Лазерные проекторы на российском рынке
Василий Мочар, Ромэна Мочар
Статья посвящена наиболее интересному сегменту российского рынка проекторов – «лазерным» проекторам. В последнее время такие аппараты показывают взрывной рост числа новых моделей и отличные продажи, что идет вразрез с остальным рынком. Кроме того, есть мощные внешние факторы, способные в перспективе заставить всех производителей отказаться от традиционной подсветки и перейти на лазерную. Всё это требует особого внимания, поскольку именно сейчас закладываются основы будущего лидерства в проекторной отрасли в целом.
Наступление лазерной технологии
Товарные рынки довольно часто оказываются подвержены различным экономическим и политическим воздействиям, и чем они менее массовые, тем эта чувствительность выше. В самых небольших отраслях, к которым относится и рынок проекторов, «внутренние» факторы, связанные с деятельностью конкурентов и изменением предпочтений потребителей, зачастую могут оказаться второстепенными, например, в случае проведения определенных государственных программ или даже крупных общественных/спортивных мероприятий.
После нескольких провальных лет российский рынок проекторов только в прошлом году показал начало выправления, которое пока поддержано и неплохим первым кварталом 2017 г. Вместе с тем предыдущее снижение было столь масштабным, что текущие темпы роста совсем недостаточны для возврата к прежним серьезным уровням продаж и суммарной прибыльности.
Рынку проекторов отчаянно требуются новые идеи, способные стать локомотивном отрасли. И особенно это актуально сейчас, в связи с резким усилением конкуренции со стороны субститутов. Например, в сфере образования быстро дешевеющие большие интерактивные ЖК-дисплеи начитают теснить связку проектор/интерактивная доска, а в больших залах всё чаще начинают ставить светодиодно-модульную стену вместо стационарного проектора. ЖК-телевизоры быстро растут в размерах и дешевеют, блокируя поступление проекторов в дома. И так далее.
Конечно, нельзя сказать, что проекторы совсем «топчутся на месте». Перечислим только основные технологические достижения и тренды последнего времени: рост яркости до 4000 лм в компактных корпусах; переход на широкий формат и связанное с ним увеличение количества Full HD-моделей; появление 4К-проекторов; LED- и лазерная подсветка.
Как видим, тем много, и их сложно охватить одновременно. Мы выделили среди них наиболее важную, тем более что здесь на «внутриотраслевой» тренд как никогда сильно наложилось мощное глобальное воздействие, способное категорически его ускорить.
Речь идет о так называемых лазерных проекторах, т. е. аппаратах, у которых вместо обычной люминесцентной лампы используется лазер, как самостоятельно, так и в связке со светодиодом. Возникшие как новый класс проекторов всего несколько лет назад, такие устройства обладают множеством преимуществ, основное из которых – на порядок больший срок жизни источника света.
В результате получается значительная экономия как за счет стоимости дополнительных ламп, так и отсутствия необходимости их замены (что зачастую крайне затруднительно, например, если это тяжелый аппарат, висящий на многометровой высоте в большом зале). И это серьезно перекрывает более высокую стоимость такой продукции по сравнению с «ламповыми» проекторами. В отличие от LED-аппаратов, имеющих ограниченную яркость и потихоньку развивающихся в массовом сегменте, здесь речь идет о полноформатных проекторах (преимущественно инсталляционных), которые достаточно агрессивно начали вытеснять своих конкурентов.
Но еще интереснее в данном контексте выглядит то, что помимо естественного рыночного процесса (приход новой, более прогрессивной технологии) довольно неожиданно для всех выясняется, что до 2020 г. осталось всего несколько лет. А после этого должна войти в действие Минаматская конвенция, которая запрещает производство и использование ртуть-содержащих приборов. Отдельно следует отметить, что это касается только люминесцентных ламп общего назначения, но не ламп для проекторов. Казалось бы, в чем тогда проблема? Однако кто знает, как будет вести себя наша таможня после 2020 г., и во что обойдется объяснять ей каждый раз, что в данном проекторе находится разрешенная лампа? Или не относятся ли отдельно поставляемые лампы также к лампам общего назначения? И как поведут себя крупнейшие производители современных ламп, которых на самом деле считанное количество (Philips (лампы UHP), OSRAM (лампы серии P-VIP), Phoenix (серия SHP), Ushio (лампы NSH, NSHA), Matsushita (HS), Iwasaki (HSCR)…). В один прекрасный момент они могут под давлением своих регулирующих органов перейти на лазерную подсветку со всеми вытекающими последствиями. (Насколько мы знаем, фабрики, ориентированные на массовое производство лазерных модулей подсветки, уже строятся, и, думаем, среди этих производителей уже могла начаться паника. Учитывая, что таких ламп, вследствие большего времени службы, должно требоваться меньше, там точно будет сокращение числа игроков, если не среди основных, то среди поставщиков «совместимых» ламп.
