Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2016 г.

Компьютеры

В 2016 г. в России было продано 5084 тыс. компьютеров. В это число входят настольные ПК (включая AIO) и ноутбуки. В натуральном выражении рынок в сравнении с 2015 г. вырос на 1%. Это позволяет констатировать, что продолжительное падение в секторе ПК завершено, и рынок переходит к осторожному восстановлению.

Десктопов было продано 2160 тыс. шт. Сегмент вырос на 7,5%, причем за счет увеличения продаж стандартных системных блоков. Моноблоки же, которых было продано 266 тыс. шт., напротив, снизились в объемах на 10,7%. Сегмент ноутбуков за год сократился в натуральном выражении на 4%. Их было отгружено 2923 тыс. штук.

В сегменте настольных ПК в лидирующую пятерку по итогам года вошли* Aquarius, Depo, iRU, HP и Lenovo. Перечисленные фирмы в сумме продали 45% всех десктопов.

Среди производителей ноутбуков лидировали* Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo. В сумме эти компании продали 91% всех мобильных ПК.

Планшетные ПК

Продажи планшетных ПК (устройства с диагональю от 7 до 12,9 дюймов) в России за 2016 г. составили 4,9 млн штук на сумму в 50,2 млрд руб. По сравнению с 2015 г. это соответствует снижению на 24 и 14% соответственно. И хотя сокращение было намного меньше, чем в 2015 г, когда рынок уменьшился на треть, можно считать что планшеты находятся в нисходящем тренде.

На этом падающем рынке происходят значительные изменения в рейтингах компаний. Быстрыми темпами сокращается количество игроков, к концу 2016 г. на рынке насчитывалось уже только около 25 заметных брендов, что примерно в два раза меньше, чем еще пару лет назад. Многие вчерашние лидеры фактически ушли с рынка, но при этом появляются новые лидеры.

В первую пятерку на рынке планшетов в России по итогам 2016 г. входят* Digma, Irbis, Lenovo, Samsung и Prestigio..Компания Apple только на седьмом месте.

Принтеры и настольные МФУ

В 2016 г. российский рынок принтеров и настольных МФУ замедлил свое падение, хотя по отношению к предыдущему году продолжал оставаться «в минусе». Всего за этот период было продано 2.2 млн устройств, что на 11.9% меньше, чем в 2015 г. Несколько больше, на 13.5%, сократились продажи принтеров, на которые пришлось примерно треть всех проданных устройств, а в сегменте настольных МФУ падение составило около 11%.

Особенностью рынка стал рост его объема в денежном выражении, несмотря на сокращение количества проданных продуктов. По сравнению с 2015 г. он увеличился на 4,5 %, составив почти 409 млн долл.

В лазерном сегменте было продано 1.57 млн устройств, что на 14,2% меньше, чем годом раньше, При этом темпы спада принтеров и настольных МФУ были почти одинаковыми, что сохранило их соотношение в продажах примерно на уровне 40/60.

В струйном сегменте за год было продано 626 тыс. принтеров и МФУ, почти на 6% меньше, чем в 2015 г. При этом сокращение спроса затронуло только самый массовый подсегмент струйников начального уровня стоимостью до 100 долл., в то время как в старших их категориях отмечен рост продаж.

Как и годом раньше, на рынке принтеров и настольных МФУ тройку лидеров составили компании Canon, HP и Kyocera* с общей рыночной долей около 70%.

Сканеры

В 2016 г. показатели продаж в основных сегментах рынка сканеров были лучше, чем в предыдущем – падение спроса на планшетные сканеры замедлились, а на документ-сканеры и вовсе прекратилось.

После значительного падения рынка планшетных сканеров в 2015 г., в прошлом году темпы снижения продаж замедлились, составив всего 14%. В целом за год было продано 71,5 тыс. устройств, а денежный объем рынка составил 7 млн долл., на 10,5% меньше, чем годом раньше. В структуре продаж планшетников несколько увеличилась доля моделей начального уровня, на которые пришлось около 85% рынка в штуках.

В 2016 г. практически весь рынок планшетных сканеров заняли продукты Canon, Epson, HP и Mustek.

Документ-сканеры остаются одним из устойчивых сегментов российского ИТ рынка. В 2016 г. было продано около 28,1 тыс. устройств, что всего на 0,3% меньше, чем в 2015 г. При этом спрос заметно сместился в нижнюю категорию документ-сканеров производительностью до 30 стр./мин, которых было продано на 10% больше, чем годом раньше. Во всех более скоростных сегментах рынка продажи сократились, что привело к снижению его объема в деньгах на 17%.

В нижних скоростных сегментах рынка документ-сканеров около 80% продаж в 2016 г. составили продукты Canon, Epson, Fujitsu и HP, а в старших категориях устройств (свыше 60 стр./мин), ориентированных на потоковую обработку документов, примерно с такой же долей продолжают доминировать продукты Canon, Fujitsu, Kodak и Panasonic.

