В последнее время много говорят о стагнации компьютерного рынка, о том, что его рост закончился. Объективные цифры это вроде бы подтверждают. Например, если взять показатели продаж на российском рынке мобильных компьютеров (всех типов) за последние три года, то налицо откат на позиции двухлетней давности. В 2011 г. их было продано 8,6 млн штук, на следующий год наблюдался небольшой рост до 9 млн, а в текущем году объем продаж, скорее всего, будет на уровне 8,2 млн, а при наихудшем сценарии – вообще только около 8 млн штук (данные GFK).

Основная причина такой динамики в том, что, в связи с известными мировыми экономическими проблемами доходы населения не растут, и в такие моменты ИТ не являются приоритетными технологиями в покупательском спросе. Приведенная диаграмма отчетливо демонстрирует падение приоритета товаров группы ИТ, показавших наихудшую динамику продаж в первом полугодии 2013 г. среди всех смежных товаров электробытового профиля. Снижение в годовом исчислении составило почти 20%. В принципе это понятно, в условиях ограниченного бюджета траты населения могут возрасти только на продукты, существенно меняющие качество жизни. Например, в свое время был всплеск трат на мобильные телефоны, потому что обладание ими действительно меняло качество жизни. В 2011 и 2012 гг. был всплеск покупок ПК, что, с одной стороны, объясняется произошедшим в это время значительным падением цен на них, и это позволило людям купить второй и даже третий компьютер в дом. Но в определенной мере повышенный спрос здесь тоже обосновывался неким изменением качества жизни, поскольку компьютер общего пользования в доме это одно, а индивидуальные (в идеале) ПК для каждого члена семьи – совсем другое.

Объем, рыночная доля и годовая динамика розничного товарооборота различных сегментов рынка электробытовой техники и электроники (млрд. руб., Q1'2013)

Сейчас, конечно, появились планшеты, которые, в принципе, тоже дают изменение качества жизни, но, в условиях стагнирующего домашнего бюджета, их появление привело не к росту затрат на ИТ в домохозяйствах, а к их перераспределению внутри отдельной категории – категории компьютеров.

Общая доля товаров компьютерной категории (компьютеры всех типов, включая планшеты, и мониторы) в структуре ИТ-товаров в 2011-2013 гг. остается достаточно стабильной, а вот внутри нее происходят существенные изменения. Постепенное падение доли настольных ПК и связанных с ними мониторов уже стало привычным. Но оно весьма умеренное, в то время как сокращение доли классических ноутбуков и параллельный резкий рост доли планшетов – это новый тренд, обращающий на себя внимание. То есть происходит явное смещение потребительских приоритетов с ноутбуков на планшеты. Постепенное увеличение доли последних наблюдается еще с 2011г., и вот во втором квартале текущего года объем продаж планшетов впервые в натуральном выражении превысил поставки ноутбуков.

Интересно, что, если смотреть по денежным показателям, то объем рынка планшетов увеличился примерно на ту же сумму, на которую сузился объем продаж ноутбуков. В принципе можно сказать, что деньги, которые потребитель планировал потратить на модернизацию своего компьютерного парка, в основном ушли на покупку планшетов. И данный сегмент практически «съел» весь потенциальный рост рынка классических мобильных компьютеров.

Это, кстати, объясняет еще и такое структурное изменение, как проседание доли сегмента дорогих компьютеров. Дело в том, что данный сегмент всегда был достаточно стабилен, поскольку круг клиентов здесь больше ориентирован на качество и функционал продукта, чем на цену. Поэтому ранее все аномалии рынка (скачки роста и падения) были в основном за счет дешевых сегментов. Сейчас же просел и сегмент дорогих компьютеров. Причина, скорее всего, в том, что планшеты как функционально новый продукт покупали и те клиенты, кто обычно стремится купить ноутбук за 10 тыс. руб., и те, кто не покупает его меньше, чем за 30 тысяч. И причина в том, что планшет сам по себе меняет определенным образом качество жизни. Это устройство, которое постоянно обеспечивает не только физическую, но и интеллектуальную мобильность пользователя (связь и Интернет), и в то же время на нем довольно удобно работать с информацией.

Это отличает их от тех же смартфонов, бум роста которых обусловлен главным образом их интеллектуальной мобильностью (мобильная связь, Интернет), в то время как с точки зрения удобства работы с информацией у них имеются сильные ограничения.

У классических мобильных компьютеров – наоборот. Здесь все в порядке с обработкой информации, но нет реальной интеллектуальной мобильности. Во-первых, чисто эргономически ноутбук не очень удобен для интернет-серфинга на ходу, во-вторых, Wi-Fi, как основной средство доступа ноутбука в интернет, у нас далеко не везде доступен, а использование внешних адаптеров с SIM-картами создает дополнительный эргономический дискомфорт.

Таким образом, функциональное место планшетов среди компьютерных устройств налицо. А вот новых бюджетов у потребителя для них практически нет. Потому и не происходит расширения компьютерного рынка, а наблюдается его перераспределение.

Подробнее о тенденциях российского рынка мобильных компьютерных устройств см. «Бестселлеры IT-рынка», №3, 2013