Суммируя эти размышления, можно практически однозначно утверждать, что переход на лазерную подсветку неизбежен (по крайней мере в большинстве приложений, за исключением, возможно, только домашних кинотеатров класса High End). Вопрос сейчас только о времени и интенсивности данного перехода. Мы считаем, что он займет по меньшей мере лет пять и будет идти «сверху-вниз», т. е. сначала инсталляционники, затем всё более массовое оборудование. По истечению указанного периода времени на старой базе останется разве что сегмент сверхдешевых проекторов, но и он в течение нескольких лет неизбежно будет переведен на лазерную подсветку, ведь цены на новые лампы, вследствие массового производства, тогда уже будут вполне доступными.
Изменения качественные
Вышеприведенные выводы выглядят довольно категоричными. Не приукрашиваем ли мы действительность и не «делаем ли из мухи слона»? Чтобы развеять сомнения, стоит помимо анализа общих соображений и различных внешних событий приглядеться также и к статистике.
Следует отметить, что количество моделей проекторов на российском рынке в целом довольно стабильно и составляет 650—700 товарных позиций, без выраженного тренда к росту или снижению. Из них за последние четыре года LED-модели насчитывали около 30 штук, причем это количество также в целом стабильно. А если посчитать лазерные аппараты, то видно, что в их модельной представленности за последний год произошел качественный рывок (см. рис. 1).
Даже в предыдущие годы лазерных моделей уже было больше, чем LED, а к концу 2016 г. их число достигло 50. И это не флуктуация, а именно начало серьезного восходящего тренда. Стоит добавить, что таким образом доля моделей с альтернативной подсветкой превысила 12% от всего продуктового предложения, и это уже очень внушительно.
Рис. 1. Динамика количества моделей лазерных проекторов.
Даже отмечая заметный всплеск количества новых лазерных моделей, может и не стоило бы пороть горячку, если бы внутри данного массива не происходили качественные изменения, сигнализирующие о смене парадигмы всего класса устройств.
Тут стоит вспомнить некоторые моменты, происходившие на рынке несколько лет назад. Фактическим зачинателем класса Laser-LED являлась компания Casio, которая на нем фокусировалась и вообще не имела проекторов с обычной подсветкой. При этом ее довольно обширный модельный ряд принадлежал в основном среднему уровню характеристик и цен, которые она еще и довольно агрессивно снижала в желании сократить разрыв с «традиционными» проекторами.
Но новые компании, начавшие входить в сегмент, имели отличную от Casio продуктовую политику, что немедленно отразилось, например, на среднем уровне цен (см. рис. 2). До 2015 г. они имели тенденцию к росту, но довольно аккуратному, достигнув уровня 7 тыс. долл. Но затем последовал резкий рывок, и средние цены за год выстрелили до 25 тыс. долл. Справедливости ради стоит отметить, что на такой показатель подействовали несколько новых сверхдорогих инсталляционников Panasonic, но и без них тренд остается очевидно растущим. Однозначный вывод: новые модели в основном принадлежат к инсталляционному сегменту.
Рис. 2. Динамика средней розничной стоимости лазерных проекторов.
Этот вывод полностью подтверждается и динамикой ключевых технологических параметров. До 2015 г. средняя яркость лазерных проекторов совсем не впечатляла, находясь на уровне до 4 тыс. лм, что сопоставимо с современным бюджетными компактными аппаратами на обычных лампах. Но затем последовал быстрый рост, и сейчас это уже почти 7000 лм, что достаточно для реализации вполне серьезных инсталляционных проектов.
Рис. 3. Динамика средней яркости лазерных проекторов.
Динамика среднего веса лазерных проекторов также следует в общем русле (см. рис. 4). До 2015 г. он умеренно рос (с 5 до 10 кг), но затем за год практически удвоился и достиг 20 кг. Кстати, если возвратиться к яркости и сопоставить весовой и яркостные графики до 2015 г, то видно, что вес рос быстрее. Очевидно, что яркость несколько отставала вследствие некоторых нерешенных технологический проблем, но затем они были разрешены, и тренд по яркости также стал более крутым.
Рис. 4. Динамика среднего веса лазерных проекторов.
Завершая данный анализ, обратимся к преимущественным рабочим разрешениям лазерных проекторов, и увидим, что там та же картина (см. рис. 5). Несколько лет назад это были преимущественно XGA- и WXGA-аппараты, но прошлый год показал зарождение однозначного тренда если не к их вытеснению, то к отходу от роли мейнстрима. Быстрыми темпами растет предложение Full HD-проекторов, причем именно профессиональной вариации (1920 х 1200), также уже появились и 4К аппараты.
Рис. 5. Динамика разрешений в сегменте лазерных проекторов.
Таблица. Наиболее продаваемые лазерные проекторы по состоянию на Q4 2016 г.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.