Фотобумага

На рынке листовой. фотобумаги в 2016 г продолжалось снижение. Всего было продано около 1,9 млн пачек на сумму 17 млн долл. По сравнению с 2015 г. рынок сократился на 35% в натуральном и на 17% в денежном выражении. Это ощутимо хуже, чем в 2014 и 2015 гг. Нисходящий тренд обусловлен, видимо, всё большим распространением смартфонов и снижением необходимости и желания распечатывать фотографии.

В группу лидеров рынка по итогам 2016 г. вошли бренды* Canon, Dexp, Epson, Hi-image, IST, Lomond и Profiline.

Мониторы

Всего за 2016 год в России было продано 2,33 млн мониторов. По сравнению с 2015 годом рост составил 10,6%, что оказалось заметно выше ожиданий начала 2016 г. В денежном выражении продажи 2016 г. составили 369 млн. долл., и годовой рост соответственно 5,4%. Это в два раза меньше, чем в натуральном выражении, и обусловлено снижением средневзвешенной стоимости мониторов.

2016-й год фактически оказался последним для мониторов «стандартного» формата (соотношение сторон 5:4 и 4:3). Они окончательно еще не ушли с рынка, но их продажи уже просто мизерны. Так что рынок мониторов теперь можно считать «широкоформатным».

На рынке мониторов продолжает уменьшаться консолидация. Традиционная тройка лидеров* Acer, Philips и Samsung контролирует уже меньше 44% продаж. Компании «второго эшелона», в который входят* AOC, BenQ и Dell, постепенно усиливают позиции, на их долю приходится уже больше 30% рынка.

Информационные панели

На российском рынке LFD (large format displays) в 2016 г. было продано 32,8 тыс. панелей на сумму около 97,6 млн долл. По сравнению с 2015 г. в натуральном выражении рынок вырос на 15,8% и на 28,5% в денежном. Средневзвешенная стоимость составила без малого 3000 долл., увеличившись за год на 11%.

Положительные итоги 2016 г. привели к тому, что установленная база LFD в России уверенно перешагнула за отметку в 200 тыс. панелей. Но до насыщения рынка еще очень далеко.

На четыре лидирующие компании* отрасли (LG, NEC, Philips и Samsung) приходится более 80% поставок LFD, причем лидер рынка – Samsung – обеспечивает более половины всего рынка. Помимо этой сверхконцентрации рынка следует отметить, что на отечественном рынке LFD продолжает увеличиваться количество новичков. В некоторые кварталы года оно превышало 40, делая рынок очень хаотичным.

Проекторы

Всего за 2016 г. было продано 95,7 тыс. проекторов на сумму в 96,2 млн долл. Итоги 2015 г., были превышены, соответственно, на 3% и 9%. При этом год был очень неровным: первое полугодие оказалось полностью провальным, но потери были перекрыты неплохим вторым полугодием. В целом динамика рынка недотянула до прогнозных величин (+10%), что связано с очень нехорошей ситуацией с образовательными тендерами.

Небольшой рост средневзвешенной стоимости проекторов был связан с тем, что в 2016 г. на 2% уменьшилась доля «сверхдешевых» (до 500 долл.) моделей. Сегмент аппаратов 500-750 долл. остался примерно на прежнем уровне, а неплохой рост был в среднем ценовом диапазоне (от 750 до 1500 долл.), который в наибольшей степени страдал в прошлые годы.

Лидирующая тройка вендоров осталась в привычном виде: Acer, BenQ и Epson*. При этом их суммарная доля рынка по итогам всего года оказалась примерно равна показателям 2015 г. – около 57%. Но, если в 2015 г. на следующие за лидерами компании – InFocus, NEC, Optoma, Panasonic и ViewSonic приходилось ощутимые 33%, то в прошлом году – только 29%.

ИБП

За 2016 г. на российском рынке было продано 1,08 млн ИБП переменного тока на сумму в 292,6 млн долл. По сравнению с 2015 г. рынок вырос на 4,5% в штуках и на 9,2% в деньгах. Динамика хотя и не впечатляет, но главное, что она оказалась положительной, что и прогнозировалось в начале года.

В 2016 г. наблюдался опережающий рост относительно дешевых решений, причем как за счет усиления производителей с традиционно более низкими ценами, так и благодаря росту спроса на более доступные модели у остальных производителей. В результате «средний» on-line ИБП к концу года подешевел без малого на 20%. И это не очень хороший (кризисный) признак, означающий, что назревшее обновление и расширение инфраструктуры во многих случаях происходит за счет самых доступных по цене решений.

В абсолютном выражении продолжает доминировать компания Schneider Electric, даже несколько усилившая свои позиции. На массовом рынке традиционная тройка лидеров*: Ippon, Powercom и Schneider Electric, а на корпоративном – компании* Delta Electronics, Eaton и Schneider Electric.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.