Структура продаж на рынке планшетных и документных сканеров
Владимир Миронос
В 2016 г. показатели продаж в основных сегментах рынка сканеров были лучше, чем в предыдущем – падение спроса на планшетные сканеры замедлилось, а на документ-сканеры и вовсе прекратилось.
Как уже отмечалось в предыдущих обзорах, устойчивое снижение продаж на рынке планшетных сканеров напрямую связано с сужением круга их приложений и среди офисных, и среди домашних и пользователей. Для регулярного выполнения офисных задач, связанных с оцифровкой документов, гораздо чаще предпочтение теперь отдается многофункциональным устройствам или документ-сканерам с планшетными приставками. При этом планшетникам остаются рабочие места там, где требуется качественная обработка относительно небольшого количества цветных изображений или фотографий, например, в отделах продаж и маркетинга.
В противоположность планшетным, для документ-сканеров круг приложений расширяется, во всяком случае, горизонтально – за счет внедрения распределенных систем сканирования для электронного документооборота и вовлечения в этот процесс «цифровизации офиса» все большего числа небольших организаций.
После значительного падения рынка планшетных сканеров в 2015 г. (больше, чем на 40% в штучном выражении), в прошлом году темпы снижения продаж замедлились, составив лишь 14%. Всего в 2016 г. было продано 71,5 тыс. шт., при этом более благоприятной с точки зрения спроса была вторая половина 2016 г., когда продажи снизились меньше чем на 10%. В этот же период отмечался и небольшой рост денежного объема рынка (примерно на 1.5% в третьем и четвертом кварталах), однако этого оказалось недостаточным, и в целом за год его динамика осталась отрицательной. Продажи планшетных сканеров составили 7 млн долл. – на 10,5% меньше, чем в 2015 г.
Улучшение денежного показателя продаж к концу года, как и в некоторых других сегментах ИТ-рынка, было вызвано главным образом ростом цен – в целом по рынку планшетников рост составил в среднем 4,5%, хотя в отдельных категориях моделей он был выше. При этом механизм роста цен в долларах был таким же, что и описанный при анализе рынка печатающих устройств. В основном он определялся отсутствием заметного падения рублевых цен (а на ряд моделей – даже их ростом) при укреплении рубля по отношению к доллару на протяжении всего года.
Больше всего, почти на 30%, поднялись средневзвешенные цены в начальной категории планшетных сканеров (рис. 1), хотя в начале 2016 г. продолжался тренд предыдущего года по их снижению. На диаграмме для наглядности за 100% приняты цены в конце 2015 г. Здесь практически на все модели тройки ведущих производителей (Canon, Epson и HP), пользующиеся повышенным спросом у потребителей, цены в рублях за 2016 г. увеличились, еще больше подняв стоимость устройств в долларах. Тем самым участники рынка смогли в какой-то степени компенсировать потери, понесенные ранее в этом малоприбыльном сегменте рынка. Правда, компенсация вряд ли была полной, поскольку, если сравнивать средние цены за 2015 и 2016 гг., то их рост был значительно слабее – всего на 12%.
Рис. 1 Рост цен в различных категориях планшетных сканеров.
В меньшей степени подорожали планшетные сканеры в старших ценовых категориях, где запас по марже даже помог снизить цены в рублях на некоторые модели.
И в первом, и во втором полугодии изменения в структуре продаж планшетных сканеров по ценовым диапазонам были минимальными и свелись к небольшому увеличению доли моделей начального уровня, на которые пришлось около 85% рынка в штуках. Поэтому различия между темпами снижения объема рынка в штуках и деньгах почти целиком определились ценовой динамикой.
По мере снижения общего количества продаваемых планшетников на этом рынке увеличивается доля фотосканеров, обеспечивающих высокое разрешение по геометрии и глубине цвета, но для которых не предъявляется жестких требований к времени оцифровки. Фактически основными перспективными сферами применения планшетных сканеров становятся обработка фотографий и специализированные приложения по качественной оцифровке изображений (например, в медицине или дефектоскопии). В 2016 г. продажи фотосканеров остались примерно на уровне предыдущего года, причем спрос на модели формата А4 даже немного увеличился, а на профессиональные сканеры формата А3 сократился.
В сегменте планшетных сканеров уже давно доминируют продукты «большой тройки» (Canon, Epson и HP*), а также компании Mustek. В 2016 г. эти вендоры поделили между собой практически весь рынок.
Документ-сканеры, несмотря на трудности в экономике, остаются одним из устойчивых сегментов российского ИТ-рынка. По общему количеству проданных устройств 2016 г. почти не отличался от предыдущего. Всего было продано около 28,1 тыс. сканеров, что лишь на 0,3% меньше, чем в 2015 г. В то же время выбор потребителей становился более разнообразным. Практически все ведущие производители документ-сканеров продолжают развивать свои продуктовые линейки, наращивая функциональность моделей на аппаратном уровне и комплектуя их все более полным набором программных решений с целью облегчить пользователям продвижение к цифровому офису.
Востребованность одного из основных инструментов, способствующих внедрению систем электронного документооборота, подтверждается динамикой так называемых регулярных продаж, отражающих суммарные закупки документ-сканеров большим числом организаций, в основном из сегмента малого и среднего бизнеса. По сравнению с 2015 г. этот показатель увеличился на 17% (рис. 2), главным образом за счет увеличения продаж недорогих моделей нижнего уровня производительности.
Рис. 2. Динамика тендерных поставок и «регулярных» продаж документ-сканеров.
Как и в предшествующие годы, в 2016 г. заметное влияние на динамику рынка оказывали отдельные крупные корпоративные поставки. Так, даже одна большая закупка в первом полугодии привела к количественному росту продаж в полтора раза относительно «бестендерного» начала предыдущего года. Во вторых полугодиях ситуация с динамикой продаж выглядела противоположной. Единственная крупная тендерная поставка в третьем квартале 2015 г. и отсутствие заметных по объему корпоративных закупок во втором полугодии 2016 г. привели к снижению продаж за этот период. При этом и объем самих конкурсных поставок был в 2016 г. меньше, чем в предыдущем.
Несмотря на сохранение количественного объема рынка, продажи документ-сканеров в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 17%, составив 22,3 млн. долл. Основную роль в этом сыграло изменение в структуре продаж, влияние которого оказалось сильнее, чем рост цен.
В целом за 2016 г. спрос заметно сместился в нижнюю категорию документ-сканеров производительностью до 30 стр./мин, которых было продано на 10% больше, чем годом раньше. В то же время во всех более скоростных сегментах продажи сократились (рис. 3), особенно в категории потоковых сканеров (свыше 60 стр./мин), где, в отличие от 2015 г., крупных закупок не было.
Наиболее заметным было снижение продаж в подсегменте самых скоростных документ-сканеров (свыше 90 стр./мин), который, несмотря небольшую долю в штуках и относительно узкий круг потребителей, вносит значительный вклад в денежный объем рынка.
Рис. 3. Динамика продаж в различных скоростных сегментах документ-сканеров (2016 г. по сравнению с 2015 г., в штуках).
Перераспределение рынка в пользу менее дорогих моделей и явилось основной причиной падения его денежного объема, которое не смог компенсировать рост цен, наиболее интенсивный как раз в нижних скоростных сегментах (где запас по марже меньше, а финансовые потери участников рынка из-за роста курса доллара в 2015 г. были значительными). В целом за год стоимость документ-сканера увеличилась в среднем на 5%.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.