Товарное предложение на рынке ноутбуков-трансформеров
Дмитрий Шульгин
Трансформеры или ноутбуки с поворотным экраном – это сегодня достаточно популярный сегмент рынка мобильных компьютеров, хотя и немногочисленный. По данным компании ITResearch, в 2016 г. он занимал порядка 2% российского рынка мобильных ПК
Форм-факторы
В отличие от детачей, представляющих собой планшет с дополнением в виде клавиатуры, превращающим его в ноутбук, трансформер – это полноценный ноутбук, дополненный планшетоподобной функциональностью, но остающийся именно ноутбуком. В общем это не совсем гибрид одного и другого, как в случае детачей, а дополнение ноутбучного ассортимента новым конструктивным решением с функцией сенсорного управления. Отдельный товарный кластер в составе рынка мобильных ПК.
Изначально трансформеры в основном были представлены малоразмерными моделями, но ассортимент быстро расширился вплоть до полноразмерных диагоналей. А такие устройства уж точно не назовешь субститутом планшета. Впрочем, большие трансформеры продаются все-таки не очень активно.
Конструкция к настоящему моменту стала фактически единой. Это вариант, в котором дисплей проворачивается на 360 гр. вокруг оси крепления к клавиатуре. Были и другие конструктивные решения, но на сегодня во всей перечисленной в таблице номенклатуре (см. таблицу) есть только два отличных варианта: Acer Aspire R7 c креплением на боковых направляющих и Elitebook Revolve со «старым» шарнирным креплением. Все массовые серии трансформеров – Aspire R, Asus Transformer Book Flip, HP x360, Lenovo Yoga – имеют именно изгибаемую через горизонтальную ось конструкцию типа «блокнот с пружинкой». В рекламных материалах она еще именуется «4 в одном»: обычный ноутбук, планшет, «презентация» – на столе «домиком» и консоль – клавиатурой на стол, монитором к пользователю.
В целом на сегодня трансформеры, как уже отмечалось, занимают примерно 2% российского рынка ноутбуков в натуральном выражении. При этом самым продаваемым является средний форм-фактор – модели с экраном 13 дюймов. На него приходится почти 40% отгрузок. Еще 30% продающихся устройств – это мини-ноутбуки с экраном 11,6 дюймов. Это и есть две главные номинации в трансформерной тематике. (На самом деле важнее из них именно младшая – 11 дюймов, с 13-дюймовыми устройствами есть свои хитрости, которые мы рассмотрим ниже.)
Мультимедийные решения с экраном 15 дюймов и более занимают лишь около 10% продаж трансформеров. (В то время как в сбыте классических ноутбуков в среднем более 80% – это именно полноразмерные модели.) И еще в районе 15% приходится на среднеразмерные решения с матрицей 14 дюймов. Остальные позиции маргинальны.
Младшие типоразмеры
Под понятие гибрида здесь в максимальной степени подходят именно компактные устройства – с экраном менее 12 дюймов. Они достаточно легки и компактны, чтобы их можно было нормально использовать в качестве планшета. В целом – это самый «понятный» сегмент. Компактность, универсальность в использовании как за столом, так и с рук, средняя (по меркам высокомобильного сектора) производительность, которая подойдет для большинства рабочих задач, и совершенно адекватная цена за «двойную» функциональность.
Эти устройства массово используют усеченную компонентную базу: платформа Intel Braswell – процессоры Celeron и Pentium серии N; дешевая аппаратная начинка с интегрированной графикой, экраны с обычным разрешением HD (см. таблицу). Все это дает вполне доступную цену – в районе 25 тыс. руб. Есть продвинутые варианты типа Lenovo Yoga 710 или HP Elitebook уже на базе процессоров Core, но это выделенные элитные позиции, у них и цена соответствующая.
Таблица. Основные модели ноутбуков-трансформеров на российском рынке
Неудивительно, что сегмент 11” – это единственная область, где доля продаж трансформеров достигает примерно 20% сбыта ноутбуков данного типоразмера. И это несмотря на то что в данной форматной категории также присутствуют дешевые ноутбуки на Atom от локальных брендов, да и некоторая субституция с 10-дюймовыми windows-планшетами имеет место. А вот с 11-дюймовыми планшетами под Windows как раз конкуренции не возникает: те критически дороже, поскольку строятся на базе Intel Core, и это спасает одноразмерники-трансформеры от прямого столкновения.
