходится обращать внимание на множество технических параметров и их комбинаций, поскольку потребности различных целевых рынков не структурированы, и в одних случаях критичными бывает одна группа атрибутов (факторов выбора), а в других – абсолютно другая. Это задает богатую фактуру работы с данными, но одновременно заставляет крайне осторожно пользоваться «бритвой Оккама».

Но прежде чем перейти к техническим параметрам, хотелось бы проанализировать изменение структуры рынка по ценовым диапазонам, поскольку это близко связано со средневзвешенной стоимостью проекторов.

Как было сказано выше, в I полугодии 2014 г. средневзвешенная стоимость проекторов составляла около 1100 долл., а в последующие два года она снизилась до чуть более 1000 долл. За счет каких же сегментов это произошло?

Наибольший рост доли наблюдался в сегменте до 500 долл., который в 2009 г. составлял менее 0,2% рынка. Теперь же такие аппараты составляют более 43% в натуральном выражении (см. рис. 6). При этом снизилась доля всех проекторов среднего ценового диапазона, а устройства «выше среднего» даже немного нарастили свою долю.

Рис. 6. Динамика структуры продаж по ценовым диапазонам в натуральном выражении.

Все это, конечно, не радует, поскольку рост в самом низкомаржинальном сегменте дешевых проекторов особо не интересен никому из игроков рынка. К тому же нужно помнить, что в перерасчете на рубли 500 долл. в начале 2014 г. и в 2016 г. – это «две большие разницы», и малообеспеченные пользователи, ориентированные на самые дешевые решения, очень часто оказывались вне рамок бюджета (в этом же во многом кроются текущие проблемы рынка проекторов).

В денежном выражении вклад данных сегментов в рынок кардинально иной (см. рис. 7), из которого видно, где именно зарабатываются деньги, а где – только рыночная доля и убытки. Примечательно, что около 30% всего денежного потока рынка формируют аппараты стоимостью более 5000 долл., и их вклад даже несколько вырос. Это связано с тем, что в данном сегменте ключевым фактором являются потребительские характеристики, и клиенты в основном готовы платить за новейшие технологии, которых на самом деле появляется совсем не мало.

Рис. 7. Динамика структуры продаж по ценовым диапазонам в денежном выражении.

«Классикой жанра» на рынке проекторов выступает базовая технология формирования изображения: DLP или LCD. На этот фактор до сих пор многие обращают внимание, хотя, по нашему мнению, этот параметр скорее «политический», чем реально определяющий применимость проектора в тех или иных приложениях.

Рис. 8. Динамика соотношения между LCD- и DLP-проекторами.

Все предыдущие годы более доступная DLP-технология уверенно наращивала свою долю (см. рис. 8), и с 2007 г. доля LCD-проекторов снизилась почти вдвое. Главным образом это связано с примерно двукратным разрывом в средневзвешенной цене. Но немаловажным также является тот факт, что за LCD-проекторами в первую очередь стоит компания Epson, а против играет почти весь рынок, и в такой ситуации (как, например, показывает опыт компании Apple) удержать доминирование просто невозможно. В 2016 г., правда, наблюдался небольшой отскок в сторону увеличения доли LCD, но поворота тренда точно не будет.

На наш взгляд, намного интереснее посмотреть на динамику соотношения LED- и Laser-LED- проекторов, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с обычными проекторами (в первую очередь, примерно десятикратным ростом времени службы источника света). Этот перспективный сегмент также не остался вне общих проблем рынка, но снижение его было намного более скромным.

Если весь рынок в текущем году по сравнению с уровнями первого полугодия 2012 г. снизился примерно на 60%, то рассматриваемый сегмент показал вдвое меньшее снижение, а в деньгах за это время его вклад практически удвоился! И происходит это за счет того, что всё большее распространение получают дорогие профессиональные инсталляционные Laser-LED-аппараты, яркость которых становится сопоставима с самыми яркими «традиционными» аппаратами.

