Структура продаж на рынке ноутбуков
Дмитрий Шульгин
В 2016 г. отдельные сегменты российского ИТ-рынка после затяжного падения показали рост. Но не все. Рынок ноутбуков, в частности, недотянул, правда, совсем немного.
По данным аналитической компании ITResearch, за 2016 г. в России было продано 2935 тыс. ноутбуков. Это на 4% меньше, чем в 2015 г.
Рис. 1. Объем продаж и годовая динамика рынка ноутбуков в 2010-2016 гг. (в тыс. шт.).
При этом мы видим (рис. 1.), что критическое снижение объемов прекратилось, и рынок вышел на уровень воспроизводства показателей. Роста пока нет, но минус 4% − это уже близко к точке разворота. Вот на рынке настольных ПК это уже произошло, а в сегменте ноутбуков вот-вот должно произойти, скорее всего, в текущем году.
За 2013–15 гг. рынок ноутбуков действительно дошел до того уровня, когда начинают сокращаться не только текущие продажи, но уже и сам эксплуатирующийся парк. При этом пришло осознание, что полноразмерный ноутбук для большого числа задач потребителю все-таки нужен, и только планшетами и смартфонами не обойтись. Последнее обстоятельство очень сильно мешало рынку ноутбуков, но сейчас они могут вернуть себе статус основного ПК.
Иногда в качестве основы домашнего парка выбирают настольный ПК, возможно и моноблок, но по большей части это все-таки те же 15- или 17-дюймовые ноутбуки.
Замена постепенно начинается
Важно отметить, что замедление стагнации и ориентация на рост поставок мобильных ПК в перспективе связана с оживлением рынка замены. Все последние годы в статьях цикла «структура продаж на рынке ноутбуков» мы печалились о том, что вторичные закупки на рынке стагнировали. Пользователь довольствовался унаследованным парком, либо вовсе отказывался от ноутбука, переориентируясь на планшеты.
А продажи ноутбуков если и оживали, то только в рамках сливных сезонных программ по ультрабюджетным устройствам. Подобные машины уходили на первичные закупки для школьников и студентов, по госзаказу как массовое оборудование для персонала ведомств и пр. Зачастую эти локальные улучшения показателей сугубо в натуральном выражении и вовсе являлись чистым следствием борьбы поставщиков за долю рынка. В любом случае это не имело отношения к обновлению устаревшего парка и активизации сбыта продвинутых устройств на актуальной начинке.
Конечно, это не могло нравиться производителям ноутбуков. Ведь такое положение критически снижало прибыльность бизнеса. Так, компания Intel акцентировалась на тезисе «пора обновляться» еще в момент запуска процессоров Skylink в третьем квартале 2015 г., происходившего одновременно с началом продаж MS Windows 10. Поначалу особо не помогало, но со временем дело с мертвой точки все-таки сдвинулось.
С третьего квартала 2016 г. начинается постепенный рост вклада в рынок продвинутых ноутбуков, выполненных на «стандартной» компонентной базе, под которой мы понимаем процессоры Intel Core и старшие чипы AMD (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение продаж различных категорий ноутбуков в 2015-2016 гг.
На рис. 2 видно, что доля бюджетных устройств на усеченной компонентной базе (AMD Kabini/Beema и Intel Bay Trail/Braswell.) с начала рассматриваемого периода преодолевает отметку в 50% и продолжает постепенно нарастать. Но в 3-м квартале 2016 г. тенденция резко разворачивается. Правда, к концу года показатели снова несколько откатываются в сторону удешевления, но это уже скорее влияние сезонных распродаж.
В целом же можно сказать, что сбыт более продвинутых конфигураций постепенно восстанавливается. Несмотря на экономические помехи, колебания курсов валют и прочие негативные факторы.
И если на рынке десктопов, т. е. там, где определяющую роль играют корпоративные закупки, плановое обновление инсталлированного парка уже развернуло сегмент к поступательному росту, то по ноутбукам, где преобладает более розничная тематика, эта тенденция только начинает набирать обороты.
В текущем году этому процессу теоретически может быть оказано и ценовое подспорье. Дело в том, что за последние годы сектор продвинутых ноутбуков фактически скатился к полному монополизму Intel. По рынку в целом доля AMD по итогам года составляет 18%, но из этих восемнадцати лишь 2% приходится на «стандартную» категорию (Carrizo/Bristol и Stoney Ridge). Остальное – это платформы Beema/Carrizo-L для бюджетных устройств.
Но теперь и у альтернативного вендора наконец появилось оружие в виде микроархитектуры Zen. На ее основе десктопные продукты выходят уже сейчас, а мобильные, надо думать, появятся позже в этом году. Зная обыкновение компании AMD делать агрессивные ценовые шаги, следует ожидать улучшения конкурентной обстановки в старшем сегменте ПК. Что, очевидно, добавит рынку живости и дополнительно подстегнет продажи продвинутых конфигураций.
Ультрамобильные
На рис. 2. видна и еще одна наметившаяся тенденция. А именно – увеличение доли ультрамобильных устройств, под которыми мы понимаем системы на базе процессоров Intel Atom или Core M (Y) со сниженным энергопотреблением. К концу прошлого года тут был показан резкий рост продаж, сопровождавшийся и увеличением рыночной доли вплоть до 5% объемов общего рынка.
Этот рост – безусловная заслуга сверхдешевых устройств на базе планшетных чипов Atom Z или младших ноутбучных Celeron N. Со второй половины 2016 г. их активно начали продвигать такие производители, как Prestigio и Irbis. Причем, что характерно, пришедшие из сегмента планшетов. Есть и другие поставщики, именитые и не очень, которые сегодня проникли на рынок ноутбуков оттуда же – это 4Good, Huawei, Haier, Krez и др. По большей части они развивают предложение мини-ноутбуков формата 10-11 дюймов или тонких и легких 14-дюймовых устройств, обычной или трансформенной конструкции на базе дешевых моделей энергосберегающих чипов. За счет низкой цены их отгрузки в российском ритейле набирают обороты.
Но дело не только в цене. По сути своей эти предложения играют ту же роль, какую когда-то здесь играли нетбуки. Ведь последние не стали замещающей продукцией, а создали новый рынок. Они в свое время просто расширили понятие мобильного ПК. Это были средства главным образом для работы в сети и базовых офисных приложений, высокой мобильности и низкой стоимости. Но потом появились планшеты, и тема временно завяла.
Сегодня происходит ее реинкарнация, но уже как бы в качестве обратного отхода от планшетов. Частичного, на самом деле. Есть немало и детач-планшетов под Windows на той же компонентной начинке. Есть таковые и в линейках как раз вышеперечисленных производителей. Но сейчас появился и более привычный, чисто ноутбучный вариант – низкопроизводительная платформа под Windows для выездного использования. И она дополняет рынок ноутбуков.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.