Анализ ситуации на российском рынке мониторов
Василий Мочар
Несмотря на всё большее распространение мобильных компьютерных устройств, рынок полноформатных компьютерных мониторов продолжает удерживать значительные позиции на российском ИТ-рынке. А итоги минувшего года говорят даже о заметном его оживлении и позитивных структурных изменениях.
Основные итоги 2016 г. и прогнозы
Всего за 2016 г. в России, по данным аналитической компании ITResearch, было продано 2,33 млн мониторов, по сравнению с 2015 г. рост составил 10,6%. В денежном выражении продажи 2016 г. составили 369 млн долл., и годовой рост соответственно – 5,4%. Показатель в два раза меньше, чем в натуральном выражении, и обусловлено это снижением средневзвешенной стоимости мониторов, о чем мы поговорим подробнее чуть ниже.
Эти результаты оказались заметно выше ожиданий начала 2016 г., когда цены на нефть и курс рубля летели вниз. Год в целом был очень неровным, причем динамика восстановления рынка имела тенденцию к ухудшению (что, впрочем, не отменяет нашего вывода об общем восстановлении).
В первом квартале в годовом исчислении (по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.) рынок вырос в штуках на 20%. В деньгах рост был скромнее – примерно на 6%. Однако этот очень значительный рост продаж в натуральном выражении во многом имел технический характер. Дело в том, что в 2015 г. в первом квартале был фактически коллапс, а в 2016 г. продажи все же в целом пошли (хотя и довольно слабенько). В первую очередь продажи были поддержаны за счет розницы: очередная волна девальвации стимулировала активность консьюмеров, которые начали закупки за кредитные средства. В то же время в корпоративе дела шли заметно хуже.
Во втором квартале ситуация была фактически зеркальной, и рынок был поддержан именно за счет значимых тендеров (сам по себе этот фактор не может не радовать). Всего в годовом исчислении рынок вырос в штуках на 9%. В деньгах рост был заметно меньше: из-за снижения средневзвешенной стоимости (в первую очередь из-за влияния тендеров) даже наблюдалось номинальное снижение примерно на 1%.
Затем, в третьем квартале, рынок вырос в штуках на 11% и в деньгах на 8%. Кстати, этот квартал был чрезвычайно неровным: падение 7% в июле, затем 32%-ный рост в августе и рост на 9% в сентябре. Рынок мониторов оставался крайне нестабильным, нервно реагируя на колебания спроса, вызванные политическими и экономическими неурядицами.
Последний квартал года в целом также был позитивным: рост в штуках – на 6,4%; а в деньгах – даже на 7,6% благодаря росту средневзвешенной стоимости на 1,1%. Динамика была несколько хуже, чем в предыдущие кварталы 2016 г., и в первую очередь ее снижение мы связываем с ростом курса рубля. В расчете на рост покупательской способности рублей потребители заняли выжидательную позицию. Показатели розницы оказались ниже прогнозируемых, что, в частности, отразилось и на рейтинге игроков. Кстати, на корпоративном рынке снижение было еще больше, чем в рознице.
Стоит добавить, что 2017 г. в целом начался на мажорной ноте. В январе рынок подрос примерно на 17%. На момент написания обзора официальных февральских итогов еще не было, но, по предварительным ожиданиям, второй месяц года должен был быть не хуже. И всё это, несмотря на продолжавшееся укрепление рубля, которое серьезно охлаждало розницу.
Принимая во внимание усиления рубля, можно ожидать, что текущие продажи ИТ-оборудования будут оставаться под давлением. Вместе с тем на фондовых и товарных рынках назрела сильная коррекция. А это обычно сопровождается резким ростом курса доллара, так что на этом фоне покупатели сметут всё, что будет на складах. Вопрос лишь в том, насколько долговременной будет эта коррекция. Если не дольше месяца, то она окажется только полезной для рынка. Но если произойдут более значимые события, о которых, возможно, мы на данный момент еще не догадываемся, то наш положительный прогноз, очевидно, не оправдается.
В целом, учитывая восстановление экономического роста, объявление ряда значимых тендеров, старение установленной базы мониторов, на 2017 г. мы ожидаем рост рынка примерно на 15%.
Потенциал текущих продаж
Потенциал текущих продаж во многом обусловлен размером установленной базы мониторов и ее возрастом. Год назад в аналогичном обзоре на данную тему мы этот вопрос проанализировали довольно подробно, поэтому не будем излагать основные постулаты в полном объеме. Однако ситуация меняется, и некоторое обновление все же необходимо.
Напоминаем, что в России насчитывается около 70 млн экономически активных людей, и работа многих из них в той или иной мере связана с компьютером. Кроме того, у нас в стране примерно 45 млн домохозяйств, в которых также без компьютера (да и не одного) сейчас уже никак.
Безусловно, ноутбуки являются мощнейшим субститутом по отношению к десктопам (и соответственно мониторам), но у них также уже прошла первичная волна насыщения, и те, кто планировал перейти на мобильный ПК, в основной массе это уже проделали.
Главная «проблема» мониторов в том, что они чрезвычайно надежны, и физический выход из строя на протяжении 1-3 лет ничтожен, и даже 4-5-летки в подавляющем числе своем вполне работоспособны, да и в техническом плане они остаются «на уровне», поскольку рост размера экрана идет довольно медленными темпами.