По-прежнему важным атрибутом является вес и габариты проектора, задающие его возможности в плане мобильности. Компания ITResearch традиционно делит проекторы на несколько групп, исходя из их веса. Это микропортативные (вес до 2,25 кг (до 5 фунтов)), ультрапортативные (от 2,25 до 4,5 кг (5–10 фунтов)), портативные (от 4,5 до 9 кг (10–20 фунтов)), переносные (от 9 до 18 кг (20–40 фунтов) и стационарные аппараты (свыше 18 кг (более 40 фунтов)).

Самые легкие, микропортативные аппараты в некоторые периоды становились основным (в количественном выражении) сегментом на рынке, формируя более половины продаж. Однако в периоды значимых отгрузок в образовательные тендеры их доля заметно снижается за счет более дешевых ультрапортативных проекторов. Стоит отметить, что сегмент микропортативных устройства очень чувствителен к текущим проблемам в экономике, поэтому, несмотря на их перспективность, его доля за последние 10 лет практически не изменилась (см. рис. 9). Кстати, последние несколько месяцев опять наблюдается небольшой рост сегмента. Это мы связываем с некоторым оживлением в рознице и бизнесе, поскольку время тендеров, видимо, еще не пришло.

Рис. 9. Изменение структуры продаж проекторов по весо-габаритному фактору в натуральном выражении.

Обращает на себя внимание факт, что доля микропортативных и ультрапортативных устройств в деньгах за последние годы существенно снизилась (см. рис. 10), в то время как доля стационарных решений заметно выросла. Кстати, подобная динамика наблюдается также на рынке ИБП, где тоже растет доля инфраструктурных решений. И там, и там логика процесса сходна: массовый рынок в депрессии, в то время как «тяжелое» оборудование для критичных приложений остается востребованным, поскольку ввод в эксплуатацию многих серьезных комплексов без ярких проекторов (в данном случае) невозможен.

Рис. 10. Изменение структуры продаж проекторов по весо-габаритному фактору в денежном выражении.

Раз уж мы упомянули яркость проекторов, то следует отметить, что рост данного показателя однозначно относится к ключевым факторам рынка, поскольку предоставляет возможность существенно расширять сферу применения даже самых доступных моделей.

Рис. 11. Динамика структуры продаж проекторов по яркости в натуральном выражении.

В период 2010–2013 гг. ключевым сегментом рынка были проекторы с яркостью от 2500 до 3000 лм. Однако затем фактически те же модели были сделаны существенно более яркими, и на первое место вышел сегмент с яркостью от 3000 до 4000 лм. Сейчас они составляют примерно три четверти всего рынка, и подобной яркостью уже не удивишь даже в случае самых бюджетных моделей проекторов стоимостью до 500 долл.

Доля самых ярких аппаратов (4000+ лм) в натуральном выражении традиционно довольно незначительна: около 5%. Однако в денежном выражении это крайне значимый и растущий сегмент. Объем их продаж сейчас приближается к 30% от всего рынка, при этом только здесь, пожалуй, сохранилась нормальная маржа.

Но и «неяркие» проекторы пока не стоит списывать в утиль. Дело в том, что именно здесь размещены самые компактные LED-проекторы. Ввиду их относительной дороговизны данный сегмент пока развивается слабо. Но рано или поздно прорыв произойдет, и светодиодные проекторы будут доминировать в приложениях, где яркость некритична.

Рис. 12. Динамика структуры рынка проекторов по разрешениям.

Разрешение – очень важный критерий выбора проекторов. Наиболее доступные аппараты обычно имеют разрешение SVGA (800×600), которого достаточно лишь для базовых задач. Более функционально продвинутые проекторы имеют уже разрешение XGA (1024x768), но ввиду их более высокой стоимости они никак не могут окончательно вытеснить с рынка SVGA-аппараты (см. рис. 12). Более того, последние два года в связи с ощутимым падением рынка доля последних в целом даже выросла.



[1] Все графики и диаграммы базируются на регулярных ежемесячных и ежеквартальных исследованиях аналитической компании ITResearch, которые проводятся с 2003 г.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.