Структура продаж на рынке настольных ПК

Дмитрий Шульгин

По данным аналитической компании ITResearch, российский рынок настольных ПК в 2016 г. составил 2160 тыс. шт. на сумму 1,1 млрд долл. Впервые за пять лет сегмент показал годовой прирост продаж на 7,5% в натуральном выражении и на 13% в денежном (долларовом). Произошел разворот нисходящей тенденции, и продажи настольных ПК начали отрастать (см. рис. 1).

21.gif

Рис. 1. Объем продаж и годовая динамика рынка настольных ПК в 2010-2016 гг. (в тыс. шт.).

Причем это единственный сегмент рынка компьютеров, в котором был показан рост. И ноутбуки, и планшеты в 2016 г. по-прежнему демонстрировали снижение объемов отгрузок.

Заметим, что в России все это происходит на фоне продолжающегося макроэкономического негатива. Стимуляторы продаж в виде перехода на новые версии Windows (отказ от XP и выход Windows 10) отыграли свое уже в прошлом году. Каких-либо глобальных технологических стимулов для активизации сбыта в общем-то не имелось. И при всем при этом – отскок.

Да, сравнение сейчас идет уже с крайне деградировавшими показателями, поэтому можно сказать, что рост здесь чисто арифметический. Ведь в 2015 г. рынок десктопов еле-еле преодолел уровень в 2 млн штук, так что превысить это значение было не столь уж и затруднительно. Но дело не только в этом.

На сегодня крайне низкие объемы продаж уже не могут компенсировать естественное выбывание техники. Общая инсталлированная база ПК вплотную подошла к сокращению. А это невозможно, поскольку настольный ПК остается безальтернативной категорией как минимум на массовых рабочих местах в оргсекторе практически всех организаций. В результате рынок должен начинать подрастать уже просто на естественной замене устаревающего парка. Причем даже в условиях рецессии экономики, когда количество рабочих мест не увеличивается.

Долгие годы в отношении десктопов существовала субституция со стороны ноутбуков; она в значительной мере выдавила настольные системы из домашнего сектора. Но процесс активного вытеснения стационарных устройств в домовладениях в общем завершен. Кто перешел на ноутбуки – тот перешел, кто остался на десктопах – тот остался. Это обстоятельство, конечно, не увеличивает продажи настольных ПК, но и не уменьшает их с прежней интенсивностью.

При этом появившаяся мобильная альтернатива в виде планшетов в ряде случаев не вредит продажам и в домашний сектор, например, по такой схеме: для стола удобнее десктоп, а вне дома – планшет. (Что, в свою очередь, давит на продажи ноутбуков.)

При этом понятно, что основные изменения в секторе ПК происходят в оргсекторе. А вот в некоторых промышленных секторах на импортозамещении рост рабочих мест все-таки имеет место. И это создает основу для закупки новых компьютеров – не на замену, а как объект первичного спроса.

Также ощущается влияние обновления программного слоя. На сегодня ИТ-персонал предприятий уже оттестировал Windows 10, начинается постепенный переход на эту ОС. А новую ОС все-таки предпочитают внедрять на новом «железе».

Что касается госсектора, то здесь наблюдается усиление внимания ведомств к вопросам информационной безопасности. Все чаще возникают требования по обязательному использованию аппаратных средств защиты. А такие заказчики предпочитают не модернизировать систему за счет установки доверенной платы и софта, а купить новый заводской компьютер в так называемом доверенном исполнении.

Все вышеописанные процессы, взятые по отдельности, не вытянули бы сегмент и на уровень воспроизводства показателей, но в совокупности они приводят к текущему росту.

AIO и неттопы

Положение же в секторе моноблоков (AIO) неутешительное. Продажи составили всего около 270 тыс. шт. и вернулись к уровню аж 2011 г. Этот подсегмент в 2016 г. сократился на 11% в штуках. (В то время как продажи стандартных системных блоков увеличились на 12%.) Четвертый квартал был еще относительно неплохим и хоть как-то подправил положение. А вот в середине года спад в сегменте доходил до 30% в сопоставлении с аналогичными периодами 2015 г.

Доля моноблоков снова вернулась к 12% от общего сбыта десктопов, хотя еще в 2015 г. достигала 15% (рис. 2.).

Рис. 2. Технологическая структура рынка настольных ПК в натуральном выражении в 2010-2016 гг.

Несмотря на то что сегодня моноблоки стали поставляться и в организации, тем не менее они так и не стали основной товарной позицией для массовых рабочих мест. Кризисная экономия дополнительно заставляет клиентов подключать к новым системным блокам старые мониторы, что препятствует проникновению AIO на рынок замены – а он на сегодня основной.

Домашний же рынок пока все-таки остается рецессивным и воспроизводство показателей продаж моноблоков не обеспечивает.

Что же до неттопов, то этот продукт так и не вышел на массовые продажи. Сегодня вообще становится затруднительным определить, что есть неттоп. Мы под этим понимаем ультракомпактные системные блоки на базе бюджетных процессорных платформ (Intel Atom или Celeron/Pentium серии N) или на основе версий процессоров для мобильных ПК.

Вендоры

Лидером сегмента ПК по итогам 2016 г. стала компания Lenovo. В первую пятерку также вошли* Aquarius, Depo, iRU и HP. Эта группа суммарно продала более 45% всех настольных ПК в России.

Рис. 3. Суммарная доля лидирующей группы компаний на рынке настольных ПК в 2012-2016 гг.

Любопытно, что годом ранее показатель суммарной доли лидирующей пятерки был выше – 49% (см. рис. 3). Все годы наблюдений концентрация рынка ПК росла. Рынок noname-компаний и самосбора постепенно сокращался, а с началом рецессии этот процесс начал носить повсеместный характер. Ими сейчас уже мало кто интересуется, а стоимость при мелких партиях может быть даже выше, чем у стандартных готовых ПК. Собственно, это и сократило данный сегмент до малозаметных величин.

Однако остались сборщики среднего размера – второй эшелон.

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.