Средние типоразмеры
На первый взгляд средний типоразмер 13 дюймов вроде бы должен быть популярен в трансформерном качестве. Но тут надо вспомнить, что обычные ноутбуки этого форм-фактора всегда были элитарной позицией в сегменте обычных ноутбуков, это легкие выездные устройства имиджевой и корпоративной направленности. Но и цены у них соответствующие. Достаточно сказать, что на сегодня королем этого сектора является Apple Macbook Air/Pro.
На таком фоне достигнуть более-менее серьезной доли даже недешевых трансформеров, казалось бы, не очень сложно. Но на самом деле продажи устройств с поворотным экраном не так уж велики – менее 10% от сбыта 13-дюймовых ноутов. И даже этот показатель достигнут в последнее время посредством откровенного демпинга от Prestigio.
Модель Visconte Ecliptica 13 строится на Atom Cherry Trail и продается по цене ниже 20 тыс. руб., что абсолютно уникально. Тут уже не важно, что компонентная начинка не ахти: это фактически нетбук с функцией трансформерности. Но это показательно. По такой цене ноуты с поворотным экраном еще как-то покупаются. А вот дороже массовый потребитель явно не готов платить.
Остальные модели по средней цене 50 тыс. руб. (HP Pavilion x360, Asus Transformer Book Flip TP3xx, Dell Inspiron 53xx) продаются какими-то объемами, но тут интересное дело. Ни среди универсальных потребительских ноутбуков средней ценовой категории Inspiron серии 5000, ни среди аналогов HP Pavilion, ни среди основной массовой серии Asus X на сегодня просто нет 13-дюмовых позиций. При этом всегда существует ряд пользователей с ограниченным бюджетом, которым данный форм-фактор представляется оптимальным. Положение же для таких потребителей сводится к следующему: нужен некоммерческий ноут среднего размера – бери трансформер. Ну и берут – а какие варианты?
Таким образом, вышеупомянутые 10% элитарного сегмента, которые заняли трансформеры, это нечто вроде такой ситуации в автомобильной отрасли: корейский автопром отжал 10% у немецкого, и то только потому, что у BMW возникли проблемы с доступностью. Согласитесь, сомнительный повод для гордости.
Большая же часть 13-дюймовых моделей: Acer Aspire R7, HP Elite, Lenovo Yoga 900 – это топовые позиции по высокой цене, и продаются они, понятно, штучно.
С 14-дюймовым сегментом вышеприведенная ситуация еще больше усугубляется, так как он традиционно насыщен бизнес-моделями. Основной игрок здесь Lenovo с Yoga и ThinkPad Yoga. Ровно то же можно, кстати, сказать и о 12-дюймовом сегменте. Получается не полноценный товарный кластер, а некая надстройка к классическим корпоративным моделям ThinkPad X2xx (12”) и T4xx (14”) соответственно. Надстройка (по продажам в штуках) выходит невысокая.
Казалось бы, для использования в бизнесе (при работе в самолете, в кафе, в варианте «презентация» во время встреч) трансформер представляется интереснейшим вариантом. Но корпоративный сотрудник пока консервативен. Либо для этих целей предпочитает иметь отдельный планшет в дополнение к ноутбуку, а не использовать гибрид одного с другим.
Старший типоразмер
Говорить о какой-либо видимой доле трансформеров в стандартном для ноутбуков форм-факторе 15”не приходится вовсе. Бюджетных решений на Braswell или на базе процессоров AMD здесь нет – все модели на Core. При этом цена за поворотный конструктив добавляет очень существенную часть к общей стоимости.
Младшие номинации Pavilion x360, Yoga 500, Asus Transformer Book стоят от 50 тыс. руб. Но у тех же производителей модели традиционных ноутбуков аналогичной комплектации можно найти в пределах 30 тыс. руб. И старшие мультимедийные ноутбуки HP Envy или IdeaPad 500 с дискретной графикой уровня GT940 и приличным дисплеем можно купить за 55–70 тыс. руб., а не за 80–90, как трансформеры аналогичной комплектации.
Готов ли пользователь полноразмерных устройств платить за изменяемое конструктивное исполнение дополнительно 20–25 тыс. кровных? При том, что юзабилити устройств с сенсорным поворотным экраном при увеличении габаритов явно сужается. На руках с таким устройством уже точно ничего не получится сделать, да и на коленях в общем-то не сказать, что сильно удобно. По цифрам продаж видно, что массовый потребитель резонов выбирать такие трансформеры не находит.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.