Расчеты ITResearch показывают, что с 2009 по 2013 гг. установленная база мониторов была примерно на одном уровне, превышая 30 млн устройств (см. рис. 1). Но затем началась довольно быстрая деградация, и на начало 2017 г. база снизилась до уровня чуть более 20 млн аппаратов, а по итогам текущего года она при любых обстоятельствах пробьет вниз и эту отметку. То есть текущие продажи даже не обеспечивают восполнение выбывающих мониторов.
Рис. 1. Динамика установленной базы мониторов в России (в млн штук).
Понятно, что первичных продаж на рынке мониторов практически нет уже довольно давно, и теперь продажи формируются строго аппаратами, идущими на замену. Здесь было бы очень полезно сопоставить эти уровни (см. рис. 2). График «продаж» соответствует реальным продажам, а кривая «замена» в некоторой мере гипотетическая. Вплоть до 2011 г. первичные продажи были довольно значительными, и установленная база в целом росла. Но затем они не просто схлопнулись, устройств на замену стало просто заметно меньше, чем требуется. После точки пересечения двух кривых график для замены приобрел теоретический характер и показывает, какие объемы необходимо вливать в рынок для сохранения установленной базы в неизменном объеме. Конечно, мы говорим о некоем теоретическом обосновании замены, хотя в реальности (не от хорошей жизни) пользователи могут вести себя более аскетично.
В ужасном 2015 г. поставлялось в 2,5 раза меньше, чем необходимо. И сближение наметилось только в 2016 г., но разрыв все еще более чем двукратный.
Но в 2017 г., как уже было сказано, мы ждем продолжения роста и соответственно сокращения разрыва. В целом же потенциал рынка текущих продаж остается очень значительным, позволяя нарастить поставки более чем вдвое. Но данный потенциал сможет реализоваться в полной мере только при улучшении покупательской способности как физических, так и юридических лиц, а с этим пока еще не очень хорошо.
Рис. 2. Динамика текущего рынка и вторичных закупок (на замену) (в млн штук).
Долговременная динамика рынка мониторов
Проблемы с обновлением и восполнением установленной базы, а также несколько кризисов привели к тому, что долговременный график продаж на российском рынке мониторов носит довольно сложный характер (см. рис. 3 а и 3 б).
Быстрое первичное удовлетворение спроса длилось до 2007 г., хотя база установленных аппаратов продолжала расти вплоть до 2012 г. (см. рис. 1). Далее начался цикл резкого падения, о котором мы уже много писали, так что не станем подробно останавливаться на его описании.
Затем последовало несколько лет восстановления, к сожалению, не очень серьезного по амплитуде, да и недостаточно длительного для выхода рынка к прежним уровням. Следующий цикл снижения был мотивирован структурными проблемами в экономике и сокращением покупательской способности как организаций, так и частных лиц. И только сейчас мы видим определенные сигналы к слому данного негативного тренда.
Рис. 3а. Динамика российского рынка мониторов в натуральном выражении (в млн штук).
Рис. 3б. Динамика российского рынка мониторов в денежном выражении (в млн долл.).
Более показательной данная динамика рынка становится при рассмотрении отдельно самих показателей годовой динамики рынка (см. рис. 4). На самом деле, после 35%-ного обвала в 2009 г. только 2010 г. закончился в позитивном ключе, а с 2012 г. отрасль пошла вниз с нарастающими темпами. Причем, если 2014 г. закончился падением всего на 18%, то 2015-й побил все рекорды, снизившись более чем на 38%. Получается, что 2016-й оказался первым годом за шесть последних лет с позитивной динамикой, и, дай бог, чтоб не последним. Правда, его уровни роста выглядят довольно бледно по сравнению с провалами прежних лет.
Рис. 4. Динамика годовых темпов роста/падения рынка в натуральном выражении.
В 2009 г. рынок одним махом «усох» на 2,5 млн мониторов (см. рис. 5)., и это была действительно катастрофа, поскольку ни производственные мощности, ни канал не были готовы к такому сжатию. В 2015 г. объем отгрузок сократился вдвое меньше, и, учитывая, что отрасль неким образом адаптировалась к снижению, это было уже не так болезненно. В 2016 г. рынок уже прибавил 220 тыс. штук – в целом немного, но для оставшихся на рынке игроков и это отрада. Исходя из ожидаемой динамики и текущего объема рынка, мы ждем, что несколько последующих лет (при условии отсутствия новых кризисов) продажи каждый год будут прибавлять по 400-500 тыс. мониторов.
Рис. 5. Динамика абсолютного изменения продаж по годам.
Рассматривая долговременную динамику рынка, необходимо также обращать внимание на среднюю стоимость продукции. Если она слишком мала и имеет тенденцию к снижению, это оборачивается падением прибыльности рынка и постепенным уходом с него вендоров и канала.
Как видно из диаграмм 3 а и 3 б, динамика денежных показателей на рынке мониторов выглядит существенно хуже, чем натуральных, что связано со снижением средневзвешенной стоимости мониторов (см. рис. 6).
Рис. 6. Динамика средневзвешенной стоимости мониторов (в долл.).
Несмотря на постепенно идущие сдвиги рынка в сторону бОльших диагоналей, а также произошедшее на рубеже 2005 г. замещение ЭЛТ-аппаратов ЖК-устройствами, мониторы в целом за последние годы подешевели просто катастрофически. На смену довольно стабильных и привлекательных уровней ±250 долл. пришла новая реальность – уровни ±170 долл., а последние годы и ±160 долл. Снижение средневзвешенной стоимости мониторов, которое продолжилось в 2016 г., являлось не структурным сдвигом, оно было обусловлено некими рыночными моментами.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.